г. Санкт-Петербург |
|
18 ноября 2015 г. |
Дело N А26-2210/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Н.И.Протас, В.М.Толкунова
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Ушаков А.А. - доверенность от 01.12.2014
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23026/2015) Государственной жилищной инспекции Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.08.2015 по делу N А26-2210/2015 (судья Гарист С.Н.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мастер-Ремонт"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании недействительным предписания от 12.02.2015 N 135
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мастер-Ремонт" (ОГРН 1041000038606, адрес: 185026, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Генерала Фролова, д. 11; далее - Общество, ООО "Мастер-Ремонт") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным постановления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ОГРН 1091001011265, адрес: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ф.Энгельса, д. 4; далее - Инспекция) от 12.02.2015 N 135, которым Обществу предписано произвести расчет платы собственникам помещений с 01.01.2014 по статье "содержание, управление и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома 6а по ул. Сортавальской в г. Петрозаводске" в соответствии со сведениями, содержащими в государственном земельном кадастре.
Решением суда от 03.08.2015 заявленное Обществом требование удовлетворено, оспариваемое предписание признано недействительным.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда от 03.08.2015 отменить и вынести по делу новый судебный акт. Податель жалобы не согласен с выводами суда первой инстанции об отсутствии у Инспекции полномочий для вынесения предписания о проведении перерасчета или корректировки платы за предыдущий период, и что расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном земельном кадастре, может распространяться только на будущее время.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Инспекция извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направила, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по обращению гражданки Перышкиной Л.Н., проживающей по адресу: город Петрозаводск, улица Сортавальская, дом 6А, Инспекцией на основании распоряжения от 23.01.2015 N 114 проведена внеплановая документарная проверка ООО "Мастер-Ремонт" по вопросу установления размера платы за содержание общедомового имущества указанного многоквартирного дома.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте проверки от 12.02.2015 N 114, что в нарушение пункта 3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, при определении состава общего имущества использована площадь земельного участка многоквартирного дома N 6А по улице Сортавальская в г.Петрозаводске в размере 4917 кв.м., что не соответствует сведениям государственного земельного кадастра (согласно выписке из государственного земельного кадастра общая площадь земельного участка вышеуказанного многоквартирного дома составляет 3806 кв.м).
По результатам проверки Инспекцией вынесено предписание N 135 от 12.02.2015, которым Обществу предписано в срок до 30.03.2015 произвести расчет платы собственникам помещений с 01.01.2014 по статье "содержание, управление и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома N 6А по улице Сортавальская в городе Петрозаводске" в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном земельном кадастре.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое было удовлетворено судом первой инстанции.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 03.08.2015 в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с частью 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.10.2011 N 281-П утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Республики Карелия.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493.
Согласно пункту 11 указанного Положения предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений Государственная жилищная инспекция Республики Карелия как орган исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющий на территории Республики Карелия функции регионального государственного жилищного надзора за соблюдением требований жилищного законодательства, наделена полномочиями по вынесению предписаний о прекращении нарушений обязательных требований или об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства.
В данном случае, оспариваемое предписание было вынесено уполномоченным должностным лицом Инспекции по результатам проведенной в отношении Общества проверки, в ходе которой было выявлено, что при определении состава общего имущества и соответственно при расчете платы за содержание, управление и текущий ремонт общего имущества Обществом использована площадь земельного участка многоквартирного дома N 6А по улице Сортавальская в г.Петрозаводске в размере 4917 кв.м., что не соответствует сведениям государственного земельного кадастра (3806 кв.м).
В соответствии со статьями 44 - 48 ЖК РФ основные решения, касающиеся содержания общего имущества в многоквартирном доме, принимают на общих собраниях собственники помещений в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений заключают договоры управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии со статьями 161 и 162 ЖК РФ.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 7 статьи 156 и статьей 162 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, которые выбрали способ управления многоквартирным домом управляющей организацией, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации, исходя из перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, указанных в договорах управления многоквартирным домом.
Согласно части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами должен быть указан состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома.
При этом, в силу пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), состав общего имущества определяется:
а) собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;
в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре (пункт 3 Правил N 491).
Как следует из материалов дела, ООО "Мастер-Ремонт" осуществляет управление многоквартирным домом 6А по улице Сортавальской города Петрозаводска в соответствии с принятым решением общего собрания собственников помещений в доме, оформленным протоколом от 16.09.2010 (л.д.97-101) и на основании заключенного с собственниками договора управления (л.д.12-19, 55-96). Размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома установлен решениями общих собраний собственников помещений (протоколы от 06.09.2010, от 11.03.2012, от 08.05.2013).
В Приложении N 3 к договору управления, текст которого был утвержден общим собранием собственников помещений, установлен состав общего имущества многоквартирного дома 6А по ул. Сортавальской (л.д.17, 88). При определении состава общего имущества использована площадь земельного участка многоквартирного дома, указанная в техническом паспорте на дом, в размере 4917 кв.м. (л.д.174-176).
Таким образом, собственниками помещений вышеуказанного дома самостоятельно утвержден на общем собрании состав (в том числе площадь) общего имущества в целях выполнения выбранной ими управляющей организацией обязанностей по содержанию общего имущества, что не противоречит подпункту "а" пункта 1 Правил N 491 и части 3 статьей 162 ЖК РФ. Законность решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в судебном порядке собственниками не оспорена (доказательства обратного в материалы дела не представлены).
Инспекцией также не представлены доказательства того, что Общество фактически не выполняло предусмотренные договором управления работы (услуги) по содержанию (в том числе уборке) придомовой территории на площади, установленной договором управления.
При таких обстоятельствах, учитывая, что состав общего имущества спорного многоквартирного дома, в том числе площадь земельного участка в размере 4917 кв.м, были установлены решением общего собрания собственников и Инспекцией не представлены доказательства расчета Обществом платы не в соответствии с договором управления, а также доказательства невыполнения Обществом работ в объемах, установленных договором управления, суд апелляционной инстанции полагает, что у Инспекции не имелось оснований для вынесения по результатам проверки оспариваемого предписания N 134 от 12.02.2015 о проведении перерасчета за предыдущий период (с 01.01.2014) платы за содержание, управление и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома N 6А по ул. Сортавальская в г. Петрозаводске в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном земельном кадастре. Как обоснованно указал суд первой инстанции, предложенный Инспекцией способ приведения расчета платы в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном земельном кадастре, может распространяться только на будущее время. Суд первой инстанции также обоснованно отметил со ссылкой на определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2015 по делу N 305-КГ14-2126, что вопросы возврата денежных средств регулируются нормами гражданского законодательства, в связи с чем гражданско-правовое требование к исполнителю договора (в данном случае Обществу как управляющей организации), касающееся возврата полученных им денежных средств за невыполненную по договору работу, не может быть облачено в форме предписания государственного органа, носящего обязательный характер, неисполнение которого влечет публично-правовые санкции для исполнителя, предусмотренные статьей 19.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 12.02.2015 N 135.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 03.08.2015 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03 августа 2015 года по делу N А26-2210/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2210/2015
Истец: ООО "МАСТЕР-РЕМОНТ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Республики Карелия