г. Чита |
|
18 ноября 2015 г. |
Дело N А58-4060/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Авиакомпания "Якутия" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2015 года по делу N А58-4060/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Открытого акционерного общества "Авиакомпания "Якутия" (ИНН 1435149030 ОГРН 1041402039403) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435150363 ОГРН 1041402044540) о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания,
(суд первой инстанции судья Андреев В. А.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Якутия" (далее ОАО "Авиакомпания "Якутия", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия) (далее административный орган, ТУ Росфиннадзора) о признании незаконными и отмене постановлений N 22, N 23, N 24 и N 25 от 14.07.2015 г. о привлечении к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ и о соблюдении административным органом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Авиакомпания "Якутия" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на неоднократное привлечение Общества к ответственности за совершение одного правонарушения.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ОАО "Авиакомпания "Якутия" 24.09.2014 г. заключен внешнеэкономический контракт N 791/09-14 689 с компанией Regional One (США) (продавец) на покупку запасных частей.
По вышеуказанному внешнеэкономическому контракту Обществом в Якутском отделении N 8603 ОАО "Сбербанк России" (ОАО) оформлен паспорт сделки N 14100001/1481/1753/9/1.
Вышеуказанный паспорт сделки был принят на обслуживание Якутским РФ ОАО "Россельхозбанк".
В рамках вышеуказанного внешнеэкономического контракта ОАО "Авиакомпания "Якутия" осуществлен платеж на сумму 42120 долларов США;
В счет исполнения обязательств по контракту компания Regional One осуществила поставку товара и оказала услуги по обмену товара на сумму 44223,97 долларов США, в том числе, услуги по обмену товара на сумму 12500 долларов США.
В свою очередь ОАО "Авиакомпания "Якутия" произведена оплата за обмен товара на сумму 12500 долларов США.
В связи произведением обмена ОАО "Авиакомпания "Якутия" должно было представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие оказание услуги по обмену товара, в срок до 21.04.2015 г.
Однако, справка о подтверждающих документах и документы, подтверждающие оказание услуги по обмену товара были представлены в уполномоченный банк с нарушением срока - 19.06.2015 г.
Кроме того, в рамках вышеуказанного внешнеэкономического контракта N 791/09-14 689 от 24.09.2014 г. ОАО "Авиакомпания "Якутия" осуществлен платеж на сумму 271601,71 Евро.
Согласно ведомости банковского контроля поставлен товар и оказаны услуги на сумму 304475,45 Евро, в том числе по ДТ N 10001020/121114/0018465 на сумму 3060 Евро.
Поскольку, указанная декларация зарегистрирована 12.11.2014 г. то справка о подтверждающих документах должна была быть представлена в уполномоченный банк в срок до 19.12.2014 г.
Однако, справка о подтверждающих документах была представлена в уполномоченный банк с нарушением срока - 22.01.2015 г.
Кроме того, в рамках вышеуказанного внешнеэкономического контракта N 791/09-14 689 от 24.09.2014 г. ОАО "Авиакомпания "Якутия" осуществлен платеж на сумму 42120 долларов США.
В счет исполнения обязательств по контракту компания Regional One осуществила поставку товара и оказала услуги по обмену товара на сумму 44223,97 долларов США, в том числе, услуги по обмену товара на сумму 1100 долларов США.
В свою очередь ОАО "Авиакомпания "Якутия" произведена оплата за обмен товара на сумму 1100 долларов США.
В связи с произведением обмена ОАО "Авиакомпания "Якутия" должно было представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие оказание услуги по обмену товара, в срок до 19.12.2014 г.
Однако, справка о подтверждающих документах и документы, подтверждающие оказание услуги по обмену товара, были представлены в уполномоченный банк с нарушением срока - 19.06.2015 г.
Кроме того, в рамках вышеуказанного внешнеэкономического контракта N 791/09-14 689 от 24.09.2014 г. ОАО "Авиакомпания "Якутия" осуществлен платеж на сумму 42120 долларов США.
В счет исполнения обязательств по контракту компания Regional One осуществила поставку товара и оказала услуги по обмену товара на сумму 44223,97 долларов США, в том числе, по ДТ N 10002010/080115/0000579 на сумму 2775 долларов США и по ДТ N 10002010/080115/0000586 на сумму 1850 долларов США.
В свою очередь ОАО "Авиакомпания "Якутия" произведена оплата за обмен товара, по ДТ N 10002010/080115/0000579 на сумму 2775 долларов США и по ДТ N 10002010/080115/0000586 на сумму 1850 долларов США.
В связи с произведением вышеуказанных операций ОАО "Авиакомпания "Якутия" должно было представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие оказание услуги по обмену товара, в срок до 20.02.2015 г.
Однако, справка о подтверждающих документах и документы, подтверждающие оказание услуги по обмену товара, были представлены в уполномоченный банк с нарушением срока - 23.06.2015 г.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления должностным лицом административного органа в отношении ОАО "Авиакомпания "Якутия" четырех протоколов об административном правонарушении от 30.06.2015 г., по каждому выявленному факту, о совершении Обществом правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
На основании протоколов об административном правонарушении от 30.06.2015 г. руководителем ТУ Росфиннадзора, с учетом надлежащего извещения Общества о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесены Постановления N 22, N 23, N 24 и N 25 от 14.07.2015 г. о привлечении ОАО "Авиакомпания "Якутия" к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000 руб. за каждое совершенное правонарушение.
Не согласившись с названными постановлениями, заявитель обжаловал их в судебном порядке
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого постановления правильным, исходя из следующего.
Частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Частью 2 статьи 5 Закона N 173-ФЗ определено, что Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
На основании пункта 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля - уполномоченным банкам устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.5, 2.1, 2.8 Инструкции Банка России от 04.06.2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее Инструкция N 138-И) справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах являются формами учета по валютным операциям резидентов.
Резидент при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, представляет в уполномоченный банк одновременно следующие документы: справку о валютных операциях; документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.
При осуществлении резидентом валютных операций в иностранной валюте, связанных с расчетами по контракту, по которому оформлен паспорт сделки, с проведением расчетов по аккредитиву, справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в порядке, установленном главой 16 данной Инструкции.
Согласно п. 16.3 Инструкции N 138-И после передачи резиденту документов, предусмотренных условиями аккредитива и подтверждающих выполнение его условий, в частности перевода денежных средств в пользу нерезидента (далее - исполнение аккредитива), резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором был исполнен платеж по аккредитиву, представляет в банк-эмитент справку о валютных операциях с указанием в ней кода вида валютной операции, исходя из существа обязательств и вида контракта, по которому осуществляются расчеты по аккредитиву.
Справка о валютных операциях представляется резидентом в банк-эмитент одновременно с документами, на основании которых она заполнена, для указания содержащейся в ней информации банком-эмитентом только в ведомости банковского контроля.
Банк-эмитент вносит соответствующую информацию из справки о валютных операциях в раздел II ведомости банковского контроля.
В случае если банк-эмитент располагает всей информацией и документами об исполнении аккредитива, которые подлежат внесению в ведомость банковского контроля, банк-эмитент самостоятельно вносит сведения об исполнении аккредитива в ведомость банковского контроля, исходя из имеющихся у него документов и информации, без представления резидентом справки о валютных операциях.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами права ОАО "Авиакомпания "Якутия" должно было представить в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах и документы, подтверждающие оказание услуги, в установленные законом сроки (до 21.04.2015 г., до 19.12.2014 г., до 19.12.2014 г. и до 20.02.2015 г.)
Однако, в нарушение закона Общество представило документы в уполномоченный банк с нарушением установленного сока - 19.06.2015 г., 22.01.2015 г., 19.06.2015 г. и 23.06.2015 г. соответственно.
Данное обстоятельство Обществом по существу не оспаривается.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. То есть в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае имеющимися в материалах дела доказательствами (протоколом об административном правонарушении, внешнеторговым контрактом, дополнительным соглашением, паспортом сделки) подтверждается, что ОАО "Авиакомпания "Якутия" не приняло всех зависящих от него мер к своевременному представлению в уполномоченный банк документов.
Надлежащих доказательств обратного Обществом ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено, что с учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определенно указывает на наличие вины Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправных деяний Общества по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, и приходит к выводу о доказанности наличия в действиях ОАО "Авиакомпания "Якутия" события и состава административного правонарушения, объективная сторона которого выразилась в нарушении установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней.
Нарушений порядка привлечения Общества к ответственности административным органом не допущено.
В рассматриваемом случае протоколы об административных правонарушениях составлены, а оспариваемые постановления вынесены, в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства.
О времени и месте составления протоколов и рассмотрении административных дел ОАО "Авиакомпания "Якутия" извещалось заблаговременно и надлежащим образом.
Мера наказания (административного штрафа) определенна ТУ Росфиннадзора по каждому правонарушению в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Поскольку, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Из преамбулы Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" следует, что целью данного Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
В пункте 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 572-О-О указано, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также признание и защита всех форм собственности (статьи 8, 34 (часть 1) и 35 Конституции Российской Федерации). Данные конституционные предписания не препятствуют законодателю устанавливать - с учетом публично-правового характера валютного регулирования в целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации - специальные правила для участников внешнеэкономической деятельности.
Аналогичная правовая позиция выражена также в пункте 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года N 486-О-О.
Одним из таких специальных правил является соблюдение единых правил оформления паспортов сделок.
Совершенное Обществом административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, на достоверный учет и отчетность по валютным операциям, на порядок государственного регулирования в области валютного обращения и финансов, на проведение государством единой валютной политики, на устойчивость и стабильность внутреннего валютного рынка Российской Федерации, в связи с чем, в рассматриваемом конкретном случае не может быть признано малозначительным.
Доводы же приведенные заявителем в апелляционной жалобе относительно неоднократного привлечения к ответственности за совершение одного правонарушения, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами. Поскольку в соответствии с п. 9.1 Инструкции Центробанка России от 04.06.2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" обязанность по представлению справок о подтверждающих документах по каждому контракту, по которому оформлен паспорт сделки, а также по каждому факту исполнения обязательств по контракту.
Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 АПК РФ мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При изложенных фактических обстоятельствах дела и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Частью 6 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - 5 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Учитывая, что в оспариваемом постановлении размер назначенного Обществу административного штрафа не превышает 100 000 рублей, то применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2015 года по делу N А58-4060/2015, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2015 года по делу N А58-4060/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4060/2015
Истец: ОАО "Авиакомпания "Якутия"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия)