17 ноября 2015 г. |
Дело N А43-25994/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Бухтояровой Л.В.,
судей Максимовой М.А., Александровой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Стрельцовой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛесРесурс" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.06.2015 по делу N А43-25994/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
принятое судьей Олисовым Р.Ю., по иску Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (ОГРН 1115260001449, ИНН 5260294552) к обществу с ограниченной ответственностью "ЛесРесурс" (ОГРН 11152480001120, ИНН 5218000054) о внесении изменений в договор аренды лесного участка,
при участии:
от Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - Додоновой М.Е. на основании доверенности от 12.01.2015 N 2 (сроком до 31.12.2015);
от общества с ограниченной ответственностью "ЛесРесурс" - Смирнова С.В. на основании доверенности от 12.01.2015 (сроком до 31.07.2016),
установил:
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЛесРесурс" (далее - ООО "ЛесРесурс", Общество) об обязании ответчика заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 19.07.2011 N 501 (с учетом уточнения исковых требований от 06.05.2015 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 02.06.2015 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил иск в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ЛесРесурс" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что суд не применил статью 73 Лесного кодекса Российской Федерации, положения постановления Правительства Российской Федерации N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", письмо N 09-29/12787 от 25.12.2007 министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, подлежащие применению.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, при определении разрядов такс, расстояние от центра квартала до ближайшего погрузочного пункта должно определяться не по прямой, а по лесным дорогам, указанным в лесном плане субъекта Российской Федерации, то есть исходя из расстояния фактической вывозки древесины. Кроме того, с указанного департаментом ближайшего погрузочного пункта перевозка древесины не возможна. Заявитель полагает, что использование арендодателем при определении размера арендной платы среднего показателя ставки платы ввиду несоответствия требованиям постановления от 22.05.2007 N 310, устанавливающего плату за единицу объема древесины лесных насаждений является неправомерным.
Департамент, возражая против доводов заявителя апелляционной жалобы, указало на их несостоятельность.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в обжалуемой части в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между департаментом (арендодателем) и ООО "ЛесРесурс" (арендатором) заключен договор аренды лесного участка N 501 от 19.07.2011, по условиям которого арендодатель передал арендатору по акту в аренду до 18.07.2060 лесной участок, площадью 60 920 га, расположенный в Ковернинском районе Нижегородской области, Ковернинское районное лесничество, Ильино - Заборское участковое лесничество, кварталы 51 - 147; Ковернинское участковое лесничество, кварталы 1 -23, 25 - 46, 49 - 78, 80 - 85, 87 - 98; Узольское участковое лесничество, кварталы 1 - 108 (местоположение в соответствии с материалами лесоустройства 1995 года).
Договор заключен сторонами по результатам аукциона от 06.07.2011.
Согласно пункту 4 договора арендатору передается лесной участок для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов, в соответствии с приложением 3 к договору.
Арендная плата установлена в размере 3 029 883 руб. 83 коп. в год (пункт 5 договора).
В пункте 8 договора определены порядок изменения цены договора и перерасчета арендной платы (в случае внесения изменений в договор, связанных с положительным заключением государственной экспертизы на проект освоения лесов. Измененная арендная плата в год утверждения проекта освоения лесов начисляется за полный календарный год на основании дополнительного соглашения, которое фиксирует изменения параметров использования лесного участка, объемы изъятия лесных ресурсов и другие, количественные и качественные показатели установленные проектом освоения лесов).
В соответствии с пунктом 8 договора размер арендной платы может быть скорректирован пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов в случае принятия Правительством Российской Федерации нормативного акта об индексации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов.
В соответствии с пунктами 17, 30 соглашения после утверждения положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов договор подлежит изменению. Арендатор обязан привести договор в соответствии с проектом освоения лесов.
В соответствии с пунктом 12.3 договора аренды лесного участка от 19.07.2011 N 501 Обществом разработан проект освоения лесов.
Экспертной комиссией по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов на "Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду заявителю для заготовки древесины в Ильино - Заборском, Ковернинском и Узольском участковых лесничествах на территории Ковернинского районного лесничества" (далее - проект) выдано положительное заключение, утвержденное Приказом департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 21.12.2012 N 1796.
В разделе 6 проекта "Организация использования лесов" представлен расчет допустимого объема заготовки древесины при рубке спелых и перестойных лесных насаждений, который произведен в процентном отношении от расчетной лесосеки сплошных рубок спелых и перестойных насаждений в эксплуатационных лесах по указанному лесничеству; ежегодный допустимый объем изъятия древесины при уходе за лесами 113,5 тыс.куб.м ликвидного запаса, в том числе 45,4 тыс.куб.м по хвойному хозяйству.
Департамент обратился к ООО "ЛесРесурс" с требованием от 15.10.2013 заключить дополнительное соглашение к договору аренды. Проект соглашения обществом не подписан.
Ссылаясь на наличие оснований для заключения дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 19.07.2011 N 501 в части изменения годового объема использования лесов в соответствии с проектом освоения лесов, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из следующего.
Пунктами 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2.1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Из проекта освоения лесов, получившего положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы, следует, что лесной участок, переданный истцу в аренду, за период действия договора претерпел существенное изменение количественных и качественных характеристик, что не может не отразиться на существенных условиях заключенного договора аренды, таких как годовой объем использования лесов и размер арендной платы.
Суд пришел к выводу, что исковые требования обусловлены изменением количественных и качественных характеристик переданного в аренду лесного участка, по существу требования направлены на приведение размера арендной платы в соответствие с проектом освоения лесов. При таких обстоятельствах, признал обоснованными заявленные департаментом требования.
Доводы заявителя об отсутствии существенного изменения условий договора, что влечет невозможность его изменения, признаются несостоятельными.
Согласно положений пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, основаниями для изменения условий договора являются существенные нарушения договора другой стороной; иные случаи, предусмотренные Кодексом, другими законами или договором.
Договором N 501 от 19.07.2011 (пункты 8, 17, 30) предусмотрено изменение арендной платы в связи с изменениями, связанными с положительным заключением на проект освоения лесов.
Допустимый объем изъятия лесных ресурсов на переданном в аренду участке определен проектом освоения лесов, разработанным арендатором и прошедшим государственную экспертизу (Приказ об утверждении положительного заключения государственной экспертизы N 1796 от 21.12.2012).
При этом, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов применены департаментом в расчете арендной платы согласно Постановлению Правительства РФ N 310 от 22.05.2007 исходя из расстояния вывозки древесины, определенного "по прямой", что соответствует 4,5 и 6 разряду такс (расстояние вывозки древесины подтверждается письмом филиала ФГБУ "Рослесинфорг"-"Поволжский леспроект" от 30.04.2015 с приложением расстояний от центров лесных кварталов до станции Керженец).
При определении расстояния тем способом, на котором настаивает арендатор - в зависимости от протяженности дорог применение вышеуказанных поправочных коэффициентов в зависимости от рельефа местности теряет правовое значение.
Таким образом, способ определения расстояния соответствует положениям пункта 4 и пункта 6 Примечаний к таблице N 1, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 310 от 22.05.2007, разъяснению Рослесхоза по данному вопросу от 18.04.2011 N НК-06-27/3343), Постановлению Правительства РФ N 310.
Довод о неверном применении ставок платы, соответствующих 4, 5 и 6 разряду такс также не принимается судом апелляционной инстанции.
Договор аренды лесного участка N 501 от 19.07.2011 заключен по результатам аукциона.
Начальная цена предмета аукциона была определена исходя из тех же разрядов такс ( 4,5,6 разрядов такс).
Ознакомившись с аукционной документацией, в которой было указано расположение лесного участка, начальная цена предмета аукциона, и заключив договор аренды указанного лесного участка, арендатор добровольно принял на себя обязательство уплачивать арендные платежи с учетом тех разрядов такс, которые были заложены организатором аукциона в расчете начального размера арендной платы.
Возражения ответчика против определения расстояния вывозки древесины до станции Керженец несостоятельны. Сведения, размещенные на официальном сайте Российской железной дороги, подтверждают, что станция Керженец (код ЕСР 265900) включена в справочник станций и является открытой для грузовой работы. Возможность осуществления погрузки лесных грузов на станции Керженец подтверждается также письмом от 11.01.2012, подписанным начальником станции Керженец, а также письмом филиала ОАО "РЖД" Горьковский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания от 20.04.2015 N ГТЦФТОТО-28/39.
Более того, судом первой инстанции верно отмечено, что приведенный ответчиком расчет свидетельствует об уменьшении арендной платы, относительно заявленной на аукционе, что является недопустимым.
Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для внесения изменений в условия договора является правомерным.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.06.2015 по делу N А43-25994/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛесРесурс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.В. Бухтоярова |
Судьи |
М.А. Максимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-25994/2014
Истец: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области
Ответчик: ООО "ЛЕСРЕСУРС"
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2016 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-25994/14
09.02.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6040/15
17.11.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4902/15
04.06.2015 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-25994/14