г. Санкт-Петербург |
|
29 ноября 2016 г. |
Дело N А56-23112/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Николаевым И.И.
при участии:
от заявителя: Костичев Г.В. по доверенности от 20.02.2014
от заинтересованного лица: Газиева К.В. по доверенности от 11.01.2016
от 3-го лица: Шевцова Е.К. по доверенности от 13.01.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26332/2016) ЗАО Сельскохозяйственное Предприятие "Пашозерское" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2016 по делу N А56-23112/2015 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ЗАО Сельскохозяйственное Предприятие "Пашозерское"
к МИФНС N 6 по Ленинградской области
3-е лицо УФНС по Ленинградской области
об обжаловании решения
установил:
Закрытое акционерное общество Сельскохозяйственное предприятие "Пашозерское" (далее - заявитель, Общество, предприятие, ЗАО СП "Пашозерское") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 6 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 12.01.2015 N 4382.
Решением суда от 13.07.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015, заявление Общества удовлетворено.
Постановлением арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.03.2016 решение суда от 13.07.2015 и постановление апелляционного суда от 18.11.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением суда от 05.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что судом неправильно определена площадь земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель Инспекции и представитель третьего лица против удовлетворения требований жалобы возражали.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации, представленной ЗАО СП "Пашозерское" по земельному налогу за 2013 год, Инспекция вынесла Решение от 12.01.2015 N 4382 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 196 117 рублей, ему начислен земельный налог в сумме 980 586 рублей и, соответствующие пени в сумме 115 989 рублей.
Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном занижении земельного налога за 2013 год, а именно: в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:13:0000000:163 Инспекция установила неправомерное применение заниженной кадастровой стоимости земельного участка в размере 27 954 667 рублей, против утвержденной 752 704 522 рубля. Ставку земельного налога Инспекция применила в размере 0,15%, установленную Решением Совета депутатов Муниципального образования Пашозерское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области от 28.09.2010 N 08-43 (для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства). В отношении данного участка земельный налог доначислен на сумму 1 045 193 рубля.
В связи с тем, что по другому земельному участку с кадастровым номером 47:13:0000000:161 Обществом был ошибочно исчислен и уплачен земельный налог в сумме 64 607 руб. (л.д.12), Инспекция уменьшила подлежащую уплате сумму налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:13:0000000:163 на 64 607 руб., а также учла в своих расчетах сумму налога в размере 83 864 руб., исчисленную и уплаченную за спорный земельный участок.
Таким образом, сумма земельного налога к доплате по результатам налоговой проверки составила 980 586 руб.
В обоснование заявленных требований Общество указывает, что при расчете налоговой базы по земельному налогу в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 47:13:0000000:163 необходимо учитывать то, что из этого земельного участка неоднократно выделялись вновь образованные земельные участки. Однако эти изменения не были учтены в кадастровом учете. Учитывая изложенное, Общество полагает, что оно не обязано уплачивать земельный налог в отношении той площади земельного участка, которая фактически выбыла из его владения и пользования.
Решением Управления от 05.03.2015 N 16-21-15/02715@ апелляционная жалоба Общества на решение Инспекции от 12.01.2015 N 4382 отклонена.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о правомерности решения налогового органа.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными принадлежит гражданам, организациям и иным лицам, которые вправе обратиться в арбитражный суд, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, ненормативный акт, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В рассматриваемом случае, Общество в обоснование заявленных требований указывает, что в силу норм земельного, налогового законодательства не является собственником всего земельного участка с кадастровым номером 47:13:0000000:163, а, только лишь его части, поскольку он отказался от части земельного участка.
Статьей 388 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено вышеназванной статьей.
Согласно пункту 1 статьи 15, пунктам 1 и 2 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. При этом право собственности на земельные участки граждан и юридических лиц возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
В силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено, что государственная регистрация прав на недвижимые объекты является единственным доказательством существования зарегистрированного права, в связи с чем плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
На основании пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Исходя из содержания изложенных правовых норм, основанием для признания организации плательщиком земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного (наследуемого) владения на земельный участок. При этом обязанность по уплате земельного налога возникает с момента регистрации прав на земельный участок, то есть внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, до момента прекращения данного права.
Из материалов дела усматривается, что правопреемнику Общества - акционерному обществу закрытого типа "Пашозерское" согласно постановлению главы администрации Тихвинского района Ленинградской области от 12.11.1992 N 625 "О перерегистрации права на землепользование и выдаче документов, удостоверяющих право на землю Акционерному обществу закрытого типа "Пашозерское" (далее - Постановление от 12.11.92 г. N 625) предоставлен на праве постоянного пользования земельный участок площадью 20 539 га, в том числе под лесом площадью 18491 га. На основании указанного постановления выдано свидетельство от 30.11.1992 N 535. Земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, и в соответствии с требованиями земельного законодательства ему присвоен кадастровый номер 47:13:0000000:163.
Следовательно, с момента издания постановления от 12.11.92 N 625 Общество является правообладателем земельного участка площадью 205 096 600 кв. м.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" разъяснено, что территориальные органы Росреестра обязаны бесплатно предоставлять налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков. При этом предоставлять указанные сведения для целей налогообложения они обязаны по письменному заявлению налогоплательщика в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученной Инспекцией от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" земельный участок с кадастровым номером 47:13:0000000:163, площадью 205 096 600 кв. м, является ранее учтенным, внесен в государственный кадастр недвижимости 01.08.2007, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость участка утверждена постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 355 и составляет 752 704 522 руб., сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр 11.12.2010.
Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 390, п. 1, 2 ст. 391 НК РФ сумма земельного налога исчисляется налогоплательщиком - юридическим лицом самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о земельном участке, полученных им в порядке определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52.
Позиция Общества о том, что большая часть земельного участка фактически выбыла из его владения и пользования, и поэтому он не является плательщиком земельного налога, правомерно отклонена судом первой инстанции в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 45 ЗК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращаются при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 ЗК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 53 ЗК РФ (в ред. на дату совершения сделок) при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В силу пункта 2 статьи 53 ЗК РФ отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Из анализа приведенных выше правовых норм следует, что земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое сосуществование, а государственная регистрация прав вновь образованных участков является единственным доказательством существования таких участков.
Следовательно, Общество, как законный землепользователь, должно было обратиться в регистрирующий орган с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на те части земельного участка, от использования которых Заявитель отказался.
Согласно письму администрации Тихвинский муниципальный район Ленинградской области 14.11.2014 N 01-02-10-6775/14-0-1, на основании обращений ЗАО СП "Пашозерское" прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки: - площадью 7,19 га, правообладатель которого является общество с ограниченной ответственностью "СПЭК" (аренда), земельному участку присвоен кадастровый номер 47:13:0308001:19;
- площадью 7,4 га, правообладателем которого является ООО "ПРИРОДА" (аренда), земельному участку присвоен кадастровый номер 47:13:0316001:29;
- площадью 0,4245 га, 0,1440 га, 0,0310 га, правообладателем которых является Общество (аренда), земельным участкам присвоены кадастровые номера 47:13:0310002:104, 47:13:0310001:343 и 47:13:0310001:344;
- площадью 1,0 га, 6,1362 га, 1,3575 га, правообладателем которых является Иванова А.Г. (собственность), земельным участкам присвоены кадастровые номера 47:13:0311001:99, 47:13:0311001:98 и 47:13:0311001:100.
В указанном письме также отражено, что земельный участок площадью 0,2 га с кадастровым номером 47:13:0310002:98 под зданием конторы (входит в земельный массив постоянного (бессрочного) пользования) предоставлен в собственность Ивановой А.Г. как вновь образованный земельный участок, а право собственности на лесной участок Тихвинского лесничества с кадастровым номером 47:13:0000000:258 общей площадью 592 121 га зарегистрировано за Российской Федерацией.
Сам по себе факт издания администрацией постановлений об изъятии (отказе) налогоплательщиком от части земельного участка не является основанием для прекращения прав Общества в этой части на спорный участок. Прекращение права лица на земельный участок возникает с момента внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В рассматриваемом случае Обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, представленным в порядке ст.85 НК РФ земельный участок с кадастровым номером 47:13:0000000:163, площадью 205 096 600 кв. м. не прекратил свое существование.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в порядке ст. 85 НК РФ сведений о зарегистрированных правах на земельные участки с кадастровыми номерами: 47:13:0311001:99, 47:13:0311001:98 и 47:13:0311001:100, образуемые из земельного участка с кадастровым номером 47:13:0000000:163 в Инспекцию не представило.
Таким образом, Общество до внесения в ЕГРП записи о прекращение прав на земельный участок является плательщиком земельного налога в отношении данного земельного участка.
Ссылка налогоплательщика на то, что из земельного участка с кадастровым номером 47:13:0000000:163 изъята часть земельного участка, приходящаяся на земли лесного фонда, правомерно отклонена судом первой инстанции в связи со следующим.
Частями 1, 3 статьи 6, статьями 1, 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что лесным участком является земельный участок, границы, его площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Следовательно, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
В соответствии с частью 2 статьи 91 ЛК РФ документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре.
Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
В рассматриваемом случае Обществом в материалы дела не представлены доказательства изъятия части спорного земельного участка занятого лесом из его владения.
Таким образом, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции об обоснованности выводов Инспекции, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, в связи с чем правовые основания для удовлетворения заявленных Обществом требований отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2016 по делу N А56-23112/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23112/2015
Истец: ЗАО Сельскохозяйственное Предприятие "Пашозерское"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Ленинградской области
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области, Начальник Межрайонной ИФНС России N6 по ленобласти Никитин А. Л.
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1443/17
29.11.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26332/16
05.08.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-23112/15
21.03.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2605/16
18.11.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22131/15
08.09.2015 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-23112/15
13.07.2015 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-23112/15