г. Саратов |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А57-5774/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" ноября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей Клочковой Н.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыбаевой Н.Р.,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "РН-Транс" - Лунь Р.Е. - представитель по доверенности от 31.03.2015,
от Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" - Петров В.А. - представитель по доверенности от 26.03.2015,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс", г. Новокуйбышевск Самарской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 августа 2015 года по делу N А57-5774/2015, принятое судьей О.И. Лузиной,
по иску Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", г. Москва, (ОГРН 1037701021841, ИНН 7701330105),
к акционерному обществу "РН-Транс", г. Новокуйбышевск Самарской области, (ОГРН 1026303117092, ИНН 6330017677),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "Российские железные дороги", г. Москва,
о взыскании 320806 руб. 60 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "РН-Транс" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 182135,40 руб. за сверхнормативную охрану вагонов, расходов по оплате государственной пошлины в размере 9416,13 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27 августа 2015 года исковые требования удовлетворены, также с акционерного общества "РН-Транс" в пользу Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" взысканы расходы оп оплате государственной пошлины в размере 5345,94 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, закрытое акционерное общество "РН-Транс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: ответчик давал поручение на сопровождение и охрану груза в пути следования, охрана груза на станции назначения не входила в объем оказываемой услуги и не подлежит оплате.
Представитель акционерного общества "РН-Транс" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" возражал против доводов апелляционной жалобы, просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как установлено материалами дела, согласно договору на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом N 9/НОР-3/1107/ЮТС/819/2012 от 10 января 2012 г., заключенному федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" и ЗАО "Юкос-Транссервис" (преобразовано в АО "РН-Транс") под охрану был принят груз "33/ООН3295, углеводороды жидкие Н.У.К.З, АК 328", находившийся в цистернах NN 50777838, 51321370, 51156313, 50347996, 73219461, 50907161, 51308815, 51751972, 73023848, [51120459, 51314334, 51421550, 51625937, 51697407, 51717684, 73053985, 51559805, 51797678, 50045509, 50638923, 51921393, 51939791, 53980876, 57166589, 50176049, 51966604, 57122459, 57670085, 73185050, 51900397, 51059863 следовавшие от ст. отравления Стенькино-2 Московской ж.д. до ст. назначения Князевка Приволжской ж.д.
На ст. Князевка Приволжской ж.д. по прибытию вагоны не были приняты представителем грузополучателя в связи с неприемом поездов железнодорожной станцией назначения.
Составлены акты общей формы по простою вагонов.
Согласно актам выдачи вагонов истечения срока доставки.
Время задержки вагонов с момента прибытия и до момента сдачи грузоотправителю составило от 6 до 24 суток (период времени, превышающий первоначальный нормативный срок доставки груза). Время охраны груза, превышающее время доставки является сверхнормативной охраной груза и заставляет согласно расчета по сверхнормативной охране 320806 рублей 60 копеек м. Приложение-расчет по сверхнормативной охране на ст. Князевка Приволжской Д.).
Расходы, которые несет ведомственная охрана в связи с задержкой в пути следования, охраняемого стрелком вагона подлежат возмещению за счет заказчика.
В соответствии с п. 4.4.1. Договора за оказание услуги по сменному сопровождению и охране грузов в период времени, превышающий первоначальный нормативный срок доставки грузов с заказчика дополнительно взимаются сборы за время сверхнормативной охраны.
Основанием для исчисления времени сверхнормативной охраны является истечение первоначального нормативного срока доставки грузов по причинам, зависящим от Заказчика и наличие факта нарушения срока доставки грузов, оформленные актом общей формы, повлекшее за собой нарушение срока доставки грузов.
Причиной, зависящей от заказчика, является - задержка груженых вагонов на станции назначения по причине отказа грузополучателя в приеме вагонов с грузом, при наличии актов общей формы.
Оплата производится по отдельно выставляемому структурным подразделением Охраны счету с указанием его платежных реквизитов и приложением документов, подтверждающих причину задержки и затраты Охраны.
Стоимость оказания услуг по сверхнормативной охране грузов определена в п. 1.1. Договора. 15.10.2014 в адрес ЗАО "РН-Транс" была направлена претензия с требованием о перечислении денежной суммы согласно расчету стоимости задержки работника ведомственной охраны. Согласно п. 7.4 Договора сторона обязана рассмотреть полученную претензию в течении тридцати дней и уведомить заявителя о результатах ее рассмотрения.
Претензия ответчиком оставлена без удовлетворения.
В связи с тем, что ответчиком не погашены затраты за оказанные услуги по сверхнормативной охране вагонов в сумме 182135,40 руб., истец обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как верно установлено судом первой инстанции, сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре возмездного оказания услуг.
Статья 779 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 Гражданского кодекса Федерации, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 48).
По смыслу приведенных выше норм, фактически оказанные услуги подлежат оплате при наличии доказательств их оказания.
В соответствии с п. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) установлено, что федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел утверждается перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования. Перевозки грузов с сопровождением осуществляются в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 38 утверждены Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.
Согласно пункту 2 Правил N 38 сменное сопровождение производится непрерывно и осуществляется ведомственной охраной.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 38 при перевозке грузов между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема груза к перевозке до момента их выдачи грузополучателю.
В соответствии с п.3.13 Приказа ФГП ВО ЖДТ России N К-10/172 от 16.05.2008 "Об утверждении порядка ведения, учета и хранения приемо-сдаточных актов формы КЭУ-5 и актов приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России" предусмотрено, что по прибытии на железнодорожную станцию назначения вагона, контейнера с грузами и выдачи его на местах общего пользования, начальником стрелковой команды осуществляется информирование уполномоченного лица заказчика по договору. Форма и способ информирования устанавливается начальником команды в зависимости от местных условий.
Согласно актам выдачи вагонов грузополучателю груз передан после истечения срока доставки.
Как следует из материалов дела, согласно дорожной ведомости (отправка ЭР067916) на вагоны N N 50907161, 73023848, 51308815, 51751972 срок доставки истекает 11.08.2014.
Вагоны с грузом N 50907161, 73023848, 51308815 выданы, согласно акту выдачи серии В N 61104/570 N , 16.08.2014. Вагон N 51751972 выдан согласно акту выдачи серии В N 61104/589 23.08.2014. Задержка вагонов на станции подтверждается актом общей формы N 3/1849 от 16.08.2014 на эти вагоны, срок задержки -5 суток. Акты общей формы все подписаны представителями ЗАО "РН-Транс" Согласно дорожной ведомости (отправка ЭР068001) на вагон N 51156313 срок доставки истекает 11.08.2014. Вагон выдан согласно акту выдачи серии В N 61104/590 23.08.2014.
Задержка вагона на станции подтверждается Актом общей формы N 3/1860 от 16.08.2014, срок задержки- 5 суток.
Согласно дорожной ведомости (отправка ЭР158252) на вагоны N N 50777838, 51321370 срок доставки истекает 12.08.2014. Вагоны с грузом выданы, согласно акту выдачи серии В N 61104/594 23.08.2014. Задержка вагонов на станции подтверждается актом общей формы N 3/1873 от 17.08.2014. Срок задержки-5 суток.
Согласно дорожной ведомости (отправка ЭР023563) на вагоны N N 51625937, 513143334, 51697407, 51717684, 51421550, 51120459, 73053985 срок доставки истекает 10.08.2014. Вагоны с грузом выданы согласно актам выдачи серии В N61104/581-20.08.2014, серии В N61104/582 -20.08.2014, серии В N61104/591- 23.08.2014. Задержка вагонов на станции подтверждается актом общей формы N3/1867 от 17.08.2014. Срок задержки-7 суток.
Согласно дорожной ведомости (отправка ЭП 982620) на вагоны N N 51559805, 51797678 срок доставки истекает 09.08.2014. Вагоны с грузом выданы, согласно актам выдачи серии ВN 61104/560- 14.08.2014, серии В N 61104/563 -15.08.2014. Задержка вагонов на станции подтверждается актом общей формы 33/1759 от 11.08.2014. Срок задержки вагона N 51559805 -5 суток, срок задержки вагона N 51797678 - 2 суток.
Согласно дорожной ведомости (отправкаЭП982549) на вагоны N N 50045509, 51921393, 50638923, 51939791 срок доставки истекает 09.08.2014.
Вагоны с грузом выданы согласно актам выдачи серии В N 61104/561 -14.08.2014, серии В N 61104/562 - 15.08.2014. Задержка вагонов на станции подтверждается актами общей формы N 3/1830 от 15.08.2014, N 3/1744 от 11.08.2014, N 3/1775 от 12.08.2014.
Срок задержки вагона N 50045509 - 6 суток, N 351921393- 2 суток, N 50638923 - 2 суток, N 50638923 - 2 суток, N 51939791 - 2 суток.
Согласно дорожной ведомости (отправка ЭП971859) на вагон 53980876 срок доставки истекает 08.08.2014. Вагон с грузом выдан согласно акту выдачи серии В N 61104/573 16.08.2014. Задержка вагона на станции назначения подтверждается актом общей формы N 3/1843 от 15.08.2014. Срок задержки составил 7 суток.
Согласно дорожной ведомости (отправка ЭП971808) на вагон N 57166589 срок доставки истекает 08.08.2014. Вагон с грузом выдан согласно акту выдачи груза серии В N 61104/572 - 16.08.2014. Задержка вагона на станции назначения подтверждается актом общей формы N 3/1838 от 15.08.2014. Срок задержки - 7 суток.
Согласно дорожной ведомости (отправка ЭП955595) на вагон N 51059863 срок доставки истекает 08.08.2014. Вагон с грузом выдан согласно акту выдачи серии В N61104/564 - 15.08.2014. Задержка вагона на станции назначения подтверждается актом общей формы N3/1738 от 10.08.2014 г. Срок задержки составляет- 7 суток.
Согласно дорожной ведомости (отправка ЭП955680) на вагон N 51900397 срок доставки истекает 08.08.2014. Вагон с грузом выдан согласно акту выдачи серии В N 61104/566 -15.08.2014. Задержка вагона на станции назначения подтверждается актом общей формы N 3/1738 от 10.08.2014. Срок задержки составляет - 7 суток.
Согласно дорожной ведомости (отправка ЭП955810) на вагоны N N 50176049, 51966604, 57670085, 57122459, 73185050 срок доставки истекает 08.08.2014. Вагоны с грузами выданы согласно актам выдачи серии в N 61104/565 - 15.08.2014, серии В N 61104/568 - 15.08.2014.
Задержка вагонов на станции назначения подтверждается актом общей формы N 3/1738 от 10.08.2014. Срок задержки составляет - 7 суток.
Согласно дорожной ведомости (отправка ЭР067954) на вагоны N N 50347996, 73219461 срок доставки истекает 11.08.2004. Вагоны с грузом выданы согласно актам выдачи серии в 361104/571 - 16.08.2014, серии В N 61104/595 - 24.08.2014. Задержка вагонов на станции назначения подтверждается актом общей формы N 3/1856 от 16.08.2014. Срок задержки составляет - 5 суток.
Все вагоны с грузом выданы по актам грузополучателю без каких-либо претензий в период организации филиала ЗАО "РН-Транс" на базе ОАО "Саратовский НПЗ". Обе организации являются подразделениями ОАО "НК Роснефть".
Кроме того охрана вагонов во время задержки подтверждается ведомостями работы караула (ОГВ-1) и маршрутом караула (ОГВ-3) по станции Князевка.
Истцом в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлены доказательства об оказании услуг по сверхнормативной охране грузов при перевозке железнодорожным транспортом.
В подтверждение заявленных ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации исковых требований, представлены акты общей формы по простою вагонов, из которых следует, что первоначальный нормативный срок доставки грузов превышен на срок от 2 до 7 суток, соответственно, истцом ответчику оказаны услуги по сверхнормативной охране вагонов.
В период с момента принятия вагона под охрану и до момента прибытия вагона на станцию назначения, в том числе в период простоя вагона, он находился под охраной истца.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил суду доказательств по оплате сверхнормативных услуг охраны, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в заявленном размере.
Факт сверхнормативной охраны спорного вагона истцом подтверждается материалами дела (акты общей формы, акты приема груза под охрану, акты выдачи груза грузополучателю, железнодорожные накладные, дорожные ведомости, расчеты платы за сверхнормативную охрану вагонов с грузом).
Кроме того, приказом МПС России от 18.06.2003 N 38, зарегистрированным в Минюсте РФ 30.06.03 N 4864, утверждены "Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей" (далее по тексту - Правила N 38) и Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.
Согласно пункту 4 Правил N 38 при перевозке грузов между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема груза к перевозке до момента их выдачи грузополучателю.
Общий порядок о составления актов общей формы определен главой 3 Правил составления актов общей формы при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45. Акты общей формы составляются работниками перевозчика для удостоверения определенных обстоятельств, возникающих в процессе перевозки грузов. Перечень обстоятельств определен пунктом 3.1 указанных Правил.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные истцом доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции, что требования истца о взыскании задолженности по оплате услуг в размере 182135,40 руб. подлежат удовлетворению.
Указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства.
Доводы апелляционной жалобы выражают своё несогласие с выводами суда первой инстанции, что не может служить основанием к отмене судебного акта. Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 августа 2015 года по делу N А57-5774/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Камерилова |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-5774/2015
Истец: Саратовский отдел ВО филиал ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской Ж. Д., ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ", ФГП "Ведомстенная охрана железнодорожного транспорта РФ"
Ответчик: ЗАО "РН-Транс"
Третье лицо: ОАО "РЖД", ПАО "РЖД"