г. Москва |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А40-92789/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Цымбаренко И.Б., Чеботаревой И.А., |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Крючковым П.М. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 августа 2015 года по делу N А40-92789/2015 судьи Блинниковой И.А. (120-600)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Николаева В.А. по дов. от 30.12.2014 N 33-Д-889/14; |
от ответчика: |
Пенькова А.Ю. по дов. от 09.10.2015 N 21697/2015. |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) N 77/012/204/2015-339 от 17.04.2015 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, пр-т Андропова, д. 48, стр. 6, и обязании Управления провести государственную регистрацию права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Решением от 31.08.2015, принятым по настоящему делу, заявление Департамента городского имущества города Москвы о признании незаконным решение ФГБУ "ФКП Росреестра" от 17.04.2015 N 77/012/204/2015-339 об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на земельный участок с адресными ориентирами: г. Москва, проспект Андропова, вл. 48, стр. 6, (кадастровый номер 77:05:0004006:8442) оставлено без удовлетворения.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что отказ Управления Росреестра по г.Москве вынесен в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не соглашаясь с данным решением, в апелляционной жалобе заявитель просит его отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении требований в полном объеме. При этом податель жалобы ссылается на то, что оспариваемый отказ регистрирующего органа, являясь незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Департаментом городского имущества города Москвы в Управление Росреестра по Москве подано заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, пр-т Андропова, д. 48, стр. 6.
Письмом от 17.04.2015 N 77/012/204/2015-339 Управлением Росреестра по Москве отказано в государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимости - земельный участок с адресными ориентирами: Москва, проспект Андропова, вл. 48, стр. 6 (кадастровый номер 77:05:0004006:8442) в связи с тем, что отсутствует документальное подтверждение факта расположения на данном земельном участке объекта недвижимости, отнесенного к собственности города Москвы, а также предоставление указанного объекта органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также каким-либо иным лицам (организациям), перечисленным в п. 2 ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
Считая данный отказ незаконным и необоснованным, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд г.Москвы с указанными выше требованиями.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения, действий (бездействия) госоргана незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Совокупности указанных обстоятельств при рассмотрении настоящего дела не установлено.
В силу абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В силу п.1 ст.17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно ст. 18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в собственности субъекта Российской Федерации находятся земельные участки, в том числе, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В целях разграничения государственной собственности на землю пунктом 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) к собственности субъектов Российской Федерации, в том числе, отнесены: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, в случае если основанием для регистрации права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего субъекту Российской Федерации, необходимо представить правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и документы, подтверждающие нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
Документы, подтверждающие расположение зданий, строений, сооружений, принадлежащих на праве собственности городу Москве, на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0004006:8442, в Управление не представлены.
Вместе с тем, в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) не содержится сведений о наличии (расположении) на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером 77:05:0004006:8442 (в составе сведений о данном объекте недвижимости) объектов недвижимости (объекта капитального строительства).
В соответствии с п.2 ст. 16, п.З ст.8 и п.1 ст. 19 Закона о регистрации, в целях получения дополнительных сведений об объектах недвижимости, расположенных на указанном земельном участке, Управлением в адрес ГУП МосгорБТИ направлен соответствующий запрос.
Однако на момент принятия решения об отказе в государственной регистрации права собственной на спорный объект недвижимости ответ в Управление не поступил.
Сведения ЕГРП и имеющиеся в Управление документы, не подтверждают предоставление земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004006:8442 органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также каким - либо иным лицам (организациям), перечисленным в п. 2 ст. 3.1 Закон о введении в действие ЗК РФ.
Иные документы, являющиеся в соответствии с действующим законодательством основанием для возникновения права собственности города Москвы на вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 77:05:0004006:8442 в Управление в дело правоустанавливающих документов не представлены.
Информация о том, что документы-основания были представлены ранее и помещены в другое дело правоустанавливающих документов (далее - дело ПУД), с указанием номера такого дела ПУД, в представленном заявлении и других документах также отсутствует.
Согласно сведениям ГКН, заявленный к регистрации земельный участок с кадастровым номером 77:05:0004006:8442 образован из земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004006:32. При этом в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004006:32 зарегистрировано обременение в виде аренды.
В соответствии с п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В силу ст. 5 ЗК под арендаторами понимаются также лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договорам субаренды.
В настоящем случае, как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласие арендатора в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно согласился с выводом регистрирующего органа о том, что проведение государственной регистрации права собственности ДГИ города Москвы на вышеуказанный земельный участок не представлялось возможным.
С учетом изложенного, представляется правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Департамента о признании незаконным решения Управления Росреестра по г.Москве N 77/012/204/2015-339 от 17.04.2015 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, пр-т Андропова, д. 48, стр. 6.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Учитывая изложенное апелляционный суд считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 августа 2015 года по делу N А40-92789/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
И.Б. Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-92789/2015
Истец: ДГИ г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ