г. Москва |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А40-121389/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2015 года.
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда В.Р. Валиев (единолично)
при ведении протокола судебного заседания секретарем К. А. Фокиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "НГК "Славнефть"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02 сентября 2015 года
по делу N А40-121389/15, принятое судьёй Жбанковой Ю.В.
в порядке упрощенного производства
по иску ОАО "НГК "Славнефть"
к ОАО "РЖД"
о взыскании 142 919 руб. 19 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Смыслова Е.М. (доверенность от 22.12.2014)
от ответчика: Кузнецов Д.И. (доверенность от 13.06.2014)
УСТАНОВИЛ
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "НЕФТЕГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ "СЛАВНЕФТЬ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 142 919 руб. 19 коп.
Решением суда от 02 сентября 2015 г., принятым в порядке упрощенного производства, иск удовлетворен частично, в сумме 84 861 руб.
При этом суд признал обоснованными доводы ответчика об увеличении срока доставки по железнодорожным накладным с грузом "Бензол" исходя их фактически пройденного расстояния.
С решением не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, ответчиком не представлено обоснования применения к расчету отправок с опасным грузом фактически пройденного расстояния.
Ответчик просит решение суда оставить в силе, согласен с выводами, изложенными в его мотивировочной части.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов судебного дела, ОАО "Российские железные дороги" в период с декабря 2014 года по январе 2015 года приняло на себя обязательство по перевозке 11 груженых цистерн со станции Новоярославская Северной железной дороги на станции назначения Куйбышевской железной дороги, стоимость перевозки составила 939 829 рублей без НДС.
Исчисление срока доставки груза начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Однако цистерны прибыли на станции назначения с нарушением нормативного срока доставки груза, что подтверждается железнодорожными накладными, при этом оснований для увеличения срока доставки в установленном законом порядке не указано, акты общей формы не составлялись, отметки в накладных об увеличении срока доставки отсутствуют.
В соответствии со ст. ст. 97,120 УЖТ РФ за нарушение нормативного срока доставки груза в адрес ответчика были направлены претензии N 06-20 от 16.01.15, N 06-45 от 26.01.15, N 06-88 от 16.02.15 с требованиями об оплате пени за просрочку доставки груза на общую сумму 189 420,21 руб.
Ответчик извещениями претензии отклонил по причине не соблюдения порядка предъявления претензий к перевозчику со ссылкой на нарушение ст. 120 УЖТ РФ, а именно, что к претензиям не приложены документы, подтверждающие предъявленные требования.
С отказом ответчика истец не согласился в связи с тем, что к претензиям были приложены все необходимые документы, подтверждающие предъявленные требования, а именно: расчет пени; электронные квитанции о приеме груза; формализованный текстовый вид электронных железнодорожных накладных распечатанные из системы АС ЭТРАН; электронные сообщений N 410 с подтверждающими кодами приема груза к перевозке, содержащим всю информацию о перевозке (дату отправки, номер отправки, срок доставки, станцию отправления, станцию назначения); электронные сообщения N 402 с подтверждающим кодом приема о раскредитовании электронной накладной и выдаче груза, в котором проставлена дата прибытия груза на станцию назначения и дата уведомления грузополучателя.
ОАО "НГК "Славнефть" во исполнение условий "Соглашения о выполнении уровня надежности доставки грузов и порожних вагонов, обеспечивающих вывоз всего предъявляемого объема продукции ОАО "НГК "Славнефть", заключенного между ОАО "РЖД" и ОАО "НГК "Славнефть" N 64537-2015-84ЮД04-098/15, письмами N 08-1351, N 08-1352 от 02.06.15, произвела корректировку претензий на общую сумму 46 501,02 руб.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.2010 г. N 37 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации"" указано, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов, судам следует руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила).
Согласно п. 2 названных Правил исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время - московское.
В соответствии с п. 8 Правил N 27 сроки доставки опасных грузов определяются по фактически пройденному расстоянию с учетом обхода железнодорожных транспортных узлов, перечень которых публикуется в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом, исходя из норм суточного пробега, указанных в пункте 2.1 данных Правил.
Между тем, применяя по настоящему делу п. 8 Правил N 27, суд первой инстанции не учел следующего.
Согласно пункту 8 Правил N 27 сроки доставки опасных грузов определяются по фактически пройденному расстоянию с учетом обхода железнодорожных транспортных узлов, перечень которых публикуется в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом, исходя из норм суточного пробега, указанных в пункте 2.1 Правил N 27.
Данный пункт Правил N 27 применяется к перевозке опасных грузов класса 1 (взрывчатые материалы).
В соответствии с пунктом 3.7.9 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам (утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 N 15 в ред. от 07.05.2014), если крупные железнодорожные узлы имеют обходы, то транзитные поезда, в составах которых есть вагоны с ВМ (взрывчатые материалы), должны пропускаться по обходам.
Перечень таких узлов определяется и устанавливается железнодорожной администрацией.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 31.08.2012 N 1759р "О порядке пропуска транзитных поездов, в составе которых имеются вагоны с опасными грузами (взрывчатыми материалами), в обход крупных ж/д узлов, имеющих такие обходы" предусмотрен перечень станций, в обход которых должен следовать опасный груз класса 1 (взрывчатые материалы).
Однако, во всех спорных железнодорожных накладных перевозимым грузом являлся "Бензол", который относится к 3-ему классу опасности.
В этой связи, оснований для определения срока доставки исходя из фактически пройденного расстояния у суда первой инстанции не имелось, а исковые требования подлежали удовлетворению в полном объеме.
Расходы истца по оплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на ответчика в общей сумме 8 288 руб. (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 272.1, 229, 269, п.4 ч.1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 сентября 2015 года по делу N А40-121389/15 изменить.
Взыскать с ОАО "РЖД" в пользу ОАО "НГК "Славнефть" 142 919 руб. 19 коп. - пени, 8 288 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-121389/2015
Истец: ОАО "НГК "Славнефть", ОАО "НЕФТЕГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ "СЛАВНЕФТЬ"
Ответчик: ОАО "РЖД"