Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2015 г. N 16АП-4125/15
г. Ессентуки |
|
16 ноября 2015 г. |
Дело N А63-6063/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Джамбулатова С.И. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Днепровским А.О., при участии: от Архипова В.И.: Медведевой В.В. - представителя по доверенности от 05.05.2015; в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края (село Покровское, ОГРН 1022602822065) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2015 по делу N А63-6063/2014,
УСТАНОВИЛ:
администрация Красногвардейского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства "Архипова Виктора Ивановича" (далее - крестьянское хозяйство, глава КФХ, Архипов В.И.), в котором согласно требованиям, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, просила:
- признать объект недвижимого имущества: ЗАВ, площадью 25,92 кв.м, назначение: нежилое, инвентарный номер 8151, литера Д, расположенный по адресу: Красногвардейский район, с. Покровское, ул. Шоссейная, б/н, кадастровый номер 26-26-17/010/2011-317, самовольной постройкой;
- обязать главу КФХ снести за собственный счет объект недвижимого имущества ЗАВ, площадью 25,92 кв.м, нежилого назначения, инвентарный номер 8151, литера Д, расположенный по адресу: Красногвардейский район, с. Покровское, ул. Шоссейная, б/н кадастровый номер 26-26-17/010/2011-317, а именно: засыпать яму для накопления неочищенного зерна и демонтировать опоры под зерноочистительным оборудованием, указанные в техническом паспорте данного объекта.
Определением от 21.07.2014 администрация муниципального образования села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края (далее - администрация поселения) привлечена судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением от 20.07.2015 судом на основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена процессуальная замена истца - администрации района на администрацию поселения.
Решением суда от 21.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован пропуском срока исковой давности по заявленным требованиям.
Истец не согласился с решением суда первой инстанции и подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное, считая выводы суда первой инстанции несостоятельными. В обоснование заявленных доводов истец ссылается на то, что суд первой инстанции не дал оценки доводам иска.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 21 декабря 2011 года Управлением Федеральной службы кадастра и картографии по Ставропольскому краю за Архиповым В.И. зарегистрировано право собственности на объект недвижимого имущества - ЗАВ, площадью 25,92 кв.м, назначение: нежилое, инвентарный номер 8151, литера Д, кадастровый номер 26-26-17/010/2011-317, расположенный по адресу: с. Покровское, ул. Шоссейная, б/N , о чем в ЕГРП сделана запись регистрации N 26-26-17/010/2011-317. Основанием для государственной регистрации послужил договор купли-продажи от 21.01.1999, заключенный между СП "Первое мая" (продавец) и Архиповым В.И. (покупатель).
Данный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 347 002 кв.м с кадастровым номером 26:01:010803:0008, местоположение установлено относительно ориентира к западу от с. Покровского Красногвардейского района Ставропольского края, вид разрешенного использования - для размещения общественных построек, образованном постановлением главы сельсовета от 18.08.2006 N 53 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 26:01:010803:1.
28 февраля 2008 года земельный участок КН 26:01:010803:8 был передан администрацией поселения главе КФХ по договору аренды N 1 (далее - договор аренды от 28.02.2008 N 1) на срок с 29.02.2008 по 20.02.2009.
Помимо спорного строения, на участке с КН 26:01:010803:8 расположены объекты недвижимого имущества, также принадлежащие главе КФХ:
-служебное строение нежилого назначения - склад, литера А, инв. N 8150, общей площадью 1 609,89 кв. м, кадастровый номер 26:01:010803:0001:8150/81:1000/А (свидетельство о регистрации права 26-АЗ 184443, выдано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 02.12.2010);
-служебное строение нежилого назначения - склад, литера Б, инв. N 8151, общей площадью 1 487,36 кв. м, кадастровый номер 26:01:010803:0001:8151/81:1000/Б (свидетельство о регистрации права 26-АЗ 016368, выдано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 19.07.2010);
-служебное строение нежилого назначения - весовая, литера В, инв. N 8152, общей площадью 121,3 кв. м, кадастровый номер 26:01:010803:0001:8152/81:1000/В (свидетельство о регистрации права 26-АИ 239398, выдано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 22.10.2012);
-нежилое здание - склад, литера Г, инв. N 8151, общей площадью 953 кв. м, условный номер 26-26-17/010/2011-319 (свидетельство о регистрации права 26-АЗ 674669, выдано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 21.12.2011);
-нежилое здание - кормоцех, литера А, общей площадью 439 кв. м, (свидетельство о регистрации права 26-АИ 064532 выдано 12.02.2013 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому, запись регистрации N 26-26-17/004/2013-091);
-нежилое здание - служебное строение, литера Б 1, общей площадью 258,2 кв. м (свидетельство о регистрации права 26-АИ 064233 выдано 28.01.2013 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому, запись регистрации N 26-26-17/010/2011-318).
По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, крестьянское хозяйство зарегистрировано 26.09.2000. Основным видом деятельности крестьянского хозяйства является выращивание зерновых и зернобобовых культур (код по ОКВЭД 01.11.1).
Согласно техническому паспорту составленному органом технического учета на производственный участок Архипова В.И. 18.03.2011, кадастровому паспорту, выданному 25.05.2012 ГУП СК "Крайтехинвентаризация" Красногвардейский филиал, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) спорного объекта ЗАВ - 1980.
Судом первой инстанции по делу назначалась комплексная экспертиза: проведение судебно-почерковедческой экспертизы поручено эксперту ООО "Бюро судебных экспертиз" Авдееву Б.А.; проведение судебно-строительной экспертизы эксперту ООО "Арабеска" Лиманцевой И.А., по результатам которой эксперт пришел к выводу о том, что подпись от имени Коваленко В.В., имеющаяся в представленном на исследование договоре купли-продажи от 21 января 1999 года, выполнена вероятно не Коваленко В.В. Решить вопрос о тождестве в более категоричной форме эксперту не представилось возможным.
Согласно экспертному заключению N 29/2015, полученному по результатам строительно-технической экспертизы, спорный объект является сооружением, представляющим собой монолитный железобетонный заглубленный приемный бункер, столбчатые фундаменты и металлический каркас, закрепленный с помощью болтовых сооружений на столбчатых фундаментах. Металлический каркас предназначен для размещения зерноочистительного оборудования. Объект ЗАВ относится к сооружениям, предназначенным для обработки и переработки сельскохозяйственной продукции.
В заключении N 29/2015 экспертом также сделаны следующие выводы:
-снос спорного объекта невозможен без несоразмерного ущерба для всего объекта;
-объект ЗАВ соответствует требованиям п. 4.7, п. 5.7., 5.17 СП 105.13330.2012 "Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции" в части защиты оборудования от неблагоприятного влияния атмосферных осадков, состава конструктивной схемы каркаса сооружения, устройства пожарных лестниц с площадкой и поручнем;
-объект ЗАВ не создает угрозу жизни и здоровья граждан.
Ссылаясь на возведение главой КФХ на земельном участке с кадастровым номером 26:01:010803:8 нежилого здания - ЗАВ без разрешительной документации истец обратился в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся в т.ч. резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно пп. 20 п.1 ст.14 Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.3. Федерального закона N 137-ФЗ (в ред. ФЗ N 171 от 23.06.2014) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органами местного самоуправления поселений осуществляется распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции.
Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основе разрешения на строительство.
В соответствии со ст.ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу п.6 ст. 51 Градостроительного кодекса обладают, в том числе органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо созданное с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет.
Как видно из материалов дела, согласно техническому паспорту на производственный участок Архипова В.И., составленному органом технического учета по состоянию на 18.03.2011, а также кадастровому паспорту от 25.05.2012, выданному ГУП СК "Крайтехинвентаризация" Красногвардейский филиал год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) спорного объекта - 1980.
Согласно п. 7 Положения об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (в редакции, действовавшей на момент выдачи технического паспорта), первичной технической инвентаризации подлежат все объекты учета, техническая инвентаризация которых ранее не проводилась. По результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект учета оформляется технический паспорт. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства. Объектам в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
На основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности (п. 11 Положения). В силу п. 12 этого Положения, сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности (далее - Правила), утвержденными Приказом Госстроя России от 31.05.2001 N 120 во исполнение Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 N 921, одним из принципов ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности (далее - Реестр) является достоверность данных государственного технического учета (п. 2 Правил).
Реестр представляет собой упорядоченную систему записей, содержащих в них сведениях об объектах недвижимости и являющихся доказательством существования учетного объекта в фиксированном составе, границах, назначении, принадлежности и других технических характеристиках на определенную дату (п.3 Правил). Объектом учета Единого реестра является объект градостроительной деятельности, подлежащий государственному техническому учету и технической инвентаризации независимо от формы собственности и назначения.
Документальной основой ведения Единого реестра является технический паспорт. Источником формирования записи об объекте являются удостоверенные документы, составленные на основе проведенной технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности и хранящиеся в инвентарном деле объекта. Запись об объекте градостроительной деятельности в Едином реестре устанавливает факт наличия объекта по конкретному адресу, в определенных границах, фиксированном составе, с определенными техническими характеристиками.
В перечень информации об объекте градостроительной деятельности, подлежащей внесению в Реестр, Правила относят в числе прочего сведения о годе ввода объекта в эксплуатацию (п.12. Приложения 1 к Правилам).
Согласно выписке из реестровой книги N 2, выданной директором Красногвардейского филиала ГУП СК "Бюро кадастровых инженеров Ставропольского края", по адресу: Ставропольский край, Красногвардейский район, с. Покровское по ул. Шоссейная зарегистрирован на праве собственности объект за Архиповым В.И. на основании договора купли-продажи от 21.01.1999, о чем 21.01.1999 произведена запись в реестровой книге под реестровым номером 372.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о период окончания строительства спорного объекта - 1980 год.
В суде первой инстанции назначалась экспертиза подписи, совершенной от имени продавца по договору купли-продажи от 21.01.1999, по результатам которой эксперт пришел к выводу, что подпись от имени Коваленко В.В., имеющаяся в представленном на исследование договоре купли-продажи от 21 января 1999 года, выполнена вероятно не Коваленко В.В. Решить вопрос о тождестве в более категоричной форме эксперту не представилось возможным. В заключении экспертом отмечено, что характер выполнения подписи позволяет предположить ее выполнение в необычных условиях (под действием "сбивающих" факторов), среди которых могла быть неудобная поза, необычное состояние писавшего, а также подражание подписи другого лица. Иных доказательств, безусловно свидетельствующих о не подписании договора Коваленко В.В., не представлено.
Вместе с тем истцом не представлено доказательств того, что договор купли-продажи от 21.01.1999 когда-либо был оспорен в установленном порядке, при этом договор купли-продажи от 21.01.1999 исполнен в 1999 году, что подтверждается его содержанием, в связи с чем полагать, что собственник спорного объекта - Коваленко В.В. не имел намерения его отчуждать не имеется.
В постановлении от 24.01.2012 N 12048/11 Президиума ВАС РФ указано, что понятие "самовольная постройка" распространено на здания, строения, сооружения, не являющиеся индивидуальными жилыми домами, и регулируется ст. 222 ГК РФ, которая применяется с 01.01.1995, и распространяется на гражданские правоотношения, возникшие после ее введение в действие (Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ).
Статья 109 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года предусматривала снос (безвозмездное изъятие) в качестве самовольных построек только жилых домов (дач), построенных гражданами.
Поскольку спорный объект возведен до 01.01.1995, данное сооружение не может быть признано самовольной постройкой и снесено по данным основаниям.
Также согласно п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Законодателем четко не определен перечень объектов недвижимости, относящихся к строениям и сооружениям вспомогательного назначения, а даны лишь оценочные формулировки. Критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Помимо спорного строения, на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 347 002 кв.м с кадастровым номером 26:01:010803:0008, местоположение установлено относительно ориентира к западу от с. Покровского Красногвардейского района Ставропольского края расположено три здания склада (площадью 1609,89 кв.м, 1487,36 кв.м, 953 кв.м), принадлежащих крестьянскому хозяйству и используемых им для хранения сельскохозяйственной продукции.
В заключении N 29/2015 экспертом установлено, что спорный объект является сооружением для обработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с выпиской из ЕГРИП основным видом деятельности крестьянского хозяйства является выращивание зерновых и зернобобовых культур.
В этой связи сооружение ЗАВ предназначено для использования главой КФХ в целях обработки сельскохозяйственной продукции перед ее помещением на склады (литеры А, Б и Г) - капитальные строения, применяемые для основного использования, т.е. выполняет вспомогательные функции. Вместе с тем доказательств того, что имеется возможность самостоятельного использования спорного строения, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах спорный объект недвижимости сооружение ЗАВ общей площадью 25,92 кв.м является сооружением вспомогательного использования, разрешение на строительство которого, в силу п.3 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса не требуется.
Вместе с тем, из заявленных требований следует, что требования о сносе не заявлено с требованием об освобождении земельного участка с КН 26:01:010803:0008, как не заявлено требований об устранении нарушений прав в отношении земельного участка, занятого спорным строением.
Как установлено судом и признается участниками спорных правоотношений, земельный участок, на котором возведен спорный объект, на момент заключения администрацией поселения с главой КФХ договора аренды от 28.02.2008 N 1 относился к землям поселений, государственная собственность в отношении которых не разграничена.
В этом случае договор аренды от 28.02.2008 N 1 не может быть оценен, как соответствующий требованиям законодательства, так как пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в редакции, действовавшей в момент заключения данного договора, устанавливал, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Поскольку распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена к вопросам местного значения муниципального района не относятся, администрация района неправомерно передала указанные полномочия администрации поселения.
Установив, что полномочным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Красногвардейского района являлась администрация соответствующего района, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о признании договора аренды от 28.02.2008 N 1 недействительной (ничтожной) сделкой.
В таком случае земельный участок с КН 26:01:010803:8 вследствие передачи его администрацией поселения главе КФХ по недействительному (ничтожному) договору аренды от 28.02.2008 N 1, выбыл из владения лица (администрации района), осуществлявшего в отношении земельного участка полномочия собственника. На момент рассмотрения спора земельный участок из владения ответчика не истребован.
В ходе рассмотрения дела крестьянским хозяйством заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В силу абзаца второго пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В случае предъявления требования о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, установленные Гражданским кодексом правила об исковой давности применению не подлежат. Исковая давность также не распространяется на требование о сносе постройки, созданной на земельном участке истца без его согласия, если истец владеет этим земельным участком (пункты 6 и 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Иск администрации района, а впоследствии администрации поселения обоснован отсутствием разрешения на строительство ЗАВ.
Вместе с тем отсутствие такого разрешения само по себе не означает, что самовольная постройка создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно карте градостроительного зонирования Покровского муниципального образования земельный участок с КН 26:01:010803:8 находится за границами населённого пункта, относится к территориям объектов сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с Правилам землепользования и застройки села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края, утвержденным 30.10.2012 (далее - Правила землепользования и застройки), "СХ-2 Зона объектов сельскохозяйственного назначения" выделена для обеспечения правовых условий использования земельных участков занятых зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, расположенными на землях сельскохозяйственного назначения за границами населенного пункта села Покровского.
В соответствии с градостроительным регламентом видами разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах указанной зоны, среди прочих, являются: размещение комплексов крупного рогатого скота; свиноводческих комплексов и ферм; птицефабрик; ферм крупного рогатого скота (всех специализаций), ферм коневодческих, овцеводческих, птицеводческих, кролиководческих и звероводческих, базы крестьянских (фермерских) хозяйств; зданий, строений и сооружений, необходимых для функционирования сельского хозяйства; цехов по приготовлению кормов, включая использование пищевых отходов; хранилищ навоза и помета; инженерные, транспортные и иные вспомогательные сооружения и устройства для нужд сельского хозяйства.
При таком положении, спорное сооружение, предназначенное для обработки и переработки сельскохозяйственной продукции, не нарушает существующие правила застройки, установленные на территории муниципального образования - с. Покровское Красногвардейского района Ставропольского края. При этом в заключении N 29/2015 эксперт пришел к выводу о том, что спорный объект не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Учитывая отсутствие в деле доказательств наличия угрозы жизни и здоровью граждан спорным строением, а также принимая во внимание, что участок выбыл из владения лица, осуществлявшего в отношении него полномочия собственника, поскольку передан по недействительному (ничтожному) договору аренды, суд перой инстанции пришел к правильному выводу о распространении на заявленные требования срока исковой давности.
В силу статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Срок давности по данному иску начинает течь с момента, когда истец узнал или должен был узнать о том, что спорное строение возведено без разрешения на строительство.
В спорном случае суд считает, что начало течения срока исковой давности для администрации поселения следует исчислять с 18.03.2011 - даты составления ГУП СК "Крайтехинвентаризация" Красногвардейского филиала технического паспорта на производственный участок Архипова В.И, в котором содержаться сведения о нежилом здании ЗАВ (литера "Д").
Выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РФ и подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами на территории муниципального образования осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием земель. Следовательно, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет орган местного самоуправления.
Уставом муниципального образования села Покровское Красногвардейского района Ставропольского края (ст. 6, абз. 1, пп. 22) к вопросам местного значения в числе прочего отнесено осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом, иными федеральными законами).
При таком положении администрация поселения, как орган, на который возложены обязанности по контролю за соответствием строительства требованиям, установленным в разрешении, и которая для надлежащего осуществления этих обязанностей наделена различными контрольными полномочиями, имела возможность в пределах срока исковой давности получить сведения о государственном техническом учете объекта строительства и об обстоятельствах его возведения.
Учитывая, что в Арбитражный суд Ставропольского края иск заявлен 09.06.2014, срок исковой давности для защиты права по заявленным требованиям администрацией поселения пропущен.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено ответчиком, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства, по общему правилу, не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Понятие "самовольная постройка" распространено на здания, строения, сооружения, не являющиеся индивидуальными жилыми домами, статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая применяется с 01.01.1995, и к гражданским правоотношениям, возникшим после ее введения в действие (Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Статья 109 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года предусматривала снос (безвозмездное изъятие) в качестве самовольных построек только жилых домов (дач), построенных гражданами.
Здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 01.01.1995, в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками, на что указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12048/11, размещенном на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 01.03.2012.
Указанное обстоятельство исключает возможность удовлетворения иска.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
Изложенное свидетельствует о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований к отмене которого не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2015 по делу N А63-6063/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.А. Бейтуганов |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6063/2014
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: Архипов Виктор Иванович
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛА ПОКРОВСКОГО КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ