г. Санкт-Петербург |
|
18 ноября 2015 г. |
Дело N А56-23112/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Будылевой М.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Серегиной О.Г.
при участии:
от заявителя: Романова Л.И. - доверенность от 19.06.2015;
Костичев Г.В. - доверенность от 20.02.2014;
от ответчика: Газиева Н.В. - доверенность от 12.01.2015 N 11-11/5;
от 3-го лица: Шевцова Е.Н. - доверенность от 25.12.2014 N 05-06/16002;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22131/2015 Межрайонной ИФНС России N 6 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2015 по делу N А56-23112/2015 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ЗАО Сельскохозяйственное Предприятие "Пашозерское"
к Межрайонной ИФНС России N 6 по Ленинградской области
3-е лицо: УФНС России по Ленинградской области
о признании недействительным решения
установил:
Закрытое акционерное общество Сельскохозяйственное предприятие "Пашозерское", место нахождения: 187542, Ленинградская область, Тихвинский район, дер. Пашозеро, ОГРН 1024701853395 (далее - заявитель, Общество, ЗАО СП "Пашозерское") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 6 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 12.01.2015 N 4382.
Определением суда от 18.05.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ФНС по Ленинградской области (далее - Управление).
Решением суда от 13.07.2015 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Инспекция на основании сведений, предоставленных Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области правомерно доначислила Обществу земельный налог по земельному участку площадью 205 096 600 кв.м., исходя из кадастровой стоимости 752 704 522 руб. При этом инспекция считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для принятия в качестве надлежащих доказательств Постановлений Главы Администрации Тихвинского района, и исключать из площади земельного участка площади земельных участков, указанных в Постановлениях.
В судебном заседании представители Инспекции и Управления поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представители Общества доводы жалобы отклонили и просят оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка декларации Общества по земельному налогу за 2013 год, по результатам которой составлен акт N 20467 от 07.11.2014.
Проверкой установлено, что по земельному участку с кадастровым номером 47:13:0000000:163 Обществом исчислен земельный налог в сумме 83 864 руб., исходя из площади земельного участка 205 096 600 кв.м. его кадастровой стоимости 27 954 667 руб. и налоговой ставки 0.3%; по земельному участку с кадастровым номером 47:13:0000000:161 Обществом исчислен земельный налог в сумме 64 607 руб., исходя из кадастровой стоимости 21 535 758 руб. и налоговой ставки 0.3%
Налоговый орган решением от 12.01.2015 N 4382 произвел доначисление земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 47:13:0000000:163 в сумме 980 586 руб. (с учетом уменьшения на сумму земельного налога 64 607 руб. по земельному участку с кадастровым номером 47:13:0000000:161), установив, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:13:0000000:163 составляет 752 704 522 руб., а в целях исчисления земельного налога Общество исходило из кадастровой стоимости 27 954 667 руб.
Указанным решением Общество также привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 196 117 руб. и ему начислены пени за нарушение срока уплаты налога в сумме 115 989 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 05.03.2015 N 16-21-15/02715@ решение Инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции на основании представленных Обществом постановлений Главы администрации Тихвинского района Ленинградской области, посчитал, что земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:13:0000000:163 должен быть исчислен исходя из площади земельного участка, находящегося в фактическом пользовании налогоплательщик - 20 000 763 кв.м. и составляет 110 104 руб. Поскольку Обществом был исчислен и уплачен земельный налог (по двум участкам) в сумме 148 471 руб., то у налогоплательщика отсутствует недоимка по земельному налогу.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно сведениям, представленным в налоговый орган Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области земельный участок с кадастровым номером 47:13:0000000:163 по состоянию на 01.01.2013 имеет кадастровую стоимость в сумме 752 704 522 руб.
Исходя из представленных данных, Инспекция произвела расчет земельного налога, подлежащего уплате Обществом за спорный налоговый период.
Вместе с тем в ходе камеральной проверки, а также в материалы дела Обществом представлены следующие доказательства: постановление Главы администрации Тихвинского района Ленинградской области, согласно которым площадь спорного земельного участка была уменьшена:
- Постановлением Главы администрации Тихвинского района Ленинградской области от 13.09.1996 N 878 - на 13 000 кв. м.;
- Постановлением Главы администрации Тихвинского района Ленинградской области от 19.05.2006 N 01-270-а - на 71 900 кв. м.;
- Постановлением Главы администрации Тихвинского района Ленинградской области от 24.12.2007 N 01-1595-а - на 74 000 кв. м.;
- Постановлением Главы администрации Тихвинского района Ленинградской области от 11.08.2011 N 01 -1178-а - на 2 000 кв. м.;
- Постановлением Главы администрации Тихвинского района Ленинградской области от 28.03.2012 N 01-678-а - на 10 000 кв. м.;
- Постановлением Главы администрации Тихвинского района Ленинградской области от 28.03.2012 N 01-679-а - на 61 362 кв. м.;
- Постановлением Главы администрации Тихвинского района Ленинградской области от 18.07.2012 N 01-1684-а - на 13 575 кв. м.
Кроме того, на часть земельного участка площадью 184 770 000 кв.м. (земли лесного фонда) зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 23.03.2009 N 78-АД 002512.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 389 НК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда не признаются объектом налогообложения.
Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе актом согласования площадей от 06.12.2007, письмом Администрации Тихвинского района от 22.10.2014, письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 09.07.2015.
Устанавливая во исполнение положений пункта 2 статьи 65 ЗК РФ, порядок исчисления и уплаты земельного налога, законодательство о налогах и сборах действительно закрепляет положение о том, что основанием для установления налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком, а налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (статья 15 Закона N 1738-1, статья 388 НК РФ).
В то же время, в силу системного толкования норм законодательства, положения, относящиеся к порядку исчисления земельного налога, не могут нарушать основные принципы специального законодательства, регулирующего земельные правоотношения. То есть, при установлении факта использования земельного участка, отсутствие оформленных надлежащим образом правоустанавливающих документов на данный объект недвижимого имущества, не может являться обстоятельством, освобождающим лицо, использующее земельный участок, от внесения платы за эксплуатацию земли.
Между тем, формулируя понятие "объект налогообложения" законодатель ссылается лишь на факт его наличия у налогоплательщика, не давая при этом оценки правомерности владения объектом (статья 38 НК РФ), которая подлежит установлению в рамках иных правоотношений, в том числе регулирующих порядок перехода права на объект недвижимого имущества.
В данном случае, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, и не опровергнуто налоговым органом, часть земельных участков (площадью 185 095 837 кв.м.) из земельного участка с кадастровым номером 47:13:0000000:163 фактически выбыла из владения и пользования налогоплательщиком.
При этом отсутствие регистрации прекращения прав Общества на спорные земельные участки в рассматриваемой ситуации не свидетельствует о том, что оно фактически обладало и пользовалось этими участками в проверяемом периоде.
Инспекция не опровергла фактического неиспользования Обществом в 2013 году части спорных земельных участков.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. Таким образом, применительно к спорным правоотношениям государственная регистрация изъятия (разделении или выделения) из спорного земельного участка соответствующих частей должна была осуществляться соответственно на основании заявления (обращений) уполномоченного органа и (или) лиц, в чью пользу изымались соответствующие участки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что земельный налог за спорный период в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:13:0000000:163 должен был быть исчислен исходя из площади земельного участка, находящейся в фактическом пользовании налогоплательщика - 20 000 763 кв.м. Из представленного сторонами в материалы дела расчета, кадастровая стоимость земельного участка с вышеприведенной площадью составляет 73 402 800 руб., а сумма налога, подлежащего уплате за 2013 год, исходя из ставки налога в 0,15%, - 110 104 руб.
Поскольку Обществом был исчислен и уплачен земельный налог (по двум участкам) в сумме 148 471 руб., который превышает сумму налога, подлежащую уплате в соответствии с установленными судом обстоятельствами, то как правильно указал суд, недоимка по земельному налогу за 2013 год у Общества отсутствует.
В силу изложенного выше суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование заявителя и признал решение Инспекции недействительным.
Фактические обстоятельства дела установлены и исследованы судом первой инстанции в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения жалобы Инспекции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2015 по делу N А56-23112/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23112/2015
Истец: ЗАО Сельскохозяйственное Предприятие "Пашозерское"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Ленинградской области
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области, Начальник Межрайонной ИФНС России N6 по ленобласти Никитин А. Л.
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1443/17
29.11.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26332/16
05.08.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-23112/15
21.03.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2605/16
18.11.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22131/15
08.09.2015 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-23112/15
13.07.2015 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-23112/15