город Омск |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А70-5531/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11443/2015) негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования горнолыжный клуб "Скиф" (далее - НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф", Учреждение, заявитель) на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.07.2015 по делу N А70-5531/2015 (судья Соловьёв К.Л.), принятое
по заявлению НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" (ОГРН 102720866263, ИНН 7204075381)
к департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного автономного учреждения Тюменской области "Центр спорта и отдыха "Воронинские горки" (далее - ГАУ ТО "ЦСО "Воронинские горки", третье лицо),
о признании незаконным решения N 1420-з от 23.05.2014,
при участии в судебном заседании представителей:
от НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" - Бутаков Д.М. по доверенности от 06.05.2015 сроком действия 3 года (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации), Ний А.В. по доверенности от 06.05.2015 сроком действия 3 года (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Департамента - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от ГАУ ТО "ЦСО "Воронинские горки" - Новикова С.В. по доверенности N 72АА0615957 от 29.05.2014 сроком действия 3 года (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации),
установил:
негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования горнолыжный клуб "Скиф" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании недействительным решения N 1420-з от 23.05.2014.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 14.05.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГАУ ТО "ЦСО "Воронинские горки".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.07.2015 в удовлетворении заявленного Учреждением требования отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что о нарушении своего права Учреждение узнало из письма Департамента от 24.11.2014 N 13391/08-3, в котором Департаментом была указана площадь спорных земельных участков 629 кв.м. и 10 026 кв.м., и из того, что 29.12.2014 уполномоченное лицо заявителя располагало сведениями о наличии у Учреждения земельных участков в указанной площади и об изменении их границ, поэтому уже с 29.12.2014 временный управляющий Учреждения с целью реализации возложенных на него обязанностей имел право обратиться в суд с заявлением о признании незаконным оспариваемого решения с целью принятия мер по обеспечению сохранности имущества должника. Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем пропущен процессуальный срок оспаривания соответствующего решения Департамента.
Кроме того, суд первой инстанции сослался на то, что ранее Департаментом принято решение, признанное законным вступившим в законную силу решением суда, об отказе Учреждению в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности за плату в связи с отсутствием правоподтверждающих документов на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемых земельных участках, и на то, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности субъекту Российской Федерации - Тюменской области, что также установлено вступившим в законную силу решением суда. Суд первой инстанции указал, что у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа в формировании земельного участка на основании заявления правообладателя объектов недвижимости, и для предоставления образованного земельного участка третьему лицу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.07.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требования.
В обоснование требований апелляционной жалобы её податель, настаивая на том, что заявление об оспаривании решения Департамента подано в пределах процессуального срока его оспаривания в судебном порядке, ссылается на то, что из письма от 24.11.2014 невозможно установить тождество между земельными участками, права на которые зарегистрированы за Учреждением, и данными о земельных участках, указанными в письме, и на то, что обозначенное письмо не содержит сведений об изменении кадастровых номеров земельных участков, о формировании новых земельных участков или о передаче части земельных участков третьему лицу, то есть не позволяет сделать вывод об информировании заявителя о факте нарушения его прав. Учреждение настаивает на том, что текст оспариваемого решения получен заявителем 16.03.2015, что заинтересованным лицом не опровергнуто, поэтому процессуальный срок на его обжалование также должен исчисляться с указанной даты.
Указывая на то, что оспариваемое решение Департамента является незаконным, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что в данном случае зарегистрированное в установленном порядке право заявителя на спорные земельные участки прекращено вопреки положениям норм права, и на то, что новый земельный участок неправомерно образован Департаментом в отсутствие письменного согласия НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф".
По мнению Учреждения, право НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0207001:221 площадью 27003 кв.м. является первичным и в установленном порядке не прекращено, поэтому осуществленное заинтересованным лицом распоряжение таким участком является незаконным, в то время как факт нахождения на таком участке объектов недвижимости, принадлежащих НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф", правового значения не имеет.
В судебном заседании представители НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" поддержали требования и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивали на наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Департамент и третье лицо в представленных суду апелляционной инстанции письменных отзывах на апелляционную жалобу не согласились с доводами жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ГАУ ТО "ЦСО "Воронинские горки" в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменных отзывах, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителя в судебное заседание не направило, ходатайства об отложении судебного заседания по делу не заявило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие указанного выше лица, участвующего в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы на неё, заслушав явившихся в судебное заседание представителей НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" и ГАУ ТО "ЦСО "Воронинские горки", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
04.07.2000 Администрацией г. Тюмени вынесено распоряжение N 2510 "О предоставлении дополнительного земельного участка негосударственному образовательному учреждению дополнительного образования горнолыжному клубу "Скиф" для размещения дополнительных горнолыжных и санных трасс в районе д. Воронино". На основании данного распоряжения Учреждению на праве бессрочного (постоянного) пользования предоставлен земельный участок площадью 2,6990 га (т.1 л.д.50-52).
28.09.2000 в отношении НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" зарегистрировано право бессрочного постоянного пользования на земельный участок площадью 2,6990 га для размещения дополнительных лыжных и санных трасс с кадастровым номером 72:23:31:07:10:002, о чём в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - ЕГРПН) сделана запись регистрации N 72-01/401 -20/2000-104 и выдано свидетельство о праве серии 72 НВ 806624 (т.1 л.д.55).
15.10.2014 Арбитражный суд Тюменской области в рамках производства по делу N А70-10590/2014 вынес определение о введении в отношении НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" процедуры наблюдения, временным управляющим назначен Ний А.В.
16.03.2015 Арбитражный суд Тюменской области вынес определение о прекращении производства по делу N А70-10590/2014.
16.03.2015 на основании акта приёма-передачи документов от временного управляющего директору Учреждения переданы документы, полученные временным управляющим в ходе проведения процедуры банкротства.
В представленных документах имелся письменный ответ Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени от 05.02.2015 N 14-06-231/5, из которого следует, что за Учреждением числятся земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0207001:1932 и 72:23:0207001:221 (т.1 л.д.56-57).
03.12.2014 Управлением Росреестра по Тюменской области по запросу заявителя предоставлена выписка из ЕГРПН N 01/413/2014-406 на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0207001:221, из которой следует, что Учреждение является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 72:23:0207001:221 общей площадью 629 кв.м. на основании правоустанавливающего документа - распоряжения Администрации г. Тюмени от 04.07.2000 N 2510, дата регистрации указана 28.09.2000, форма права - постоянное бессрочное пользование (т.1 л.д.65).
23.01.2015 Учреждением получен кадастровый паспорт N 7200/201/15-16876 на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0207001:221, из которого установлено, что предыдущий кадастровый номер земельного участка с кадастровым номером 72:23:0207001:221 - 72:23:31:07:10:002, то есть указанный земельный участок тождественен участку, на который за заявителем зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования земельным участком. Площадь земельного участка по кадастровому паспорту составила 629 кв.м. (т.1 л.д.59-60).
В разделе "дополнительные сведения" кадастрового паспорта отражено, что из предыдущего земельного участка дополнительно образован новый земельный участок с кадастровым номером 72:23:0207001:2230.
29.01.2015 Учреждением подано заявление в Департамент о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 72:23:0207001:221 площадью 27003 кв.м. на право аренды сроком на 10 лет.
27.02.2015 Департаментом вынесено решение об отказе в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком N 150227046/08-3, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0207001:221 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 72:23:0207001:2230, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования третьему лицу (т.1 л.д.63-64).
Согласно выписке из ЕГРПН N 72/001/043/2015-1096 от 09.04.2015 в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0207001:2230, его правообладателем является ГАУ ТО "ЦСО "Воронинские горки", документом послужившим основанием для регистрации права послужило решение Департамента от 23.05.2014 N 1420-3 о предоставлении третьему лицу земельного участка под сооружение "канатно-буксировочная дорога (подъемники N 2, 3)" (т.1 л.д.6-7).
Полагая, что решение Департамента от 23.05.2014 N 1420-3 не основано на нормах законодательства, нарушает права и законные интересы Учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и создаёт препятствия для осуществления заявителем такой деятельности, последний обратился в Арбитражный суд Тюменской области с соответствующим заявлением.
15.07.2015 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как усматривается из материалов дела, НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" оспаривает законность решения Департамента от 23.05.2014 N 1420-3 о предоставлении ГАУ ТО "ЦСО "Воронинские горки" земельного участка под сооружение "канатно-буксировочная дорога (подъемники N 2, 3)".
При этом в апелляционной жалобе Учреждение указывает на то, что впервые о принятии заинтересованным лицом указанного выше решения временному управляющему НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" стало известно из ответа Департамента от 24.02.2015 N 14-06-407/5, а непосредственно после получения такого ответа (в феврале 2015 года) временным управляющим у ГАУ ТО "ЦСО "Воронинские горки" получена копия решения.
Указанные обстоятельства Департаментом или ГАУ ТО "ЦСО "Воронинские горки" не опровергнуты, документы, свидетельствующие о том, что информация о принятии решения от 23.05.2014 N 1420-3 имелась у НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" до получения обозначенного выше ответа Департамента, заинтересованным и третьим лицами в материалы дела не представлены.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что получение временным управляющим НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" письма Департамента от 24.11.2014 N 13391/08-3, в котором Департамент сообщил о наличии у заявителя земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0207001:221 и 72:23:0207001:1932, площадью 629 кв.м. и 10026 кв.м., вопреки выводам суда первой инстанции, не свидетельствует о том, что с указанной даты Учреждению стало известно о принятии решения от 23.05.2014 N 1420-3, и о том, что срок обращения в суд с заявлением о признании такого решения незаконным должен исчисляться с 24.11.2014, поскольку обозначенное письмо не содержало ссылок на решение от 23.05.2014 N 1420-3, и для установления факта и причин изменения площади принадлежащих Учреждению земельных участков временным управляющим была запрошена дополнительная информация, имеющаяся у уполномоченных органов власти, которая и позволила установить фактический объем прав НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" на спорное недвижимое имущество и значение оспариваемого решения Департамента в связи с уменьшением площади участков, принадлежащих НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" на праве бессрочного пользования.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что в соответствии с законодательством о несостоятельности действия временного управляющего в любом случае должны совершаться в интересах должника (статья 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), и что с момента введения процедуры наблюдения временный управляющий фактически является представителем организации-должника (а не самостоятельным субъектом, как ошибочно полагает податель апелляционной жалобы), суд апелляционной инстанции считает, что о принятии решения от 23.05.2014 N 1420-3 Учреждению стало известно не ранее 24.02.2015.
Как следствие, заявление НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" о признании недействительным решения от 23.05.2014 N 1420-3, поступившее в Арбитражный суд Тюменской области 06.05.2015 (т.1 л.д.2), подано Учреждением в пределах срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и истекающего 24.05.2015.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о пропуске НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" срока подачи заявления об оспаривании решения от 23.05.2014 N 1420-3 не соответствует фактическим обстоятельствам дела и является необоснованным.
Вместе с тем, проанализировав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи с доводами заявителя и контраргументами заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ошибочный вывод суда первой инстанции о пропуске НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" процессуального срока подачи заявления о признании незаконным решения Департамента от 23.05.2014 N 1420-3 не повлек принятие неправильного решения по следующим основаниям.
Так, силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В то же время статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Обществом оспаривается законность решения от 23.05.2014 N 1420-3 о предоставлении ГАУ ТО "ЦСО "Воронинские горки" земельного участка под сооружение "канатно-буксировочная дорога (подъемники N 2, 3)".
Доводы заявителя как в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, сводятся к тому, что новые земельные участки из исходного участка с кадастровым номером 72:23:0207001:221 не могли быть образованы в отсутствие письменного согласия НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф", как землепользователя такого участка, и к тому, что право НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" на спорный земельный участок зарегистрировано в государственном реестре и в установленном порядке не оспорено и не прекращено, поэтому Департамент не мог распоряжаться таким участком.
Вместе с тем, НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" необоснованно не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 указанного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с данным Федеральным законом (ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно пунктам 4, 7 приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" включение в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется органом кадастрового учета и сопровождается присвоением такому объекту кадастрового номера в соответствии с порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, установленным Минэкономразвития России.
В соответствии с пунктом 7 приказа Минэкономразвития России от 04.04.2011 N 144 "Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров" при включении сведений о ранее учтенном земельном участке в ГКН ранее присвоенный такому земельному участку кадастровый номер сохраняется только в том случае, если он соответствует требованиям названного Порядка.
При таких обстоятельствах, поскольку кадастровые номера предоставленных НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" на праве постоянного бессрочного пользования для проведения проектно-изыскательских работ благоустройства горнолыжного склона в районе дер. Воронино земельных участков 72:23:31:07:10:001 и 72:23:31:07:10:002 (государственный акт от 11.01.1999 N 1577 и свидетельство о государственной регистрации права от 28.09.2000 серии 72 НВ N 806624) не соответствовали требованиям указанного порядка, постольку при внесении в ГКН сведений о данных земельных участках, как ранее учтенных объектах недвижимости, им правомерно были присвоены кадастровые номера 72:23:0207001:1932 и 72:23:0207001:221, что подтверждается кадастровым паспортом от 12.03.2013 N 7200/201/13-54125, кадастровым паспортом от 13.03.2013 N 7200/201-13-54896 (т.1 л.д.59-62).
При этом в соответствии с пунктом 14 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в редакции, действующей на момент проведения кадастрового учета указанных земельных участков, орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Следовательно, при проведении государственного кадастрового учета земельного участка 72:23:0207001:221 правомерно уточнена площадь такого участка в сторону его увеличения на 13 кв.м., и вместо площади, равной 26990 кв.м., была указана площадь 27003 кв.м.
При рассмотрении заявлений НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 72:23:0207001:1932 и 72:23:0207001:221 в собственность за плату Департаментом установлено отсутствие у заявителя правоподтверждающих документов на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемых земельных участках, в связи с чем, в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования отказано.
Законность указанного решения об отказе в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования установлена вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А70-9417/2012, в котором указано, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности субъекту Российской Федерации - Тюменской области: сооружение 1: канатно-буксировочная дорога (подъемник N 1), протяженностью 300-м., литер I, расположенная по адресу: г. Тюмень, проезд Февральский, 9, сооружение 1 (свидетельство от 28.12.2004 серии 72 НЕ N 100643); сооружение 2: канатно-буксировочная дорога (подъемник N 2), протяженностью 300-м., литер II, расположенная по адресу: г. Тюмень, проезд Февральский, 9, сооружение 2 (свидетельство от 28.12.2004 серии 72 НЕ N 100640); сооружение 3: канатно-буксировочная дорога (подъемник N 3), протяженностью 250., литер III, расположенная по адресу: г. Тюмень, проезд Февральский, 9, сооружение 3 (свидетельство от 28.12.2004 серии 72 НЕ N 100644); сооружение 4: канатно-буксировочная дорога (подъемник N 4), протяженностью 250., литер IV, расположенная по адресу: г. Тюмень, проезд Февральский, 9, сооружение 4 (свидетельство от 28.12.2004 серии 72 НЕ N 100641); и что наличие на земельных участках перечисленных объектов недвижимости, принадлежащих другому лицу, имеющему исключительное право на получение в аренду или в собственность части земельного участка, занятой такими объектами и необходимой для их использования, является обоснованным препятствием переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
При этом распоряжением Департамента от 04.06.2008 N 403/06 "О передаче имущества", в целях обеспечения сохранности и рационального использования указанных объектов недвижимости, в соответствии с Положением об учете государственного имущества и порядке ведения реестра государственного имущества Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 20.06.2005 N 86-п, перечисленные выше объекты недвижимого имущества переданы на праве оперативного управления ГАУ ТО "ЦСО "Воронинские горки".
Таким образом, ГАУ ТО "ЦСО "Воронинские горки" является фактическим владельцем и пользователем недвижимого имущества, расположенного на территории спорных земельных участков.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений), суд первой инстанции правильно отметил, что у Департамента отсутствовали основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка под данные объекты недвижимости и в предоставлении земельного участка по заявлению ГАУ ТО "ЦСО "Воронинские горки" от 04.12.2013.
Как следствие, Департаментом правомерно принято решение от 14.02.2014 N 67-сх "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под сооружения: буксировочная дорога (подъемники N 2,3) по адресу: г. Тюмень, проезд Февральский, 9 сооружения 2,3", которым утверждена схема расположения земельного участка, образовываемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 72:23:0207001:221, а 25.04.2014, по результатам выполнения межевых и кадастровых работ, под указанные сооружения был образован земельный участок площадью 26 374 кв.м, которому присвоен кадастровый номер 72:23:0207001:2230.
Указанный выше вновь образованный земельный участок решением Департамента от 23.05.2014 N 1420-3 предоставлен ГАУ ТО "ЦСО "Воронинские горки" в постоянное (бессрочное) пользование.
Довод Учреждения, заявлявшийся в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и приведенный в апелляционной жалобе, о том, что вновь образованный земельный участок в силу положений пункта 2 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации должен быть передан НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф", обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку образование земельного участка с кадастровым номером 72:23:0207001:2230 осуществлялось по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений), для обеспечения возможности использования ГАУ ТО "ЦСО "Воронинские горки" предоставленного ему на право оперативного управления недвижимого имущества.
Кроме того, в настоящее время третьим лицом зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 72:23:0207001:2230, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.06.2014 72 НМ 771409.
В то же время статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
При таких обстоятельствах довод подателя апелляционной жалобы о том, что, права НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0207001:221 первичны, и о том, что факт наличия на таком участке недвижимости, принадлежащей третьему лицу, как и факт регистрации права на вновь образованный земельный участок (с кадастровым номером 72:23:0207001:2230) не имеют правового значения, подлежит отклонению, как не основанный на нормах действующего законодательства.
Так, в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 56 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Так, в данном случае ГАУ ТО "ЦСО "Воронинские горки", как владелец и пользователь вновь образованного земельного участка и находящейся на нем недвижимости, возражает против требования НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" о признании решения от 23.05.2014 N 1420-3 о предоставлении земельного участка под сооружение "канатно-буксировочная дорога (подъемники N 2, 3)" недействительным.
В частности, ГАУ ТО "ЦСО "Воронинские горки" ссылается на то, что на основании такого решения зарегистрировано его право постоянного (бессрочного пользования) в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0207001:2230.
Данное обстоятельство подтверждено материалами дела (см. свидетельство о государственной регистрации права от 19.06.2014 72 НМ 771409), заявителем в рамках настоящего дела не опровергнуто, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что признание решения Департамента от 23.05.2014 N 1420-3 недействительным повлечет нарушение зарегистрированных в установленном порядке прав ГАУ ТО "ЦСО "Воронинские горки".
Более того, признание решения Департамента от 23.05.2014 N 1420-3 недействительным в любом случае не приведет к восстановлению прав НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф", поскольку в силу прямого указания статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, путем предъявления искового требования к лицу, чье право зарегистрировано, в то время как в рамках настоящего дела соответствующее требование Учреждением не заявлено.
Иными словами, в данном случае требование НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" о признании незаконным решения от 23.05.2014 N 1420-3 по существу направлено на оспаривание зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования ГАУ ТО "ЦСО "Воронинские горки", в связи с чем, не может быть рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве требования об оспаривании законности решения исполнительного органа публичной власти.
Такой спор о праве на земельный участок под недвижимым имуществом, принадлежащим субъекту Российской Федерации - Тюменской области, в соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 52, 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", может быть разрешен только в рамках дела по иску об оспаривании зарегистрированного права.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленное НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" требование не может быть удовлетворено.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела.
При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф".
Поскольку при подаче апелляционной жалобы НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" по его ходатайству судом апелляционной инстанции была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, а в удовлетворении требований жалобы отказано, постольку 1 500 руб. государственной пошлины подлежит взысканию с НОУ ДО горнолыжный клуб "Скиф" в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.07.2015 по делу N А70-5531/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования горнолыжный клуб "Скиф" 1 500 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-5531/2015
Истец: НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРНОЛЫЖНЫЙ КЛУБ "СКИФ"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Тюменской области
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР СПОРТА И ОТДЫХА "ВОРОНИНСКИЕ ГОРКИ", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-29147/15
17.11.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11443/15
31.08.2015 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10312/15
15.07.2015 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-5531/15