г. Санкт-Петербург |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А26-4359/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сотова И.В.
судей Шестаковой М.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Жарковым Р.П.,
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25744/2015) открытого акционерного общества "Сортавальский дробильно-сортировочный завод"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.08.2015 по делу N А26-4359/2015 (судья Богданова О.В.), принятое
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к открытому акционерному обществу "Сортавальский дробильно-сортировочный завод"
о взыскании
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "СОРТАВАЛЬСКИЙ ДРОБИЛЬНО-СОРТИРОВОЧНЫЙ ЗАВОД" (далее - ответчик) о взыскании платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, в размере 490 797 руб. 39 коп.
Решением от 24.08.2015 иск удовлетворен полностью.
Ответчик, не согласившись с указанным решением, направил в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование своей позиции податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции сделан неверный вывод об обязанности ответчика вносить плату за пользованием вагонами, не принадлежащими перевозчику, а также ошибочно сделан вывод о распространении к отношениям сторон по договору п.12 Тарифного руководства N 2.
Кроме того податель жалобы полагает, что истцом неправомерно при расчете платы за пользование вагонами применил индекс равный 3,159.
К судебному заседанию апелляционного суда от истца в суд поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, 16.02.2010 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Сортавальский дробильно-сортировочный завод" (владелец) заключен договор N 285 (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 13.08.2010) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Сортавальский дробильно-сортировочный завод" при станции Хелюля Октябрьской ж.д., предметом которого является регулирование взаимоотношений сторон, связанных с эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего владельцу на правах аренды, примыкающего к станции Хелюля Октябрьской железной дороги стрелочным переводом N 12, локомотивом владельца.
В дальнейшем в связи с изменением организационно-правовой формы стороной по договору стало являться ООО "Сортавальский дробильно-сортировочный завод".
Пунктом 7 договора установлено, что сдаваемые на железнодорожный подъездной путь вагоны подаются локомотивом Перевозчика на приемоотправочные (выставочные) пути N N 2-4 станции Хелюля; дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
Согласно пункту 19.3 договора (в редакции дополнительного соглашения от 13.08.2010) за время ожидания подачи или приема порожних или груженых вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования, приемоотправочных путях по причинам, зависящим от владельца, перевозчик взимает с владельца плату за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, в размере 50% от плат, приведенных в таблицах N 9 и 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) Тарифного руководства N 2, с учетом коэффициентов индексации.
При этом, по смыслу пп. 13-15 договора неоплачиваемым временем пользования вагонами является 0,5 часа (технологическое время) с момента подачи ОАО "РЖД" вагонов на выставочный путь Владельца, для дальнейшего их продвижения его локомотивом.
В период с 09.10.2014 по 31.10.2014 прибывшие в адрес владельца на станцию назначения Хелюля 595 порожних вагонов находились на выставочных путях станции Хелюля сверх технологического времени для их подачи на путь владельца его локомотивом.
По факту задержки вагонов с указанием причины и времени их задержки оформлены акты общей формы, которые ответчик подписал с разногласиями, однако обстоятельства, освобождающие его от взимания предусмотренной п.19.3 договора платы, им указаны не были. Размер платы составил 490 797 руб. 39 коп.
Поскольку плата в добровольном порядке не была внесена ответчиком, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения иска.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об их необоснованности в силу следующего:
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Положения статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускают возможности одностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннего изменения его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с абзацем третьим статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению срока доставки грузов. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Требование о взыскании платы за пользование порожними вагонами, не принадлежащими истцу, начисленной в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и пунктом 19.3 договора N 285, может быть удовлетворено лишь при доказанности наличия указанных обстоятельств в совокупности.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 26, при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажиров при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
При этом согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 45 (далее - Правила N 45) акт общей формы составляются на станциях для удостоверения в том числе задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
По вышеназванному факту с указанием причин и времени простоя вагонов в установленном пунктом 16 статьи 119 Устава железнодорожного транспорта и Правилами N 45 порядке оформлены акты общей формы, из которых следует, что задержка вагонов произошла по причинам, зависящим от ответчика.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Ответчик полагает, что истец не имеет права на получение спорной платы в заявленном размере, поскольку стороны не пришли к соглашению о взимании спорной платы и ее размере.
Вместе с тем, предметом иска являлась именно плата за пользование вагонами, о взимании которой с Владельца стороны договорились в пункте 19.3. спорного договора. При этом стороны достигли соглашения о применении для расчета названной платы за пользование вагонами Тарифного руководства N 2, регулирующего именно вопросы платы за пользование вагонами.
Довод ответчика о том, что в действительности в пункте 19.3. договора N 285 ОАО "РЖД" фактически предлагает взимать с владельца плату за использование пути общего пользования (за инфраструктуру железнодорожного транспорта, которая определяется Тарифным руководством N 1 "Прейскуранты 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденным Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 г. N 47-т/5), тогда как Тарифным руководством N 2 не предусмотрена обязанность вносить такую плату, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Учитывая, что тарифное руководство N 2 используется сторонами в договоре N 285 в целях определения размера платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, данные правила следует рассматривать в качестве договорного условия, в связи с чем ответчик, заключив договор на таких условиях, обязан вносить плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, в случае их задержки по причинам, зависящим от ответчика.
Согласно пункту 22 Тарифного руководства N 2 индексация платы за пользование вагонами, контейнерами и размеров уменьшения действующих тарифов, определенных в соответствии с настоящим Тарифным руководством, осуществляется одновременно с индексацией тарифов на грузовые ж/д перевозки.
Пунктом 10 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере ж/д перевозок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 г. N 643, предусмотрено, что порядок расчета тарифов, сборов и платы (индексов к действующему уровню тарифов, сборов и платы) утверждается Федеральной службой по тарифам.
Согласно приложению 4 к приказу ФСТ России от 27.11.2012 г. N 301-т/1 и приложению 3 к приказу ФСТ России от 24.12.2013 г. N 252-т/1 "Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО "Российские железные дороги" в 2013 - 2014 к базовым ставкам платы за пользование вагонами и контейнерами установлен индекс 3,159, примененный ОАО "РЖД" при расчете взыскиваемой с ответчика платы.
Таким образом, доводы ответчика относительно неправомерности применения в расчете указанного индекса являются необоснованными.
Кроме того подлежат отклонению и ссылки ответчика на судебную практику, поскольку в указанных ответчиком судебных актах рассмотрена другая ситуация - плата договором не предусмотрена, в настоящем же деле в пункте 19.3 договора стороны согласовали плату за пользование вагонами.
При этом в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 10.03.2009 г. N 14391/08 и от 27.07.2010 г. N 4387/10 отражена принципиальная позиция высшей судебной инстанции, согласно которой плата за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД", подлежит взысканию при наличии соглашения сторон о ее размере.
Такое соглашение, как уже указывалось выше, достигнуто сторонами в пункте 19.3 договора N 285 с учетом дополнительного соглашения от 13.08.2010 г.
При таких обстоятельствах, а также поскольку ответчик надлежащим образом (документально) факт задержки, а равно как и наличие своей вины в этом (т.е. отсутствие вины ОАО "Российские железные дороги") не опроверг, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.08.2015 г. по делу N А26-4359/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Сортавальский дробильно-сортировочный завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сотов |
Судьи |
М.А. Шестакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4359/2015
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ОАО "Сортавальский дробильно-сортировочный завод"