г. Пермь |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А71-6656/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васевой Е.Е., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "РекЛайн" (ИНН 183115566, ОГРН 1121831006901) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ИНН 1831078833, ОГРН 1021801153010) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 августа 2015 года по делу N А71-6656/2015,
принятое судьей Н.Г. Зориной
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РекЛайн"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
о признании частично недействительным решения от 21.04.2015 г.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РекЛайн" г.Ижевск (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики (далее -Пенсионный фонд, заинтересованное лицо) от 21.04.2015 N 148/2014-3/1 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 800 руб. и штрафа в размере 1038 руб. 54 коп., начисления недоимки по страховым взносам в сумме 5192 руб. 70 коп. и пени на указанную недоимку, обязанности представить индивидуальные сведения на Дулепову О.А.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 августа 2015 заявленные требования удовлетворены, решение от 21.04.2015 N 148/2014-3/1 в обжалуемой части признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Пенсионный фонд ссылается на неправильное применение судом положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ о страховых взносах), Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.11.2014 Обществом "РекЛайн" в управление представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 9 месяцев 2014 года.
Управлением проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за период с 01.07.2014 по 30.09.2014, по результатам которой составлен акт от 02.03.2015 N 148/2014-3/1 (л.д. 27-28).
Рассмотрев акт от 02.03.2015 N 148/2014-3/1 и материалы камеральной проверки ответчиком вынесено решение от 21.04.2015 N 148/2014-3/1 (л.д. 33-36), на основании которого ООО "РекЛайн" привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов по ч.1 ст.47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 1038 руб. 54 коп., за непредставление документов, необходимых для исчисления страховых взносов, по ст. 48 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 1200 руб. Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 5192 руб. 70 коп. и пени, представить индивидуальные сведения на Дулепову О.А.
Основанием для доначисления страховых взносов, пеней и привлечения общества к ответственности послужили выводы управления о том, что ООО "РекЛайн" в проверяемом периоде осуществляло хозяйственную деятельность, руководитель общества Дулепова О.А. выполняла свои функции, однако заработная плата ей не начислялась, соответственно, страховые взносы не перечислялись, что является нарушением законодательства о страховых взносах. Расчетным путем управлением начислены страховые взносы исходя из базы, равной минимальному размеру оплаты труда с учетом районного коэффициента.
Основанием для привлечения к ответственности по ст. 48 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 800 руб. послужило непредставление заявителем по требованию управления от 08.12.2014 счетов N N 545, 644, 740, 01803.
Несогласие общества с вынесенным решением в оспариваемой части послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая решение Пенсионного фонда от 21.04.2015 N 148/2014-3/1 недействительным, суд исходил из несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта управления требованиям Закона N 212-ФЗ о страховых взносах.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ о страховых взносах плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
Частью 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ о страховых взносах объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ о страховых взносах предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
На основании ст. 16, 19 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом. Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Судом при рассмотрении материалов дела установлено, что обществом в проверяемый период выплаты в пользу директора общества не начислялись и не производились, трудовые договоры с физическими лицами не заключались, выплат в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений также не производилось, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии у общества базы для начисления страховых взносов.
Иного управлением в порядке, предусмотренном ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в данном конкретном случае не доказано.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку начисление и выплата заработной платы и страховых взносов в обществе не производилось, застрахованных лиц не имелось, оснований для доначисления обществу страховых взносов и привлечения общества к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ о страховых взносах у управления в данном конкретном случае не имелось, что, в свою очередь, свидетельствует о несоответствии оспариваемого решения Пенсионного фонда от 21.04.2015 N 148/2014-3/1 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах требованиям Закона N 212-ФЗ о страховых взносах.
Кроме того, Закон N 212-ФЗ не содержит положений, позволяющих Пенсионному фонду при отсутствии у плательщика страховых взносов базы для начисления страховых взносов самостоятельно расчетным путем определить, исходя из минимального размера труда, базу для начисления страховых взносов.
Также апелляционный суд приходит к выводу о нарушении оспариваемым решением Пенсионного фонда от 21.04.2015 N 148/2014-3/1 прав и охраняемых законом интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части привлечения заявителя к ответственности по ст. 48 Закона N 212-ФЗ за непредставление документов по требованию управления, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона N 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования (часть 5 указанной статьи).
Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (статья 48 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, из буквального толкования статьи 48 Закона N 212-ФЗ следует, что объективную сторону данного правонарушения составляет отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов документов, обязанность представления которых предусмотрена самим Законом N 212-ФЗ, либо непредставление таких документов, которые необходимы для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.
Расширительное толкование норм о привлечении к ответственности не допускается (постановления Президиума ВАС РФ от 10.04.2002 N 3611/01, от 19.11.2002 N 8645/02).
В силу ст. 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.
Соответственно, плательщики страховых взносов обязаны:
- вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов;
- представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
- представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов (часть 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 2.3 Методических рекомендаций об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению плательщиков страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, утвержденных распоряжением Правлением Пенсионного фонда РФ от 05.05.2010 N 120р, требование о представлении документов должно содержать определенные данные о документах (перечень конкретных документов с указанием их наименования, реквизитов и количества), а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету проверки.
Поскольку в рассматриваемом случае Пенсионный фонд проводил камеральную проверку расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 9 месяцев 2014 года, он мог истребовать у страхователя первичные и иные документы учета выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг).
Истребованные фондом счета на оплату товара не имеют отношения к выплатам в пользу физических лиц, начисляемым по трудовым или гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг) и, таким образом, не являются документами, подтверждающими правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов.
Поскольку у фонда не имелось правовых оснований истребовать у общества эти документы привлечение его к ответственности по ст. 48 Закона N 212-ФЗ является необоснованным.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования и признал оспариваемое решение Пенсионного фонда от 21.04.2015 N 148/2014-3/1 недействительным.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом как основанные на неверном толковании указанных норм права.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 августа 2015 года по делу N А71-6656/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6656/2015
Истец: ООО "РекЛайн"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики