г. Москва |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А41-43507/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя Жилищно-строительного кооператива "Бугорок" - Клевитов П.В. представитель по доверенности от 01 марта 2013 года,
от заинтересованного лица Администрации Каширского муниципального района Московской области - Лиопов Р.В. представитель по доверенности от 25 декабря 2014 года,
от третьих лиц Министерства строительного комплекса Московской области, Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Бугорок" на решение Арбитражного суда Московской области от 25 сентября 2015 года по делу N А41-43507/15, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Бугорок" к Администрации Каширского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа по изменению вида разрешенного использования, обязать принять постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка, третьи лица - Министерство строительного комплекса Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "Бугорок" (далее - ЖСК "Бугорок", кооператив) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Каширского муниципального район Московской области (далее - администрация), в котором просил суд:
- признать незаконным отказ Администрации Каширского района в принятии решения об установлении соответствия вида разрешенного использования: "для жилищного строительства" виду разрешенного использования: "индивидуальное жилищное строительство" в отношении земельных участков из земель населенных пунктов, находящихся в государственной собственности, с кадастровыми номерами 50:37:0060310:225, 50:37:0060310:226, 50:37:0060310:227 и 50:37:0000000:7117, расположенных по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. 1-я Дзержинская, выраженный в письме от 11 июня 2015 года за исх. N 809/6;
- обязать Администрацию Каширского района в течение месяца с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Московской области по данному делу, принять постановление (решение) об установлении соответствия вида разрешенного использования: "для жилищного строительства" виду разрешенного использования: "индивидуальное жилищное строительство" в отношении земельных участков из земель населенных пунктов, находящихся в государственной собственности, с кадастровыми номерами 50:37:0060310:225, 50:37:0060310:226, 50:37:0060310:227 и 50:37:0000000:7117, расположенных по адресу: Московская область, Кашира, ул. 1-я Дзержинская.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительного комплекса Московской области (далее - Минстрой МО), Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области (далее - управление архитектуры), Министерство имущественных отношений Московской области (далее - МИОМО).
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 сентября 2015 года в удовлетворении заявления ЖСК "Бугорок" отказано (л.д. 140).
Не согласившись с данным судебным актом, кооператив обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Министерства строительного комплекса Московской области, Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель кооператива поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 12 апреля 2010 года между Комитетом по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района Московской области (арендодатель) и ЖСК "Бугорок" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 16, в соответствии пунктом 1.1 которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:37:0060310:134, общей площадью 7200 кв.м., категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для жилищного строительства" (л.д. 17).
В соответствии с пунктом 2.1. договора аренды земельный участок предоставлен в аренду сроком на три года с даты государственной регистрации.
Договор аренды был зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 15 июня 2010 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена регистрационная запись за номером 50-50-37/012/2010-394 (л.д. 22).
Изменениями от 16 мая 2013 года к договору аренды срок действия договора аренды был продлен до 12 апреля 2016 года (л.д. 26).
Постановлением Администрации Каширского района от 27 мая 2013 года N 1291-пг земельный участок с кадастровым номером 50:37:0060310:134 был разделен на четыре земельных участка площадью 1802 кв.м., 1864 кв.м., 1806 кв.м. и 1728 кв.м. соответственно (л.д. 28).
01 июля 2013 года в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о вновь образованных земельных участках с кадастровыми номерами:
- 50:37:0000000:7117, площадью 1802+/-15 кв.м.;
- 50:37:0060310:227, площадью 1864+/-15 кв.м.;
- 50:37:0060310:226, площадью 1806+/-15 кв.м.;
- 50:37:0060310:225, площадью 1728+/-15 кв.м.
Права на вновь образованные земельные участки до настоящего времени не зарегистрированы, изменения в Договор аренды земельного участка об уточнении предмета договора не вносились.
ЖСК "Бугорок" 15 мая 2015 года обратилось в Администрацию Каширского района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:37:0060310:225, 50:37:0060310:226, 50:37:0060310:227 и 50:37:0000000:7117 с "жилищного строительства" на вид разрешенного использования: "для индивидуального жилищного строительства" (л.д. 56).
В ответ на данное обращения администрация направила в адрес заявителя письмо от 11 июня 2015 года N 809/6, в котором указала, что изменение вида разрешенного использования указанных земельных участков не представляется возможным, так как они носят временный характер, а также в связи с тем, что в договор аренды изменения в части предмета договора внесены не были.
Посчитав, что данный отказ нарушает права и законные интересы ЖСК "Бугорок", последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно совместному постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01 июля 1996 года N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
Обосновывая необходимость изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:37:0060310:225, 50:37:0060310:226, 50:37:0060310:227 и 50:37:0000000:7117, общество указывает, что указанные земельные участки на основании разрешительной документации, в том числе в соответствии с градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060310:134, утвержденного постановлением Главы города Пущино от 06 мая 2011 года N 360-гп, Схемы расположения земельного участка, разрешением на строительство N RU505081022011017 от 18 мая 2011 года, техническими условиями, выданными кооперативу уполномоченными органами, должны использоваться только в целях индивидуального жилищного строительства.
Однако, обращаясь в суд с настоящими требованиями, заявитель не принимает во внимание следующие обстоятельства.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При осуществлении государственного кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе дополнительные сведения, к которым, в частности относится указание на разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок (пункт 14 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 11.4. Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Часть 3 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ устанавливает, что учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления одновременно с постановкой на учет образованных из таких объектов недвижимости иных объектов недвижимости в случае, если право собственности на все образованные объекты недвижимости возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу положений части 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
При этом в соответствии с положениями пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В данном случае земельные участки с кадастровыми номерами 50:37:0060310:225, 50:37:0060310:226, 50:37:0060310:227 и 50:37:0000000:7117 носят временный характер, образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060310:134, который до регистрации прав на вновь образованные земельные участки не подлежит снятию с кадастрового учета, следовательно, вид разрешенного использования вновь образованных земельных участков не может отличаться от вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060310:134.
Земельный участок с кадастровым номером 50:37:0060310:134 имеет вид разрешенного использования "для жилищного строительства".
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 ЗК РФ В случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Как следует из содержания указанной нормы, при образовании нового участка взамен переданного в аренду, арендные отношения могут быть возобновлены с прежним арендатором или на основе заключения нового договора или посредством заключения соглашения о внесении изменений в прежний договор. Таким образом, выбор варианта продолжения договорных отношений оставлен законодателем на усмотрение сторон.
В ходе судебного разбирательства установлено, что какие-либо изменения в договор аренды в части изменения предмета договора внесены не были.
Также несостоятельна ссылка кооператива на пункт пункта 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не принимается апелляционным судом ввиду следующего.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года N 540 и действует с 24 декабря 2014 года.
В силу пункта 13 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Вместе с тем, кооперативом не представлено доказательств того, что он является правообладателем указанных в заявлении вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами 50:37:0060310:225, 50:37:0060310:226, 50:37:0060310:227 и 50:37:0000000:7117. Кроме того из кадастровых паспортов указанных земельных участков следует, что сведения о правах какого-либо лица на данные участки отсутствуют.
При этом апелляционный суд также учитывает, что земельный участок с кадастровым номером 50:37:0060310:134, принадлежащий кооперативу на праве аренды, в соответствии с нормами законодательства прекратил свое существование как объект гражданско-правовых отношений.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, принимая во внимание, что вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:37:0060310:225, 50:37:0060310:226, 50:37:0060310:227 и 50:37:0000000:7117, носящих временный характер, и образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060310:134, не может отличаться от вида разрешенного использования первоначального земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Апелляционный суд также учитывает, что кооперативом не представлено доказательств того, что он является правообладателем указанных в заявлении вновь образованных земельных участков, в связи с этим заявителем не доказано, что оспариваемый отказ нарушают права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 сентября 2015 года по делу N А41-43507/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43507/2015
Истец: ЖСК "Бугорок"
Ответчик: Администрация Каширского муниципального района Московской области ,
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства МО, Министерство имущественных отношений МО, Министерство строительного комлекса МО, Администрация Каширского муниципального района Московской области