г. Томск |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А27-11385/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: И.И. Бородулиной, Н.В. Марченко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г.
без использования средств аудиозаписи
с участием в заседании
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 16 сентября 2015 г. по делу N А27-11385/2015 (судья Н.Н. Гатауллина)
по заявлению Открытого акционерного общества "Кемеровская генерация", г. Кемерово (ОГРН 1122224002284, ИНН 4205243192)
к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18), г. Кемерово (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857)
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Кемеровская генерация" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением:
- о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) N18000032 от 17.04.2015 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 33 716,63 руб.;
- о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиала N 18) N18000032 осс от 17.04.2015 в части доначисления ОАО "Кемеровская генерация" страховых взносов в размере 4 188,62 руб., пени в размере 2728,01 руб., штрафа в размере 837,72 руб.;
- о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (далее - заинтересованное лицо, Фонд социального страхования) N51 н/с от 17.04.2015 в части доначисления ОАО "Кемеровская генерация" страховых взносов в размере 317,59 руб., пени в размере 19,08 руб., штрафа в размере 63,52 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 16 сентября 2015 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области полностью и отказать ОАО "Кемеровская генерация" в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Фонд социального страхования ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильное истолкование закона), несоответствие выводов суд фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы Фонда социального страхования изложены в апелляционной жалобе.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения. По мнению Общества, решение суда законно и обоснованно.
Подробно доводы Общества изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Общество и Фонд социального страхования о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя Фонда социального страхования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении ОАО "Кемеровская генерация" проведена выездная проверка на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ плательщиком страховых взносов за период с 10.05.2012 по 31.12.2014; правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 10.05.2012 по 31.12.2014; правильности начисления, уплаты взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходований этих средств за период с 10.05.2012 по 31.12.2014, по результатам которой составлены: акт выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 18000032 от 20.03.2015; акт выездной проверки N 18000032 осс от 20.03.2015; акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 18000032 н/с от 20.03.2015.
На основании акта проверки и представленных возражений ОАО "Кемеровская генерация" Фондом социального страхования приняты: решение "о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" N 18000032 от 17.04.2015, согласно которому не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 40 566,49 руб.; решение "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах" N 18000032осс от 17.04.2015, согласно которому ОАО "Кемеровская генерация" привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 877,45 руб., начислены пени в размере 3 613,55 руб., предложено уплатить недоимку в размере 4 387,27 руб.; решение "о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 51 н/с от 17.04.2015, согласно которому ОАО "Кемеровская генерация" привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 66,26 руб., начислены пени в размере 20,08 руб., предложено уплатить недоимку в размере 331,29 руб.
ОАО "Кемеровская генерация" не согласившись с решениями Фонда N 18000032, 18000032осс, 51н/с в части: по решению N18000032 в части непринятия к зачету расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности, оформленных с нарушениями, допущенными со стороны медицинских организаций, в размере 33 716,63 руб.; по решению N18000032осс в части доначисления страховых взносов в размере 4 188,62 руб., пени в размере 2 728,01 руб., штрафа в размере 837,72 руб.; по решению N51 н/с в части доначисления страховых взносов в размере 317,59 руб., пени в размере 19,08 руб., штрафа в размере 63,52 руб., обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворив заявленные Обществом требования, принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) обязательным социальным страхованием признается часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
В статье 3 названного Федерального закона установлено, что страховым случаем признается свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
Пособие по временной нетрудоспособности является видом страхового обеспечения (подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ).
В соответствии со статьей 22 этого же закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Страховым случаем признается заболевание (пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона N 165-ФЗ).
В статье 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее- Федеральный закон N 255-ФЗ) указано, что право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении случаев, указанных в части 1 указанной нормы права, в том числе при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения упомянутой работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
В соответствии с пунктом 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Следовательно, наступление такого страхового случая как временная утрата трудоспособности подтверждается в установленном порядке оформленным листом нетрудоспособности, что является основанием для назначения государственного пособия. Его начисление и выплата осуществляется страхователь по месту работы застрахованного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации установлен статьей 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ, согласно части 3 которой территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
Страховщик при этом имеет право проводить проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в пункте 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, согласно которой предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В ходе проведенной проверки Фондом социального страхования установлено, что в нарушение пункта 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначены и выплачены пособия по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушениями Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 624н (далее -Порядок N 624н). Так, - в нарушение пункта 56 Порядка N 624н в листке нетрудоспособности N 094407253084 за период с 31.05.2013 по 05.06.2013, выданном на имя Котенковой О.И. (оплатили - 801,96 руб., в том числе за счет Фонда социального страхования в сумме 801,96 руб.) по уходу за ребенком, неверно указана фамилия ребенка, за которым осуществлялся уход. В связи с вышеуказанными нарушениями сумма расходов произведенных с нарушением установленных правил составила 801,96 руб., в том числе сумма расходов за счет средств Фонда социального страхования составила 801,96 руб.;
- в нарушение пункта 58 Порядка N 624н при продолжающейся нетрудоспособности в листке нетрудоспособности N 085735646021 за период с 24.05.2013 по 21.06.2013 г. (оплатили - 11151,95 руб., в том числе за счет Фонда социального страхования в сумме 11151,95 руб.) - выданном на имя Никишина М.А. сделана отметка "V" в строке "первичный []", хотя оформленный листок нетрудоспособности является продолжением ранее выданного листка N 085735358003 за период с 20.04.2013 по 23.05.2013. В связи с вышеуказанным нарушением сумма расходов произведенных с нарушением установленных правил составила 11151,95 руб., в том числе сумма расходов за счет средств Фонда социального страхования составила 11151,95 руб.;
- в нарушение пункта 61 Порядка N 624н в листке нетрудоспособности N 115843478643 за период с 09.05.2014 по 11.06.2014, выданном на имя Витухиной О.В. (оплатили - 21762,72 руб., в том числе за счет Фонда социального страхования в сумме 21762,72 руб.) при установлении инвалидности в строке "Приступить к работе" указана дата восстановления трудоспособности. В связи с вышеуказанным нарушением сумма расходов произведенных с нарушением установленных правил составила 21 762,72 руб., в том числе сумма расходов за счет средств Фонда социального страхования составила 21 762,72 руб.
Согласно пунктам 1, 2, 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности. Листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.
Таким образом, выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Медико-социальная помощь, гарантируемая гражданам Российской Федерации законодательством об охране здоровья, оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственной гарантией оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.
В данном случае Фондом социального страхования не оспариваются факты наступления страховых случаев в виде временной нетрудоспособности, основанием вынесения оспариваемого решения об отказе в зачете расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию послужил вывод о допущении нарушения при заполнении медицинским учреждением листка нетрудоспособности.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, факт выдачи листков нетрудоспособности с нарушением порядка оформления, при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.
Таким образом, дефекты листков нетрудоспособности при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности, не являются основанием для отказа в принятии к зачету расходов на оплату больничных листов.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12.
Фондом социального страхования не представлено в материалы дела доказательств того, что недостатки в оформлении больничного листка влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя в части признания недействительным решения Фонда социального страхования N 18000032 в части непринятия к зачету расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности, оформленных с нарушениями, допущенными со стороны медицинских организаций, в размере 33 716,63 руб.; N 18000032осс в части доначисления страховых взносов в размере 4 188,62 руб., пени в размере 2 728,01 руб., штрафа в размере 837,72 руб.; N 51н/с в части доначисления страховых взносов в размере 317,59 руб., пени в размере 19,08 руб., штрафа в размере 63,52 руб.
Согласно материалам дела, Фондом социального страхования в ходе проведения проверки установлено занижение страхователем облагаемой базы и не начисление страховых взносов на сумму четырех дополнительных оплачиваемых дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами до достижениям ими возраста 18 лет за 2013 - 2014 г.г. в размере 110 718,76 руб., а также не приняты к зачету расходы по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
С учетом этого, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 Трудового кодекса РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
На основании пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
При таких обстоятельствах данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса РФ, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком - инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого же Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Норма аналогичного характера содержится и в статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
Следовательно, от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом РФ. Перечень обусловленных законодательством исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ и статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 26.11.2014 N 304-КГ14-4848 по делу N А67-6190/2013.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество правомерно не включило в объект обложения страховыми взносами спорные средства на оплату работникам дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами.
Таким образом, требования Фонда социального страхования по п. 2 решения N 18000032осс и п. 2 решения N 53 н/с о доначислении страховых взносов на сумму оплаты четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами, являются необоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16 сентября 2015 г. по делу N А27-11385/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11385/2015
Истец: ОАО "Кемеровская генерация"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации