г. Москва |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А41-59759/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Катькиной Н.Н., Епифанцевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Ереминой А.Г.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Прискарь А.А., по доверенности от 25.12.2014;
от Администрации города Ногинск Московской области: Дворецкова Л.А., по доверенности от 15.04.2015 N 1исх. 625;
от Пелевина О.Л.: Буянова Т.В., по доверенности от 05.03.2015;
от Карбышева А.Л.: не явились, извещены;
от Торопа Н.В.: не явились, извещены;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра": не явились, извещены;
от ТУ ФАУГИ в Московской области: не явились, извещены;
от ФГУП "РОСЛЕСИНФОРГ" "ЦЕНТРЛЕСПРОЕКТ": Забродина И.А., по доверенности от 29.07.2015;
от Правительства Московской области: не явились, извещены;
от Коммерческого банка "Богородский муниципальный банк": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2015 года по делу N А41-59759/14, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению Комитета лесного хозяйства московской области к Администрации города Ногинск Московской области, Администрации Ногинского муниципального района Московской область, Пелевину О.Л., Карбышеву А.Л., Торопу Н.В., третьи лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", ТУ ФАУГИ в Московской области, ФГУП "РОСЛЕСИНФОРГ" "ЦЕНТРЛЕСПРОЕКТ", Правительство Московской области, Коммерческий банк "Богородский муниципальный банк", о признании недействительными постановлений,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации МО "город Ногинск Московской области" с требованиями:
- признать недействительным и отменить Постановление Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области" N 873 от 26.12.2011 "О разрешении Карбышеву А.Л. разработки проекта планировки территории п. Колышкино болото Ногинского района в границах: с запада - ул. Советской Конституции включительно, с севера и востока - граница муниципального образования "Город Ногинск Московской области", с юга - граница муниципального образования "Город Ногинск Московской области" и ул. 1-я Солнечная включительно";
- признать недействительным и отменить Постановление Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области" N 380 от 01.06.2012 "Об утверждении проекта планировки территории п. Колышкино болото Ногинского района в границах: с запада - ул. Советской Конституции включительно, с севера и востока - граница муниципального образования "Город Ногинск Московской области", с юга - граница муниципального образования "Город Ногинск Московской области" и ул. 1-я Солнечная включительно";
- признать незаконным и отменить Постановление Администрации Ногинского муниципального района Московской области N 1187 от 23.08.2012 г. "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных в Ногинском районе, городском поселении Ногинск, п. Колышкино болото";
- признать незаконным и отменить Постановление Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области" N 860 от 23.11.2012 г. "Об установлении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных: Московская область, Ногинский район, городское поселение Ногинск, п. Колышкино Болото, участки Ш, 2П, ЗП, 4П, 5П, 6П, 7П, 8П, 9ПД0П, 11П, 12П, 13ПД4П, 15П,16П,17П,18П, 19П, 20П, 21П, 22П, 23П";
- истребовать из незаконного владения 18 земельных участков: у Пелевиной О.Л. - земельные участки с кадастровыми номерами 50:16:0104007:338, 50:16:0104007:266, 50:16:0104007:280, 50:16:0104007:264, 50:16:0104007:275, 50:16:0104007:265, 50:16:0104007:260, 50:16:0104007:262, 50:16:0104007:269, 50:16:0104007:277, 50:16:0104007:272, 50:16:0104007:270, 2/3 земельного участка с кадастровым номером 50:16:0104007:276,
у Чикунова Г.Г. - земельный участок с кадастровым номером 50:16:0104007:337, у Карбышева А.Л. - земельные участки с кадастровыми номерами 50:16:0104007:267, 50:16:0000000:57482, 50:16:0104007:261, 1/3 земельного участка с кадастровым номером 50:16:0104007:276,
у Торопа Н.В. - земельный участок с кадастровым номером 50:16:0104007:268, входящие в состав земель лесного фонда;
- обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами, указанными в п.5 исковых требований;
- взыскать солидарно с Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области" и Карбышева А.Л., как непосредственно проводивших работы по планировке участка в натуре, причиненный материальный вред в сумме 411671 руб. в пользу Комитета лесного хозяйства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2015 года по делу N А41-59759/14 в удовлетворении требований Комитету лесного хозяйства Московской области отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Истец и ФГУП "РОСЛЕСИНФОРГ" "ЦЕНТРЛЕСПРОЕКТ" направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы.
Администрация города Ногинск Московской области, Пелевина О.Л. направили в судебное заседание своих представителей, которые возражали на доводы апелляционной жалобы.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, лесной участок площадью 4141 га с кадастровым (условным) номером 50-50-98/012/2009-065, с местоположением: Московской области, Ногинский район, Подольское лесничество, Ногинское сельское участковое лесничество, относится к лесному фонду и находится в собственности Российской Федерации.
Согласно Акту осмотра территории лесного участка от 09.01.2014 при осуществлении надзора на землях лесного фонда было выявлено, что на части земельного участка, расположенного: Московской области, Ногинский район, Подольское лесничество, Ногинское сельское участковое лесничество, в квартале 20 выделе 37 произведена вырубка лесных насаждений в количестве 192 деревьев.
При этом, предоставление указанных земельных участков осуществлялось на основании Постановления Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области" от 26.12.2011 N 873 "О разрешении Карбышеву А.Л. разработки проекта планировки территории п. Колышкино болото Ногинского района в границах: с запада - ул. Советской Конституции включительно, с севера и востока - граница муниципального образования "Город Ногинск Московской области", с юга - граница муниципального образования "Город Ногинск Московской области" и ул. 1-я Солнечная включительно", Постановления Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области" от 01.06.2012 N 380 "Об утверждении проекта планировки территории п. Колышкино болото Ногинского района в границах: с запада - ул. Советской Конституции включительно, с севера и востока - граница муниципального образования "Город Ногинск Московской области", с юга - граница муниципального образования "Город Ногинск Московской области" и ул. 1-я Солнечная включительно", Постановления Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области" от 23.08.2012 N1187 "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных в Ногинском районе, городском поселении Ногинск, п. Колышкино болото", Постановления Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области" от 23.11.2012 N 860 "Об установлении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных: Московская область, Ногинский район, городское поселение Ногинск, п. Колышкино Болото, участки 1П, 2П, ЗП, 4П, 5П, 6П, 7П, 8П, 9П, 10П, 11П, 12П, 13П, 14П, 15П, 16П, 17П, 18П, 19П, 20П, 21П, 22П, 23П".
По результатам аукциона по продаже права на заключения договора аренды земельных участков от 09.12.2013 земельные участки с кадастровыми номерами 50:16:0104007:263, 50:16:0104007:266, 50:16:0104007:280, 50:16:0104007:264, 50:16:0104007:275, 50:16:0104007:267, 50:16:0104007:265, 50:16:0104007:260, 50:16:0104007:268, 50:16:0000000:57482, 50:16:0104007:261, 50:16:0104007:276, 50:16:0104007:262, 50:16:0104007:269, 50:16:0104007:277, 50:16:0104007:272, 50:16:0104007:270, 50:16:0104007:278 предоставлены Пелевиной О.Л. сначала в аренду, а затем в собственность, что подтверждается выписками из ЕГРП и делам правоустанавливающих документов соответствующих земельных участков.
Согласно кадастровым выпискам земельный участок с кадастровым номером 50:16:0104007:263 разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 50:16:0104007:337 и 50:16:0104007:338.
В материалы дела представлены договоры купли-продажи, договоры дарения, а также свидетельства о государственной регистрации права, из которых следует, что в настоящий момент земельные участки с кадастровыми номерами 50:16:0104007:338, 50:16:0104007:266, 50:16:0104007:280, 50:16:0104007:264, 50:16:0104007:275, 50:16:0104007:265, 50:16:0104007:260, 50:16:0104007:262, 50:16:0104007:269, 50:16:0104007:277, 50:16:0104007:272, 50:16:0104007:270, 2/3 земельного участка с кадастровым номером 50:16:0104007:276 находятся в собственности Пелевиной О.Л., земельные участки с кадастровыми номерами 50:16:0104007:267, 50:16:0000000:57482, 50:16:0104007:261, 1/3 земельного участка с кадастровым номером 50:16:0104007:276 - в собственности Карбышева А.Л., земельный участок с кадастровым номером 50:16:0104007:337 - в собственности Чикунова Г.Г., земельный участок с кадастровым номером 50:16:0104007:268 - в собственности Торопа Н.В.
Согласно кадастровым выпискам и материалам кадастровых дел земельные участки с кадастровыми номерами 50:16:0104007:338, 50:16:0104007:266, 50:16:0104007:280, 50:16:0104007:264, 50:16:0104007:275, 50:16:0104007:265, 50:16:0104007:260, 50:16:0104007:262, 50:16:0104007:269, 50:16:0104007:277, 50:16:0104007:272, 50:16:0104007:270, 50:16:0104007:276, 50:16:0104007:337, 50:16:0104007:267, 50:16:0000000:57482, 50:16:0104007:261, 50:16:0104007:268, расположенные в Московской области, Ногинском районе, п. Колышкино болото, участки 1-23П, поставлены на кадастровый учет в сентябре 2012 года, отнесены к категории земель - земли населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования - для размещения индивидуального жилищного строительства.
Как указывается заявителем и следует из заключения ФГУП "Рослесинфорг" от 07.08.2014 N 13/1380, схемы наложения, земельные участки с кадастровыми номерами 50:16:0104007:338, 50:16:0104007:266, 50:16:0104007:280, 50:16:0104007:264, 50:16:0104007:275, 50:16:0104007:265, 50:16:0104007:260, 50:16:0104007:262, 50:16:0104007:269, 50:16:0104007:277, 50:16:0104007:272, 50:16:0104007:270, 50:16:0104007:276, 50:16:0104007:337, 50:16:0104007:267, 50:16:0000000:57482, 50:16:0104007:261, 50:16:0104007:268 накладываются на земли лесного фонда на общей площади 26503,50 кв.м, в связи с чем Комитет лесного хозяйства Московской области постановка на кадастровый учет и распоряжение органами местного самоуправления такими участками является незаконным, поскольку данные участки относятся к землям лесного фонда.
Учитывая изложенное, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
В отношении требований о признании недействительными ненормативных актов Администрации: о разрешении разработки проекта планирования территории; об утверждении проекта планировки территории; об утверждении схемы расположения земельного участка, об установлении вида разрешенного использования земельного участка, апелляционный суд полагает необходимым указать следующее.
В силу ст. 198 АПК РФ, Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1).
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной ГрК РФ, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2).
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5).
В соответствии с частью 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по собственной либо на основании предложений юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (пункты 2 и 3 статьи 46).
Согласно пунктам 5, 8, 10, 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения. Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области" от 26.12.2011 N 873 по обращению Карбышева А.Л. разрешена разработка проекта планировки территории п. Колышкино болото Ногинского района в границах: с запада - ул. Советской Конституции включительно, с севера и востока - граница муниципального образования "Город Ногинск Московской области", с юга - граница муниципального образования "Город Ногинск Московской области" и ул. 1-я Солнечная включительно. Постановление Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области" от 26.12.2011 N 873 опубликовано в установленном законом порядке в газете "Богородские вести" от 11.01.2012.
При этом в материалах дела не имеется сведений о представлении заинтересованными лицами в орган местного самоуправления поселения предложений о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории до проведения публичных слушаний. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Распоряжением Администрации муниципального образования "Городс Ногинск Московской области" от 25.04.2012 N 131р, опубликованным в газете "Богородские вести" от 28.04.2012 N 32, назначены публичные слушания по обсуждению проектной документации по планировке спорной территории.
Согласно протоколу публичных слушаний по обсуждению проектной документации планировки территории от 12.05.2012 N 23 замечаний и предложений по проектной документации в ходе публичных слушаний не поступило. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
По результатам публичных слушаний Администрацией муниципального образования "Город Ногинск Московской области" принято постановление от 01.06.2012 N 380 "Об утверждении проекта планировки территории п. Колышкино болото Ногинского района в границах: с запада - ул. Советской Конституции включительно, с севера и востока - граница муниципального образования "Город Ногинск Московской области", с юга - граница муниципального образования "Город Ногинск Московской области" и ул. 1-я Солнечная включительно".
Заключение по результатам публичных слушаний от 31.05.2012 N 24 и постановление Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области" от 01.06.2012 N 380 опубликованы в газете "Богородские вести" от 06.06.2012.
Доказательств оспаривания заключения по результатам публичных слушаний от 31.05.2012 N 24, в том числе Комитетом лесного хозяйства Московской области, в материалы дела не представлено.
Таким образом, Администрацией муниципального образования "Город Ногинск Московской области" процедура разработки и утверждения проектной документации планировки территории п. Колышкино болото Ногинского района в границах: с запада - ул. Советской Конституции включительно, с севера и востока - граница муниципального образования "Город Ногинск Московской области", с юга - граница муниципального образования "Город Ногинск Московской области" и ул. 1-я Солнечная включительно, соблюдена в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Комитет лесного хозяйства Московской области также просит признать недействительными Постановление Администрации Ногинского муниципального района Московской области от 23.08.2012 N 1187 и Постановлением Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области" от 23.11.2012 N 860, поскольку на основании данных ненормативных правовых актов осуществлен кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 50:16:0104007:263, 50:16:0104007:266, 50:16:0104007:280, 50:16:0104007:264, 50:16:0104007:275, 50:16:0104007:267, 50:16:0104007:265, 50:16:0104007:260, 50:16:0104007:268, 50:16:0000000:57482, 50:16:0104007:261, 50:16:0104007:276, 50:16:0104007:262, 50:16:0104007:269, 50:16:0104007:277, 50:16:0104007:272, 50:16:0104007:270, 50:16:0104007:278.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Следовательно, утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровой карте (плане) территории является первоначальным этапом для постановки таких земельных участков на кадастровый учет, а также для приобретения таких участков на праве аренды либо в собственность.
При этом пункт 7 статьи 36 ЗК РФ призван гарантировать соблюдение требований земельного и градостроительного законодательства при проведении кадастровых работ, связанных с созданием (образованием) земельных участков, и одновременно защиту прав смежных землепользователей и землевладельцев, а также преемственность ранее сложившихся отношений в сфере землепользования.
Постановлением Администрации Ногинского муниципального района Московской области от 23.08.2012 N 1187 утверждены схемы расположения на кадастровом плане территории земельных участков 1П, 2П, ЗП, 4П, 5П, 6П, 7П, 8П, 9П, 10П, 11П, 12П, 13П, 14П, 15П, 16П, 17П, 18П, 19П, 20П, 21П, 22П, 23П, с местоположением: Московская область, Ногинский район, городское поселение Ногинск, п. Колышкино Болото.
Как следует из материалов дела, на основании указанного постановления на кадастровый учет были поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 50:16:0104007:263, 50:16:0104007:266, 50:16:0104007:280, 50:16:0104007:264, 50:16:0104007:275, 50:16:0104007:267, 50:16:0104007:265, 50:16:0104007:260, 50:16:0104007:268, 50:16:0000000:57482, 50:16:0104007:261, 50:16:0104007:276, 50:16:0104007:262, 50:16:0104007:269, 50:16:0104007:277, 50:16:0104007:272, 50:16:0104007:270, 50:16:0104007:278, которые в дальнейшем Администрацией Ногинского муниципального района Московской области были предоставлены Пелевиной О.Л. в аренду, а затем в собственность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Как следует из материалов дела, в том числе из кадастровых выписок, спорные земельные участки отнесены к категории земель - земли населенных пунктов.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области" от 23.11.2012 N 860 земельным участкам 1П, 2П, ЗП, 4П, 5П, 6П, 7П, 8П, 9П, 10П, 11П, 12П, 13П, 14П, 15П, 16П, 17П, 18П, 19П, 20П, 21П, 22П, 23П, с местоположением: Московская область, Ногинский район, городское поселение Ногинск, п. Колышкино Болото, установлен вид разрешенного использования - для размещения индивидуально жилищного строительства.
В обоснование довода о нарушении вышеуказанными ненормативными актами прав и законных интересов истца, Комитет указывает, что спорная территория входит в состав земель лесного фонда, в связи с чем Администрация муниципального образования "Город Ногинск Московской области" не имела полномочий по распоряжению указанной территорией.
Между тем, как указывалось выше, Администрацией муниципального образования "Город Ногинск Московской области" процедура по утверждению проектной документации планировки спорной территории проведения в соответствии с градостроительным законодательством, решение о разработке проекта планировки и документация по планировке территории доведены до сведения заинтересованных лиц путем официального опубликования. При этом, право на внесение замечаний и предложений по проекту планировки спорой территории Комитетом лесного хозяйства Московской области в установленные законом сроки реализовано не было.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на пропуск заявителем трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ при заявлении такого рода требований, ввиду следующего.
Комитет лесного хозяйства Московской области просит признать недействительными Постановление Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области" от 26.12.2011 N 873 "О разрешении Карбышеву А.Л. разработки проекта планировки территории п. Колышкино болото Ногинского района в границах: с запада - ул. Советской Конституции включительно, с севера и востока - граница муниципального образования "Город Ногинск Московской области", с юга - граница муниципального образования "Город Ногинск Московской области" и ул. 1-я Солнечная включительно", Постановление Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области" от 01.06.2012 N 380 "Об утверждении проекта планировки территории п. Колышкино болото Ногинского района в границах: с запада - ул. Советской Конституции включительно, с севера и востока - граница муниципального образования "Город Ногинск Московской области", с юга - граница муниципального образования "Город Ногинск Московской области" и ул. 1-я Солнечная включительно", Постановление Администрации Ногинского муниципального района Московской области от 23.08.2012 N 1187 "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных в Ногинском районе, городском поселении Ногинск, п. Колышкино болото", Постановление Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области" от 23.11.2012 N 860 "Об установлении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных: Московская область, Ногинский район, городское поселение Ногинск, п. Колышкино Болото, участки 1П, 2П, ЗП, 4П, 5П, 6П, 7П, 8П, 9ПД0П, 11П, 12П, 13ПД4П, 15П,16П,17П,18П, 19П, 20П, 21П, 22П, 23П".
Рассматриваемое заявление подано Комитетом лесного хозяйства Московской области в Арбитражный суд Московской области 29.09.2014, что подтверждается штампом о регистрации заявления. При этом, ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока истцом не заявлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для удовлетворения вышеуказанных требований не имеется.
В отношении требований Комитета об истребовании спорных земельных участков из чужого незаконного владения апелляционный суд полагает необходимым указать следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Согласно пункту 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22, Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений, а потому наделен ограниченными полномочиями собственника в отношении спорного земельного участка.
С учетом изложенного, действующее законодательство не исключает возможности обращения Комитета лесного хозяйства Московской области в суд с заявленными требованиями в качестве процессуального истца.
Пунктом 1 статьи 8 ЛК РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Пунктом 2 статьи 302 ГК РФ установлено, что если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 45 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав" разъяснено, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В обоснование требования об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков Комитет лесного хозяйства Московской области указывает, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:16:0104007:338, 50:16:0104007:266, 50:16:0104007:280, 50:16:0104007:264, 50:16:0104007:275, 50:16:0104007:265, 50:16:0104007:260, 50:16:0104007:262, 50:16:0104007:269, 50:16:0104007:277, 50:16:0104007:272, 50:16:0104007:270, 50:16:0104007:276, 50:16:0104007:337, 50:16:0104007:267, 50:16:0000000:57482, 50:16:0104007:261, 50:16:0104007:268 входят в состав земель лесного фонда, в связи с чем нахождение данных земельных участков в собственности частных лиц является незаконным.
Кроме того, в своей апелляционной жалобе истец указывает, что спорные земельные участки входят в состав земель лесного фонда в силу закона.
Между тем, материалами дела подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:16:0104007:338, 50:16:0104007:266, 50:16:0104007:280, 50:16:0104007:264, 50:16:0104007:275, 50:16:0104007:265, 50:16:0104007:260, 50:16:0104007:262, 50:16:0104007:269, 50:16:0104007:277, 50:16:0104007:272, 50:16:0104007:270, 50:16:0104007:276, 50:16:0104007:337, 50:16:0104007:267, 50:16:0000000:57482, 50:16:0104007:261, 50:16:0104007:268 поставлены на кадастровый учет в сентябре 2012 года, отнесены к категории земель - земли населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования - для размещения индивидуального жилищного строительства. Границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
При этом в материалах дела, в том числе в кадастровых делах спорных земельных участков, не имеется доказательств, что постановка на кадастровый учет спорных земельных участков оспорена и признана недействительной.
В своей апелляционной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области указывает, что границы спорных участков не согласованы с Росимуществом как собственником смежного земельного участка лесного фонда.
Однако, по смыслу статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование границ земельных участков не производится в случае, если такие земельные участки относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Доказательств разграничения государственной собственности на момент постановки спорных земельных участков на кадастровый учет в материалах дела не имеется.
Кроме того, на земельные участки с кадастровыми номерами 50:16:0104007:338, 50:16:0104007:266, 50:16:0104007:280, 50:16:0104007:264, 50:16:0104007:275, 50:16:0104007:265, 50:16:0104007:260, 50:16:0104007:262, 50:16:0104007:269, 50:16:0104007:277, 50:16:0104007:272, 50:16:0104007:270, 50:16:0104007:276, 50:16:0104007:337, 50:16:0104007:267, 50:16:0000000:57482, 50:16:0104007:261, 50:16:0104007:268 зарегистрировано право собственности Пелевиной О.Л., Карбышева А.Л., Чикунова Г.Г., Торопа Н.В., что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из ЕГРП.
Исходя из сведений, содержащихся в делах правоустанавливающих документов, спорные земельные участки изначально были предоставлены Пелевиной О.Л. по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды от 09.12.2013.
При этом в материалах дела не имеется сведений и документов, подтверждающих оспаривание аукциона от 09.12.2013, в том числе Комитетом лесного хозяйства Московской области.
Кроме того, согласно частям 1, 3 статьи 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
Вместе с тем в соответствии со статьей 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Статьей 67 ЛК РФ установлен исчерпывающий перечень земель, на которых проводится лесоустройство: на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Статьей 69 ЛК РФ установлено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Согласно статье 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ предусмотрено, что в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
При этом тот факт, что в силу положений статей 4.2, 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным и может быть использован для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта, само по себе не свидетельствует об отсутствии у ответчиков прав на спорные земельные участки.
Обращаясь с рассматриваемыми исковыми требованиями, Комитет лесного хозяйства Московской области указывает, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:16:0104007:338, 50:16:0104007:266, 50:16:0104007:280, 50:16:0104007:264, 50:16:0104007:275, 50:16:0104007:265, 50:16:0104007:260, 50:16:0104007:262, 50:16:0104007:269, 50:16:0104007:277, 50:16:0104007:272, 50:16:0104007:270, 50:16:0104007:276, 50:16:0104007:337, 50:16:0104007:267, 50:16:0000000:57482, 50:16:0104007:261, 50:16:0104007:268 незаконно образованы из земель лесного фонда, расположенных по адресу: Московской области, Ногинский район, Подольское лесничество, Ногинское сельское участковое лесничество, в квартале 20 выделе 37, находящихся в федеральной собственности.
Право собственности на лесной участок подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права от 10.04.2009.
Заявитель представил в материалы дела заключение ФГУП "РОСЛЕСИНФОРГ" от 07.08.2014 N 13/1380, План лесных участков Ногинского района Московской области от 20.02.2009, Таксационное описание по состоянию на 01.01.2007, в которых указывается на наложение спорных земельных участков на земли, занятые лесным фондом.
Однако, апелляционный суд учитывает, что из указанных документов не представляется возможным установить координаты и площадь такого наложения. Между тем, для удовлетворения требования об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения необходимо установить координаты и площадь истребуемого земельного участка.
Поскольку представленные истцом документы координат пересечения земельных участков не содержат, апелляционный суд уведомил стороны о необходимости проведения экспертизы по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Как следует из пункта 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" в силу части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
Если при рассмотрении дела возникли вопросы, для разъяснения которых требуются специальные знания, и согласно положениям АПК РФ экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, то при отсутствии ходатайства или согласия на назначение экспертизы со стороны лиц, участвующих в деле, суд разъясняет им возможные последствия незаявления такого ходатайства (отсутствия согласия).
В случае если такое ходатайство не поступило или согласие не было получено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Кодекса).
На вопрос апелляционного суда представитель истца в судебном заседании пояснил, что ходатайствовать о назначении экспертизы не намерен.
Соответственно, апелляционный суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело по имеющимся доказательствам.
Вместе с тем, заявитель не представил доказательств, что на момент формирования в 2012 году и предоставления спорных земельных участков в аренду и собственность указанная территория относилась к землям лесного фонда.
Поскольку Комитет лесного хозяйства Московской области не подтвердил отнесение спорных земельных участков к лесным участкам и, соответственно, права на такие участки, суд приходит к выводу, что требования об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиал по Московской области снять с кадастрового учета такие земельные участки также не подлежат удовлетворению.
Также суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неподтвержденности исковых требований о взыскании убытков.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2015 года по делу N А41-59759/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-59759/2014
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: Администрация муниципального образования "Города Ногинск Московской области"
Третье лицо: Карбышев Александр Леонидович, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, ЦА ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Центральный филиал государственной инвентаризации лесов "Рослесинфорг" (Филиал ФГУП "Рослесинфорг "Центрлеспроект""), Тороп Н В