город Ростов-на-Дону |
|
19 ноября 2015 г. |
дело N А32-25300/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 31.12.2014
Горбенко А.В., паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2015 по делу N А32-25300/2015,
принятое судьей Федькиным Л.О.,
по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Геленджик
к заинтересованному лицу публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Геленджик (далее - управление; Роспотребнадзор) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - общество) привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что в нарушение положений Технического регламента ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части маркировки", Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", общество осуществляет оборот пищевой продукции, выработку кулинарных блюд из продовольственного сырья, не соответствующего образцам по качеству и создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2015 публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2015 отменить, ссылаясь на малозначительность вмененного правонарушения. По мнению общества, конфискация товара (в день прибытия) исключает наличие угрозы общественным интересам, а также, отсутствует вред, в результате неправомерных действий общества. Кроме того, заявитель указывает, что в судебном акте отсутствует оценка смягчающим и отягчающим вину обстоятельствам. Также, в обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что судом первой инстанции при вынесении решения не было учтено, что из распоряжения N 300р-18-2015 следует, что проверка планировалась в период с 26.06.2015 по 22.07.2015 и была проведена в отношении продукции, полученной по товарной накладной N 52 от 02.07.2015, тогда как распоряжение было получено обществом только 13.07.2015.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда отменить, ссылаясь на доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 02.07.2015 на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 11.06.2015 N 303р-18-2015 с целью выполнения Приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25.02.2015 N 128 "О проведении внеплановых проверок в период подготовки и проведения оздоровительной кампании 2015 года", изданного в соответствии с поручением заместителя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 18.02.2015 N ОГ-П12-1016, проведена внеплановая выездная проверка в отношении деятельности публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - детского лагеря филиала ОАО "МРСК Юга" - "Кубаньэнерго" базы отдыха "Искра", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, 12.
Распоряжение от 11.06.2015 N 303р-18-2015 в отношении деятельности публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" содержит отметку о том, что представитель ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" по доверенности от 23.12.2014 N 61АА3315989 Спесивцев А.А. с копией распоряжения ознакомлен и о проверке уведомлен 26.06.2015.
В ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения действующего законодательства: на пищеблоке детского лагеря филиала ПАО "МРСК Юга" - "Кубаньэнерго" базы отдыха "Искра" осуществляются услуги общественного питания, на момент проверки в организации питается 219 детей, ПАО "МРСК Юга" допущены нарушения требований технических регламентов в части процессов приема, хранения и производства продукции, создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан. На продовольственном складе хранится плодоовощная продукция, не имеющая товаросопроводительных документов, обеспечивающих её прослеживаемость, не маркированная ярлыками (этикетками, листами-вкладышами) производителей продукции, содержащими сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Таможенного союза.
Продукция получена от поставщика ИП Горохова А.В. по товарной накладной N 52 от 02.07.2015 в соответствии с договором поставки N 10001501000075 от 01.06.2015, - нектарин в количестве 30 кг по цене 220 руб. за 1 кг; яблоки в количестве 127 кг по цене 92 руб.; томаты свежие в количестве 56 кг по цене 60 руб. за 1 кг; огурцы в количестве 24 кг по цене 80 руб. за 1 кг. Из вышеперечисленной продукции на пищеблоке детского лагеря филиала ПАО "МРСК Юга" - "Кубаньэнерго" базы отдыха "Искра" осуществляется производство кулинарных блюд, предназначенных для потребления в пищу, в том числе употребление в пищу фруктов и овощей детским населением в натуральном виде. Факт реализации вышеперечисленной продукции подтверждается ассортиментом реализуемых блюд организации общественного питания, указанным в меню организации на 02.07.2015.
В ходе проверки, управлением установлено, что действия общества по реализации указанной продукции создают угрозу жизни, здоровью людей, возникновения, распространения инфекционных (массовых неинфекционных) заболеваний и являются нарушением положений: ч. 1, 3 ст. 5; ч. 1 ст.10; ч. 1 ст.13; ч. 9, 12 ст. 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции"; ст.4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки"; ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20.01.2000 N 29 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". сырья, не соответствующего образцам по качеству, создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
02.07.2015 должностным лицом составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
Названный протокол составлен в присутствии заместителя директора б/о Александрова А.Б., заведующей производством Становой Л.А., содержит подписи данных лиц, должностного лица, который его составил, главного специалиста-эксперта Пироговой Т.В., представителя юридического лица Спесивцева А.А. без замечаний.
02.07.2015 должностным лицом составлен протокол ареста товаров, транспортных средств, иных вещей, согласно которому проведен арест следующей продукции: нектарин в количестве 30 кг по цене 220 руб. за 1 кг; яблоки в количестве 127 кг по цене 92 руб.; томаты свежие в количестве 56 кг по цене 60 руб. за 1 кг; огурцы в количестве 24 кг по цене 80 руб. за 1 кг, морковь в количестве 58 кг по цене 60 руб. за 1 кг.
Названный протокол составлен в присутствии представителя юридического лица Спесивцева А.А., главного специалиста-эксперта Пироговой Т.В., ведущего специалиста-эксперта Чуприна В.А., специалиста-эксперта Мирочника С.Г., содержит подписи данных лиц, а также должностного лица, который его составил; подписан Спесивцевым А.А. без замечаний.
02.07.2015 от зав. столовой Становой Л.А. получена объяснительная, в которой указывается: "По факту административного правонарушении сообщаю следующее: приемом продукции, в том числе плодоовощной, занимаюсь непосредственно. 02.07.2015 по товарной накладной N 52 я получила семь партий плодоовощной продукции от поставщика ИП Горохова А.В. Товарные ярлыки сопроводительного лица ИП Сапожниковой были наклеены на упакованные овощи и фрукты. Также поставщик Сапожникова прислала накладную для сверки количества продукции_Продукцию перевешиваю, так как на маркированных ярлычках не указан точный вес. На грушах имеется маркировка производителя помимо маркировки ИП Сапожниковой. На маркировочном ярлычке нектарина Сапожниковой указан производитель Македония, на коробке - производство Турция, в накладной - производитель Беларусь. Обязуюсь в дальнейшем усилить контроль за оборотом, приемом, хранением плодоовощной продукции. Мне не известно, по какой причине ИП Горохов, являющийся поставщиком овощей и фруктов, не указывает в товаротранспортной накладной сведения о декларации или сертификатах соответствия и не дает их копии".
06.07.2015 должностным лицом составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 300, в котором отражены нарушения законодательства ПАО "МРСК Юга", а именно допущены нарушения требований технических регламентов в части процессов приема, хранения и производства продукции, создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан: на продовольственном складе хранится плодоовощная продукция, не имеющая товаросопроводительных документов, обеспечивающих ее прослеживаемость, не маркированная ярлыками (этикетками, листами-вкладышами) производителей продукции, содержащими сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Таможенного союза. Продукция получена от поставщика
ИП Горохова А.В. по товарной накладной N 52 от 02.07.2015 в соответствии с договором поставки N 10001501000075 от 01.06.2015, а именно: нектарин в количестве 30 кг по цене 220 руб. за 1 кг; яблоки в количестве 127 кг по цене 92 руб.; томаты свежие в количестве 56 кг по цене 60 руб. за 1 кг; огурцы в количестве 24 кг по цене 80 руб. за 1 кг. Из вышеперечисленной продукции на пищеблоке детского лагеря филиала ПАО "МРСК Юга" - "Кубаньэнерго" базы отдыха "Искра" осуществляется производство кулинарных блюд, предназначенных для потребления в пищу, в том числе употребление в пищу фруктов и овощей детским населением в натуральном виде.
06.07.2015 должностным лицом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 023672.
Названный протокол составлен в присутствии представителя ПАО "МРСК Юга" по доверенности Спесивцевым А.А., содержит его подпись, подпись должностного лица, который его составил; подписан Спесивцевым А.А. без замечаний.
В графе "Объяснение законного представителя юридического лица" Спесивцев А.А. пояснил: "Поставщик ИП Горохов А.В. не предоставил своевременно документы на продукты, обязуемся больше этого не допускать".
На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие проведение государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении требований технических регламентов или обязательных требований к продукции и процессам ее эксплуатации. К субъектам правонарушения отнесены исполнители услуг.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании". П. 1 ст. 7 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусматривает, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Согласно пункту 7 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ, до дня вступления в силу этого Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства и обеспечить безопасность для здоровья человека пищевых продуктов при производстве, транспортировке, хранении и реализации населению.
В силу статей 15 и 17 Закона N 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества, а при организации питания населения, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) предусмотрено, что пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, не могут находиться в обороте.
Объектами технического регулирования Технического регламента являются: 1) пищевая продукция; 2) связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (статья 3).
Согласно статье 4 Технического регламента пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье; вредное воздействие на человека пищевой продукции - воздействие неблагоприятных факторов, связанных с наличием в пищевой продукции контаминантов, загрязнителей, создающих угрозу жизни или здоровью человека, либо угрозу для жизни и здоровья будущих поколений.
В соответствии с пунктами 7 и 12 статьи 17 Технического регламента при хранении и реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
В соответствии со ст. 39 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (утв. Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 N 880) маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (вместе с "ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза.Пищевая продукция в части ее маркировки"): Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: наименование пищевой продукции; состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; количество пищевой продукции; дату изготовления пищевой продукции;срок годности пищевой продукции; условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера; рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи; сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО). единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
В силу ч. 2 ст. 4.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (вместе с "ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза.
Согласно п. 1.1. СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", указанные правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно - техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевым продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.
В соответствии с п. 8.24 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" в организациях торговли запрещается реализация продукции без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность; без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации.
В силу ч. 2 ст. 4.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (вместе с "ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки") маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (вместе с "ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки") маркировка транспортной упаковки, в которую помещена пищевая продукция, должна содержать следующие сведения:
1) наименование пищевой продукции;
2) количество пищевой продукции;
3) дату изготовления пищевой продукции;
4) срок годности пищевой продукции;
5) условия хранения пищевой продукции;
6) сведения, позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции
(например, номер партии);
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или
фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно ч.1 ст. 5 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (утв. Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 N 880) пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. В соответствии с ч. 4 ст. 5 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов
Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
Согласно ч. 2 ст. 5 данного Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов
Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Согласно ч. 3 ст. 5 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (утв. Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 N 880) изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами
Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Согласно ч.1 ст. 13 вышеуказанного Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю установлено, что обществом допущены следующие нарушения: на продовольственном складе хранится плодоовощная продукция, не имеющая товаросопроводительных документов, обеспечивающих её прослеживаемость, не маркированная ярлыками (этикетками, листа ми-вкладышами) производителей продукции, содержащими сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Таможенного союза. Продукция получена от поставщика ИП Горохова А.В. по товарной накладной N 52 от 02.07.2015 в соответствии с договором поставки N 10001501000075 от 01.06.2015, а именно: нектарин в количестве 30 кг по цене 220 руб. за 1 кг; яблоки в количестве 127 кг по цене 92 руб.; томаты свежие в количестве 56 кг по цене 60 руб. за 1 кг; огурцы в количестве 24 кг по цене 80 руб. за 1 кг.
Проверка проводилась на основании распоряжения от 11.06.2015, с которым представитель общества по доверенности от 23.12.2014 Спесивцев А.А. был ознакомлен 23.06.2015 (о чем свидетельствует его подпись (л.д. 22)).
Спесивцев А.А. впоследствии присутствовал при проведении проверки.
Факт нарушения приведенных требований подтверждается протоколом об административном правонарушении от 06.07.2015 N 023672, протоколом осмотра от 02.07.2015; актом проверки N 300; также копиями фотоматериалов продукции, находящейся на хранении, товарной накладной N 52 от 02.07.2015 без указания в ней документов, удостоверяющих качество и безопасность продукции, договором поставки N 10001501000075 от 01.06.2015, объяснительной запиской зав. столовой Становой и образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения обоснованным.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Исходя из положений пункта 18.1 Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, применяемых при оказании услуг общественного питания. Кроме того, проверкой выявлены множественные, а не единичные нарушения, причем они допущены обществом в сфере общественного питания и создали существенную угрозу общественным отношениям в сфере охраны здоровья людей, ввиду чего не могут рассматриваться как малозначительные.
Отсутствие причинения вреда в результате совершенного правонарушения не является основанием для признания его малозначительным. Следует учитывать, что конструкция состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, является формальным, следовательно, административная ответственность наступает за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления неблагоприятных последствий.
Как следует из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О и от 09.04.2003 N 116-О, суд, избирая меру наказания, учитывает характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины и другие смягчающие административную ответственность обстоятельства.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Повторно изучив представленные материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно посчитал не подлежащей применению статью 2.9 КоАП РФ и назначил наказание в виде минимального размера штрафа в сумме 300 000 рублей за совершение обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом при назначении наказания не были учтены смягчающие ответственность обстоятельства, судебной коллегией отклоняются, поскольку размер назначенного обществу наказания соответствует минимальной санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, по существу, сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся, в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2015 по делу N А32-25300/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25300/2015
Истец: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Геленджик, Управление Роспотребнадзора по КК в г. Геленджик
Ответчик: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЮГА"
Третье лицо: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"