г. Томск |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А27-11999/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К. А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Александер Т. В. по дов. от 17.06.2015,
от заинтересованного лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.09.2015 по делу N А27-11999/2015 (судья Н. Н. Гатауллина) по заявлению открытого акционерного общества "Объединенная Угольная компания "Южкузбассуголь" (ИНН 4216008176, ОГРН 1024201758030), Кемеровская область, г. Новокузнецк, к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово, о признании недействительным решения N 13 н/с от 23.03.2015,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Объединенная Угольная компания "Южкузбассуголь" (далее - ОАО ОУК "Южкузбассуголь", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования (филиал N 10) (далее - ГУ КРОФСС, Фонд, заинтересованное лицо) от 23.03.2015 N 13 н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.09.2015 заявленные требования удовлетворены - суд признал недействительным решение Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10) N 13 н/с от 23.03.2015 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Не согласившись с данным решением, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить полностью, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Фонд указывает, что любые выплаты физическому лицу (за исключением поименованных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ), состоящему в трудовых отношениях с организацией, прямо или косвенно связанные с исполнением им трудовых функций составляют базу для начисления страховых взносов.
По мнению Фонда социального страхования, указанные выплаты подлежат обложению страховыми взносами, так как осуществлены в пользу лица в рамках оформленных трудовых отношений с работодателем, а также не поименованы в Перечне выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, предусмотренным в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ, следовательно, данные компенсации подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
ОАО ОУК "Южкузбассуголь" в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит оспариваемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Фонда без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам отзыва.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Государственным учреждением - Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10) проведена выездная проверка открытого акционерного общества "Объединенная Угольная компания "Южкузбассуголь" по вопросам правильности начисления, полноты и правильности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
20.02.2015 по результатам проверки составлен акт N 10000013 н/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
23.03.2015 на основании акта проверки ГУ КРОФСС принято решение N 13 н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с решением N 13 н/с от 23.03.2015 ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", статьей 122 части 1 налогового кодекса Российской федерации в виде штрафа в размере 76 460,31 руб., доначислены страховые взносы в сумме 7 358,99 руб.; также указанным решением страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 382 301,54 руб., пени в сумме 8 923,87 руб. штраф в сумме 76 460,31 руб.
Основанием для доначисления спорных сумм недоимки, пени, а также применения санкций в виде штрафа послужил довод Фонда социального страхования о неправомерном занижением ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, а именно страхователь не начислил страховые взносы на следующие виды выплат:
- единовременные пособия работающим пенсионерам и при увольнении в связи с выходом на пенсию в размере 7 104 134,87 руб.;
- материальную помощь, выплаченную сотрудницам предприятия, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, в установленном по предприятию размере. Общая сумма выплаты составила 1 134 678,93 руб.;
- материальную помощь, выплаченную в связи со смертью сестры или брата сотрудникам предприятия Усс М. А. в размере 10 000 руб., Мартыновой Е.Р. в размере 10 000 руб., Шумайловой О.П. в размере 10 000 руб.;
- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом в общей сумме 123 456,05 руб.
На этом основании Фонд дополнительно начислил Обществу страховые взносы, в том числе:
- 335 188,64 руб. (3 236 901,58*0,2 % + 3 867 233,29*8,5%) - на выплаты единовременных пособий работающим пенсионерам и при увольнении в связи с выходом на пенсию;
- 31 370,10 руб. (784 067, 48 *0,2% + 350 611, 45 *8,5%) - на выплаты материальной помощи сотрудницам предприятия, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет;
- 1 530 руб. ((6000 + 6000 + 6000)*8,5%) - на выплаты материальной помощи в связи со смертью брата или сестры;
- 6 853, 81 руб. (79 601, 16*8,5% + 43 854, 89 *0,2%) - на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом, а также соответствующие суммы пеней и штрафов.
Не согласившись с решением Фонда, ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из незаконности оспариваемого решения Фонда.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фондом обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), регулирующий отношения, в том числе связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Пунктом 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 15 Закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
К плательщикам страховых взносов, указанным в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, относится ОАО "ОУК "Южкузбассуголь".
Фондом установлено, что заявителем не включены в базу подлежащую обложению страховыми взносами следующие виды выплат: единовременные пособия работающим пенсионерам и при увольнении в связи с выходом на пенсию; материальная помощь, выплаченная сотрудницам предприятия, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, в установленном по предприятию размере; материальная помощь, выплаченная в связи со смертью сестры или брата сотрудникам предприятия; оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом.
Фондом доначислены страховые взносы на указанную сумму выплаты.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (часть 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В статье 9 Закона N 212-ФЗ указан исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) состоит из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 164 ТК РФ определено, что компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 262 ТК РФ установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
В соответствии с нормами статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Следовательно, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с трудовым законодательством работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений статьи 7 Закона N 212-ФЗ и пункта 1 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ, что исключает начисление пеней и штрафа.
Данная правовая позиция подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1789/10.
Кроме того, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Таким образом, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, обложению страховыми взносами не подлежит, что исключает начисление страховых взносов на нее.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для доначислений по данным основаниям обществу страховых взносов, соответствующих сумм пеней и штрафа у Фонда не имелось.
Относительно единовременных пособий работающим пенсионерам и при увольнении в связи с выходом на пенсию, судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что выплаты единовременного пособия работающим пенсионерам и при увольнении в связи с выходом на пенсию, материальной помощи женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, материальной помощи, выплаченной работнику в связи со смертью члена его семьи не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Указанный вывод подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12, где суд рассмотрел вопрос необходимости начисления страховых взносов на единовременное пособие в связи с выходом на пенсию, а также на различные виды материальной помощи, и отметил, что указанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Кроме того, согласно пункту 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ, подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.
Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
При этом отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет правовой природы пособия по временной нетрудоспособности, так как ошибки в оформлении документов не могут являться безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем, то есть не обязывающим выплатить страховое обеспечение. Ошибки фактически влекут только отказ в принятии расходов к зачету, а не отказ в выплате пособия по временной нетрудоспособности.
К тому же, в отсутствие опровержения фактов наступления нетрудоспособности застрахованных лиц, отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов, социальная природа указанных выплат сохраняется.
Аналогично сохраняется и социальная природа пособий, выплаченных за счет средств работодателя.
При таких обстоятельствах, факт непринятия к вычету расходов в виде выплат по обязательному социальному страхованию не придает им характер вознаграждения, связанного с выполнением трудовой функции, и не обязывает включать указанные суммы в базу для начисления страховых взносов.
Доводов, опровергающих данные выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Фондом в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников или иным вознаграждением за труд, то есть носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы Фондом.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.09.2015 по делу N А27-11999/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11999/2015
Истец: ОАО "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 10