г. Вологда |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А66-3091/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 ноября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Малиновой О.А.,
при участии от Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери Запорожченко Т.В. по доверенности от 23.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Городская Управляющая Компания "Тверь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 03 сентября 2015 года по делу N А66-3091/2015 (Истомина О.Л.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Городская Управляющая Компания "Тверь" (место нахождения: 170023, г. Тверь, ул. Маршала Захарова, д. 17а; ОГРН 1146952011535, ИНН 6950183064; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери (место нахождения: 170000, г. Тверь, ул. Московская д. 24, корп. 1; ОГРН 1036900014469, ИНН 6901001988; далее - Департамент) о взыскании 166 353 руб. 71 коп. неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 03.09.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что суд не принял во внимание, что собственники дома 56/20 по улице Склизакова приняли решение о перечислении ранее накопленных денежных средств на счет управляющей компании в целях проведения работ капитального характера, а не формирования ими в будущем фонда капитального ремонта и не изъявили свою волю на присоединение данных спорных средств к перечислениям по строке капитальный ремонт, производимым с 30.04.2014. Собственники в порядке пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) выбрали Общество как лицо, уполномоченное на совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете Департамента, а также как лицо, которое обязано провести работы капитального ремонта дома и оплатить их стоимость из ранее накопленных средств.
Департамент в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании против ее удовлетворения возражали.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 26.07.2014 на внеочередном собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Тверь, ул. Склизкова, д. 56/20 приняты следующие решения: расторгнуть договоры управления с обществом с ограниченной ответственностью "УК Московского района г. Твери"; наделить полномочиями управляющей компании Общество.
Общество 24.10.2014 направило Департаменту требование о перечислении денежных средств, собранных по строке капитальный ремонт.
Департамент 02.11.2014 уведомил Общество о том, что по статье капитальный ремонт у дома по адресу: г. Тверь, ул. Склизкова, д. 56/20, имеется 166 353 руб. 71 коп., а письмом от 06.03.2015 - указал на невозможность перечисления указанных денежных средств ввиду их фактического отсутствия.
Протоколом от 30.12.2014 N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Склизкова, д. 56/20 принято решение о перечислении денежных средств, собранных с жителей дома по статье капитального ремонта с расчетного счета Департамента на расчетный счет Общества.
Считая, что оснований для отказа возвратить денежные средства, у ответчика не имелось, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования незаконными и отказал в их удовлетворении.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым решением ввиду следующего.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 1102 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, являлось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно пункту 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Из содержания указанной нормы следует, что для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие двух обстоятельств: приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовыми актами или сделкой (отсутствие договора) оснований, а также обогащение одного лица за счет другого.
Согласно части 2 статьи 154, частям 1, 2 статьи 158 ЖК РФ платежи на капитальный ремонт являются накопительными, они вносятся собственниками помещений в многоквартирном доме в счет выполнения в будущем управляющей организацией работ по капитальному ремонту дома. Указанные денежные средства имеют строго целевой характер использования.
В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" порядок организации проведения капитального ремонта полностью изменен. Обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 417-ФЗ).
В силу части 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Право выбора способа формирования фонда капитального ремонта есть у всех собственников помещений в многоквартирном доме, независимо от выбранного ими способа управления. При этом действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домов для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
В силу части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Судом установлено, что Законодательным собранием Тверской области 28.06.2013 принят Закон Тверской области N 43-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области" (далее - Закон N 43-ЗО), который регулирует отношения, связанные с обеспечением своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тверской области.
Частью 2 статьи 3 Закона N 43-ЗО установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта принимается и реализуется собственниками помещений в многоквартирном доме не позднее чем в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2015 годы утверждена постановлением правительства Тверской области от 24.12.2013 года N 690-пп и официально опубликована 31.12.2013 в газете "Тверская жизнь".
Исходя из указанной даты период, предусмотренный частью 5 статьи 170 ЖК РФ, в течение которого собственниками помещений в многоквартирном доме должно было быть принято и реализовано решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта, истекал 30.04.2014.
Как установил суд первой инстанции, собственники помещений многоквартирного дома по адресу:. Тверь, ул. Склизкова, д. 56/20, до указанного срока в полной мере не реализовали свое право по выбору способа формирования фонда капитального ремонта, не приняли решение об избрании такого способа формирования фонда капитального ремонта, как перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, не выполнили юридически значимые действия, связанные с открытием специального банковского счета для учета средств капитального ремонта.
Постановлением администрации города Твери от 27.05.2014 N 638 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" утвержден Перечень многоквартирных домов города Твери, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. В данный перечень включен рассматриваемый многоквартирный жилой дом. Соответствующая информация размещена на официальном сайте в сети Интернет Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.
Действия уполномоченного органа по включению дома по адресу:
г. Тверь, ул. Склизкова, д. 56/20, в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества, утвержденный постановлением администрации города Твери от 27.05.2014 N 638 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора", собственники помещений не обжаловали.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца о взыскании с Департамента неосновательного обогащения в заявленном размере.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 03 сентября 2015 года по делу N А66-3091/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Городская Управляющая Компания "Тверь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-3091/2015
Истец: ООО Городская управляющая компания "Тверь"
Ответчик: Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери