г. Москва |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А41-49670/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Гремин" - Минаев Э.В. директор, по паспорту; Миронова О.А. представитель по доверенности от 16 ноября 2015 года,
от заинтересованного лица Министерства потребительского рынка и услуг Московской области - Бывалина Н.С. представитель по доверенности от 10 июля 2015 года N 17-Д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства потребительского рынка и услуг Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11 сентября 2015 года по делу N А41-49670/15, принятое судьей Гапеевой Р.А., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Гремин" к Министерству потребительского рынка и услуг Московской области о признании незаконным решения об отказе в продлении действия лицензии,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гремин" (далее - ООО "Гремин", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству потребительского рынка и услуг Московской области (далее - министерство, административный орган) о признании незаконным решения от 02 июня 2015 об отказе в продлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области и обязании продлить действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области ООО "Гремин" сроком на 5 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 сентября 2015 года заявленные требования ООО "Гремин" удовлетворены (л.д. 157 т. 1).
Не согласившись с данным судебным актом, министерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Представитель общества возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 09 июня 2009 года ООО "Гремин" выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции серии ЛМО N 0013790 для осуществления деятельности по адресу: Московская область, г. Пушкино, мкр. Звягино, ул. Куйбышева, д. 5/1, магазин (л.д. 80 т. 1).
Общество 06 мая 2015 года обратилось в министерство с заявлением N 35714 о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции сроком на 5 лет (л.д. 114 т. 1).
Министерством 01 июня 2015 года на основании вышеуказанного заявления проведена внеплановая выездная проверка по адресу: Московская область, г. Пушкино, мкр. Звягино, ул. Куйбышева, д. 5/1, магазин.
По результатам проверки составлен акт проверки от 01 июня 2015 года, в котором зафиксировано, что не представляется возможным определить заявленную площадь, так как в заявлении от 06 мая 2015 года N 35714 указан адрес: 141230, Россия, Московская область, г. Пушкино, мкрн. Звягино, ул. Куйбышева, д. 5/1 без уточнения арендованных помещений согласно техническому паспорту (литер Б, этаж 1, помещение N 3, комнаты 3, 7, 11) (л.д. 115 т. 1).
ООО "Гремин" выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 04 июня 2015 года (л.д. 119 т. 1).
В целях исполнения выданного предписания ООО "Гремин" подало заявления от 02 июня 2015 года (вх. N П-1117) с указанием помещений, фактически используемых им согласно договору аренды и техническому паспорту с указанием площади и литеров (л.д. 121 т. 1).
Министерство решением от 02 июня 2015 года отказало обществу в продлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области, в связи с несоответствием заявителя требованиям подпункта 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), а именно, представление недостоверной, искаженной или неполной информации, несоответствие заявителя иным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона (л.д. 122 т. 1).
Считая, указанное решение незаконным и нарушающим его право в области предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что министерством не представлено доказательств того, что обществом представлена недостоверная, или искаженная, или неполная информация.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В статье 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) определено, что лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" силу пункта 1 статьи 1 данного Закона.
В соответствии с абзацем 10 части 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Порядок выдачи и продления срока действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции регламентирован статьёй 19 Федерального закона N 171-ФЗ.
Так, в силу пункта 5 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.
В соответствии с пунктом 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является:
1) выявление в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации;
2) нарушение требований статьи 8 настоящего Федерального закона;
3) наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по запросу лицензирующего органа;
4) несоответствие производственных и складских помещений, стационарных торговых объектов заявителя, осуществляющего производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, требованиям пожарной безопасности (за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции), экологическим требованиям, которое подтверждено заключением соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
5) наложение органом, осуществляющим государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на принадлежащее заявителю основное технологическое оборудование для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ареста в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
6) несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 17 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
Срок действия такой лицензии продлевается по просьбе лицензиата на основании представляемого им в лицензирующий орган заявления в письменной форме о продлении срока действия такой лицензии при условии уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи, а также на основании представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
В течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении этого срока в порядке, установленном для выдачи лицензии, и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа.
Таким образом, исходя из положений части 17 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ, продление срока действия осуществляется в отношении ранее выданной лицензии по заявлению лицензиата, при уплате им государственной пошлины, на основании справки налогового органа.
Как следует из материалов дела, в связи с окончанием срока действия лицензии, 06 мая 2015 года общество обратилось в министерство с заявлением о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции по месту нахождения обособленного подразделения: Московская область, г. Пушкино, мкр. Звягино, ул. Куйбышева, д. 5/1, магазин, с приложением всех необходимых документов.
Как указывалось выше в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ одним из оснований для отказа в выдаче лицензии является выявление в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации.
Данные основания применимы и в целях разрешения вопроса о продлении срока действия выданной лицензии.
В силу подпункта 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является выявление в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации.
Решением от 02 июня 2015 года в продлении срока действия лицензии заявителю отказано на основании подпункта 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от N 171-ФЗ по причине представления недостоверной, искаженной или неполной информации, а также ввиду несоответствия общества требованиям, установленным статьями 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ.
Указанное решение не содержит сведений о том, в каких именно представленных обществом документах выявлены недостатки, в чем они заключаются, какая именно информация в документах выявлена министерством, недостоверная, искаженная или неполная, какие конкретно иные требования Федерального закона N 171-ФЗ нарушены обществом. То есть в нарушение действующего законодательства решение об отказе в продлении срока действия лицензии министерством не мотивировано.
Таким образом, в решении указана лишь формулировка, содержащаяся в подпункте 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ. В нарушение требований пункта 17 статьи 19 указанного Закона, в решении ничего не говорится о причинах отказа, что не соответствует закону и существенно нарушает права общества в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.
В ходе судебного разбирательства установлено, что причиной отказа является то, что фактически общество занимает для осуществления предпринимательской деятельности не все здание, находящееся по адресу: Московская область, г. Пушкино, мкр. Звягино, ул. Куйбышева, д. 5/1, а помещения по адресу: Московская область, г. Пушкино, мкр. Звягино, ул. Куйбышева, д. 5/1, литер Б, этаж 1, помещение N 3, комнаты N 3,7,11, магазин.
В силу пункта 19 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ в лицензии указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма лицензиата, место его нахождения, адрес его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, места нахождения его обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах лицензиата, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности, иные места осуществления лицензируемых видов деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, производственная мощность в случае, если лицензия выдается на производство этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи. Указанный перечень сведений является исчерпывающим.
Форма лицензии утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, в лицензии указывается, кроме прочего, место его нахождения лицензиата, места нахождения его обособленных подразделений, иные места осуществления лицензируемых видов деятельности. Указание в лицензии литеров помещения, номеров комнат и их площадей не предусмотрено.
ООО "Гремин" 09 июня 2009 года выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции серии ЛМО N 0013790 с указанием местонахождения общества: Московская область, г. Пушкино, мкр. Звягино, ул. Куйбышева, д. 5/1, магазин.
В заявлении о продлении срока лицензии, в договоре аренды также указано местонахождение общества: Московская область, г. Пушкино, мкр. Звягино, ул. Куйбышева, д. 5/1, магазин.
Как следует из материалов дела, при осуществлении выездной проверки у министерства не возникло затруднений в установлении местоположения общества, его сотрудники прибыли по адресу: Московская область, г. Пушкино, мкр. Звягино, ул. Куйбышева, д. 5/1 и обнаружили там занимаемые обществом помещения, более конкретно все занимаемые помещения обозначены литером, номерами комнат с указанием площади.
Таким образом, министерством не представлено доказательств того, что обществом представлена или недостоверная, или искаженная, или неполная информация.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение от 02 июня 2015 года об отказе в продлении действий лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем подлежит отмене.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование об обязании министерства продлить действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области ООО "Гремин" сроком на 5 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы, приведенные Министерством потребительского рынка и услуг Московской области в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 сентября 2015 года по делу N А41-49670/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-49670/2015
Истец: ООО "Гремин"
Ответчик: Министерство потребительского рынка и услуг Московской области
Третье лицо: Министерство потребительского рынка и услуг Московской области