г. Красноярск |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А33-13397/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" ноября 2015 года.
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Севастьянова Е.В.,
при секретаре судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ленинском районе г. Красноярска): Парамиди Е.С., представителя по доверенности от 15.01.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ленинском районе г.Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" августа 2015 года по делу N А33-13397/2015,
рассмотренному в порядке упрощённого производства судьёй Куликовской Е.А.,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Красноярска (ИНН 2462025050, ОГРН 1022402059877, г. Красноярск; далее - заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Электросвязьстрой" (ИНН 2465225850, ОГРН 1092468036660, г. Красноярск; далее - ответчик, общество) о взыскании в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации суммы финансовых санкций от начисленных за отчетные периоды: 1, 2, 3 квартал 2011 года, 4 квартал 2011 года, 1 квартал 2012 года, 2 квартал 2012 года, 2, 3 квартал 2013 года, платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 30 294 рубля 85 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "24" августа 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы фонд указывает, что во время проверки установлены факты занижения базы, облагаемой страховыми взносами, и указанные сведения были предоставлены в фонд. По мнению фонда, своевременно предоставленные сведения, но с занижением базы, не могут быть признаны достоверными. Факт представления недостоверных сведений подтверждается тем, что страхователем были предоставлены корректирующие сведения и формы РСВ-1, следовательно, нарушение является доказанным.
Ответчик (общество с ограниченной ответственностью "Электросвязьстрой") письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представил, в судебное заседание не явился и не направил своих представителей, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем направления выписки из протокола и размещения информации в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей ответчика.
Представитель заявителя в судебном заседании изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Проведенной выездной документальной проверкой по вопросу достоверности индивидуальных сведений, представленных страхователем - обществом с ограниченной ответственностью "Электросвязьстрой" за период с 01.01.2011 по 31.12.2013 Управлением Пенсионного фонда выявлено занижение базы для начисления страховых взносов в результате непринятия к зачету расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, либо не подтвержденных документами в установленном порядке в ходе совместной проверки с Фондом социального страхования. Указанные нарушения зафиксированы Управлением Пенсионного фонда в акте документальной проверки от 22.10.2014 N 20, врученном страхователю 29.10.2014.
Извещением от 22.10.2014 N 20, полученным согласно отметке на нем представителем общества 29.10.2014, Управление известило плательщика страховых взносов о рассмотрении материалов проверки 02.12.2014 в 11 часов.
Решением от 02.12.2014 N 20 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Красноярска ООО "Электросвязьстрой" на основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" начислены финансовые санкции в общей сумме 30 294 рубля 85 копеек, исчисленные как 5 % от причитающихся к уплате платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, за 1 квартал 2011 года в сумме 6 839 рублей 06 копеек, за 2 квартал 2011 года в сумме 6 839 рублей 06 копеек, за 3 квартал 2011 года в сумме 6 822 рубля 03 копейки, за 4 квартал 2011 года в сумме 15 064 рубля 71 копейка, за 1 квартал 2012 года в сумме 5 333 рубля 10 копеек, за 2 квартал 2012 года в сумме 6 306 рублей 98 копеек, за 3 квартал 2013 года в сумме 3 590 рублей 06 копеек. Решение получено представителем страхователя 19.12.2014 (почтовое уведомление N 748893).
Требованием от 13.01.2015 N 20 заявитель предложил обществу уплатить 30 294 рубля 85 копеек финансовых санкций в срок до 31.01.2015. Согласно уведомлению о вручении заказного письма требование получено обществом 22.01.2015.
Ответчиком в добровольном порядке требование об уплате финансовых санкций не исполнено, что явилось основанием для обращения Управления Пенсионного фонда с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают споры и иные дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как усматривается из материалов дела (в том числе решения от 02.12.2014 N 20, акта по результатам документальной проверки от 22.10.2014 N 20), основанием для начисления обществу финансовых санкций за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета послужил вывод фонда о занижении базы для начисления страховых взносов в результате непринятия к зачету расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, произведенных обществом с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию в отношении работников общества - Киприной Н.Ю., Карингина Д.В., Кудряшева В.Ю., Салтыкова В.О., Юркина М.Г., Черных В.А., Ковалева Д.В.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что штраф обществу был начислен фондом в связи с тем, что общество представило сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, в отношении перечисленных физических лиц за спорные периоды в части фактически исчисленных им сумм страховых взносов, в то время как фонд, установив в результате проверки занижение обществом базы для начисления страховых взносов, доначислил их решением от 02.12.2014 N 20.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Таким образом, к числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, а также суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил, в том числе, из того, что страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных. При этом доказательств того, что представленные обществом сведения (без учета результатов проверки) недостоверны, то есть сведения о взносах не соответствуют сведениям о базе, на которую они начислены, или наоборот, фондом не представлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ не предусматривает.
Аналогичный вывод содержится в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 17744/12 по делу NА62-1345/2012; от 02 октября 2012 года N 7828/12 по делу N А05-11287/2011.
В настоящем случае обществом были переданы сведения отраженные в учете общества.
При этом информации о том, что общество не представило сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных, не имеется.
Таким образом, основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за выявленное несоответствие сумм страховых взносов, начисленных в индивидуальных сведениях и представленных в фонд, с суммами страховых взносов, начисленных по результатам проверки, не имеется.
Доводы фонда, по сути оспаривающие вышеуказанный вывод, отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм права.
Довод фонда о том, что факт представления недостоверных сведений подтверждается тем, что страхователем были предоставлены корректирующие сведения и формы РСВ-1, следовательно, нарушение является доказанным, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В силу положений пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право, в том числе: дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусматривает право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в фонд.
Статьей 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета).
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган Пенсионного фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета также установлено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, фонд может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений, у страхователя имеется возможность представить в фонд корректирующие формы индивидуальных сведений, исправляющие ошибки, выявленные по результатам проверки.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, считает, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные контролирующими органами ошибки, финансовые санкции, предусмотренные статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, не применяются.
Как следует из пункта 2.2 акта документальной проверки достоверности представленных сведений от 22.10.2014 N 20, фонд, обнаружив несоответствия между представленными обществом индивидуальными сведениями и результатами проверки, предложил обществу представить корректирующие формы индивидуальных сведений.
Из материалов дела следует, что акт документальной проверки достоверности представленных сведений от 22.10.2014 N 20 вручен представителю общества 29.10.2014.
Материалами дела подтверждается, что страхователем дважды представлялись корректирующие сведения, вторая корректирующая форма представлена 11.03.2015, дату представления первой корректировки из материалов дела установить не представляется возможным (соответствующая форма не представлена). Представитель фонда в судебном заседании не смог пояснить со ссылкой на имеющиеся в материалах дела доказательства, когда обществом была представлен первая корректирующая форма.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" августа 2015 года по делу N А33-13397/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-13397/2015
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Красноярска
Ответчик: ООО "Электросвязьстрой"