г. Вологда |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А66-2028/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 ноября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 июля 2015 года по делу N А66-2028/2015 (судья Рощина С.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТОКС" (место нахождения: 170100, Тверская область, город Тверь, Бульвар Радищева, 33; ОГРН 1036900027889, ИНН 6901027249, далее - общество, ООО "ТОКС") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области (место нахождения: 170028, Тверская область, город Тверь, Набережная реки Лазури, 20, ОГРН 1046900020507, ИНН 6901050696; далее - управление) с требованием о признании недействительным решения от 02.12.2014 N 206 о привлечении общества к ответственности за совершение правонарушения и о возложении обязанности на ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика взносов.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 13 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены. Кроме того, с учреждения в пользу общества взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 2000 руб.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей (за разъездной характер работ) и производимые обществом имеют фиксированный размер и регулярный характер, не зависят от наличия документального подтверждения (проездных документов) включаются в базу для начисления страховых взносов.
От общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 09.11.2015 ранее участвовавшая в рассмотрении дела судья Осокина Н.Н. заменена на судью Докшину А.Ю., рассмотрение дела начато сначала.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, управлением проведена выездная проверка общества с целью контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, результаты проверки нашли отражение в акте от 29.10.2014 N 078/045/267-2014 (т. 1, л. 35 - 43).
По результатам рассмотрения материалов проверки, управлением 02.12.2014 вынесено решение N 206 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (т. 1, л. 9 - 14) и 04.02.2014 выставлено требование N 07804540014892 (т. 1, л. 51 - 53) на уплату начисленных в ходе проверки недоимки, пени и штрафа.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) (в редакции, действовавшей до 01.01.2011), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в часть 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, а именно: слова "по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам" заменены на слова "в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров". Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2011.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением случаев, установленных данной нормой.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
В силу изложенных норм права заработная плата (оплата труда работника), которая включает вознаграждение за труд, компенсационные и стимулирующие выплаты, непосредственно связана с выполнением трудовых функций работником и достижением им определенного трудового результата, зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
В статье 164 ТК РФ приведено понятие компенсаций, которые не входят в структуру заработной платы, предусмотренной статьей 129 ТК РФ. Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Следовательно, такие компенсации направлены на возмещение затрат работникам, не являются их доходом (экономической выгодой), в связи с чем не являются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ. Поэтому сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
Статьей 168.1 ТК РФ предусмотрен порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также с работой в полевых условиях, работами экспедиционного характера. Так, работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой настоящей статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
В силу изложенных норм права, с учетом направленности и экономического содержания компенсация расходов работников, работа которых носит разъездной характер, на проезд в городском транспорте, произведенных с разрешения или ведома работодателя, не является доходом (экономической выгодой) работника, направлена на покрытие фактических расходов работника на проезд в городском транспорте, не зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
В силу статьи 168.1 ТК РФ максимальный размер данной компенсации, размер и порядок возмещения предусматривается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, может быть ограничен работодателем.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод обжалуемого решения о том, что выплаченные работникам общества компенсации проезда на общественном транспорте не входят в систему оплаты труда.
Согласно протоколу рабочего совещания от 27.12.2010 N 1 (т. 1, л. 117), в связи с проблемами продажи проездных билетов в транспорте, главному бухгалтеру поручено рассчитать среднюю стоимость проезда в месяц на одного работника, подготовить проект приказа о компенсации суммы за проезд работникам технической службы. Поступающие от потребителей заявки на качество изображения, отсутствие услуги и т.д. учитываются в соответствующем журнале (т. 1, л. 119 - 190).
Положением о системе найма и оплате труда работников, утвержденным 11.01.2009, в пункте 6.7 установлен перечень должностей работников, имеющих право получения денежной компенсации для проезда в общественном транспорте к месту выполнения заявок от населения и обратно, в размере 700 руб. в месяц пропорционально отработанным дням (не облагается налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и не подлежит обложению страховыми взносами). К таким должностям отнесены ведущие инженеры, инженеры, бригадиры, антеннщики 3, 4, 5 и 6 разрядов, занимающиеся обслуживанием кабельного телевидения и систем коллективного приема телевидения по доставке населению 6 - 14 каналов в городе Твери.
Приказом от 01.02.2011 "Об установлении доплат за проезд в общественном транспорте" установлена доплата в размере 700 руб. в месяц с 01.02.2011 пропорционально отработанным дням (не облагается НДФЛ, не начисляют страховые взносы) для проезда в общественном транспорте к месту выполнения заявок, полученных от населения города согласно книге заявок, для менеджера по закупкам, ведущего инженера, бригадира, бригадира по сварке оптических линий связи, антеннщика кабельщика, антеннщика.
Приказом от 10.01.2012 "Об организации работы в 2012 году_" в пункте 10 установлен перечень должностей работников, имеющих право получения денежной компенсации в размере 850 руб. в месяц пропорционального отработанным дням (не облагается НДФЛ и страховыми взносами), для проезда в общественном транспорте к месту выполнения заявок и обратно. Так, право на получение компенсации имеют: ведущие инженеры, инженеры 1 и 2 категорий, бригадиры, антеннщики, антеннщики-кабельщики, менеджер по закупкам, занимающийся обслуживанием КТВ и СКПТ в г. Твери.
Общество на основании указанных приказов в проверенном периоде осуществляло компенсацию понесенных работниками указанных должностей расходов по проезду в городском транспорте в рамках установленного предельного размера компенсации, утвержденного руководителем предприятия, исходя из количества фактически отработанных дней и с учетом журнала заявок. То есть ряду работников, занимающих соответствующую должность, указанная компенсация не выплачивалась в том или ином месяце, когда у них не имелось расходов на проезд (т. 2, л. 60). Кроме того, расчетными листками налогоплательщика, расчетными ведомостями, подтверждается, что сумма компенсации, выплаченная разным работникам в разные периоды, не одинакова.
Установление обществом в локальных нормативных актах перечня должностей, размера и порядка возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, работа которых носит разъездной характер, соответствует статье 168.1 ТК РФ. Установление обществом максимального размера подлежащих выплате расходов на проезд в городском транспорте и порядок их выплаты не изменяют содержание и экономическую направленность данной компенсации на возмещение фактических расходов работников.
Исходя из изложенного, поскольку спорная компенсация работникам общества, работа которых носит разъездной характер, расходов на проезд в городском транспорте направлена на возмещение затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, в соответствии со статьями 164, 168.1 ТК РФ; не носит систематический характер; не зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда; не входит в структуру заработной платы в соответствии со статьей 129 ТК РФ; предусмотрена локальными нормативными актами общества; ограничена обществом максимальным размером, то спорная компенсация не является объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2015 N 309-КГ15-2389.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы учреждения отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оно освобождено от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13 июля 2015 года по делу N А66-2028/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-2028/2015
Истец: ООО "ТОКС"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери и Калининском районе Тверской области