город Ростов-на-Дону |
|
18 ноября 2015 г. |
дело N А01-551/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Рогозиной Ларисы Джамбечевны: лично Рогозина Л.Д., паспорт;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рогозиной Ларисы Джамбечевны на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.09.2015 по делу N А01-551/2015, принятое судьей Меликяна Э.Н., по заявлению индивидуального предпринимателя Рогозиной Ларисы Джамбечевны к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением обратилась индивидуальный предприниматель Рогозина Лариса Джамбечевна (далее - ИП Рогозина Л.Д., предприниматель) о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (далее - Управление, административный орган) по проведению внеплановой выездной проверки.
Решением суда от 08.09.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебный акт мотивирован тем, что нарушений со стороны Управления при проведении проверки, влекущих признание ее результатов недействительными, не установлено.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на нарушения положений Федерального закона от N 294-ФЗ при проведении проверки.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл.34 АПК РФ.
В судебном заседании предприниматель поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея представителя в судебное заседание не направило; о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя Управления.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на сайт Управления через онлайн-ресурс "Сердитый гражданин" в электронном виде поступило обращение гражданина (потребителя) Меняйло Р.С. о продаже ему некачественного товара в магазине "Plaza" ИП Рогозиной Л.Д. в торговом центре "Галерея" г. Майкопа, по ул. Чкалова, 67.
В целях проверки поступившей информации на основании Распоряжения от 09.12.2014 N 1427 Управлением с 09.12.2014 по 10.12.2014 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ИП Рогозиной Л.Д. по месту фактического осуществления деятельности по адресу: г. Майкопа ул. Чкалова, 67 на предмет соблюдения обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Целью указанной проверки является обеспечение защиты прав потребителей по обращению граждан вх. 795 от 08.12.2014 по факту нарушения прав потребителя.
В ходе проверки Управление установило в действиях предпринимателя нарушение требований статей 4, 7, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N2300-1), статей 9, 11 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС 017/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза 09.12.2011 N876, которое выразилось в реализации в магазине по адресу г.Майкоп, ул.Чкалова, 67 находившегося там товара (мужские рубашки "BAUROTTI" в количестве 69 шт.) без сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность товара, без маркировки на русском языке, без единого знака обращения продукции на рынке стран-членов Таможенного союза, без даты изготовления.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 23.12.2014 N 1427.
Полагая, что у Управления отсутствовали правовые основания для проведения проверки, предприниматель обратилась в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона N 2300-1 государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 N 672 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (далее - Положение), согласно которому Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно пунктам 8.18 и 8.18.1 Положения Управление Роспотребнадзора Республики Адыгея осуществляет федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, в том числе организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, предписаний должностных лиц органа государственного надзора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Закона N 2300-1 к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров), применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Часть 1 статьи 10 Федеральный закон N 294-ФЗ определяет, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. В части 2 указанной статьи перечислены основания для проведения внеплановой проверки, к которым в частности относится факт нарушения прав потребителей.
Внеплановая проверка фактов нарушения прав потребителей проводится в случае обращения граждан, чьи права нарушены.
На основании поступившего от гр. Меняйло Р.С. обращения в соответствии с подпунктом в) пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ вынесено распоряжение и.о. руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея от 09.12.2014 г. N 1427 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ИП Рогозиной Л.Д.
Не принимается довод апелляционной жалобы предпринимателя о том, что при проведении проверки были нарушены положения Федерального закона от N 294-ФЗ ввиду проведения проверки по жалобе неустановленного лица.
Частью 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) (подпункт "в" пункта 2).
В силу части 3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N59) обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
В силу части 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Следовательно, рассмотрение обращений граждан в установленном порядке является не только правом, но и обязанностью Управления.
Обращение гражданина, поступившие в Управление в электронном виде содержит фамилию, имя, отчество заявителя - Меняйло Роман Сергеевич, почтовый адрес - г.Майкоп, ул.Хакурате, 588, электронный адрес - roman.menyailo-186812@angrymail.ru, то есть отвечает всем требованиям части 3 статьи 7 Закона N 59-ФЗ.
Довод предпринимателя о том, что административный орган обязан был проверить личность заявителя, не основан на нормах действующего законодательства.
Федеральный закон N 294-ФЗ не содержит каких-либо норм, наделяющих контролирующие органы полномочиями или возлагающими на них обязанности по проверке достоверности персональных данных о заявителе, отраженных в обращении, в том числе на предмет того, зарегистрирован ли заявитель по адресу, указанному в обращении, и фактически проживает.
Таким образом, при рассмотрении жалобы административный орган не обязан устанавливать правильность указанных в ней реквизитов, учитывая, что фамилия, имя, отчество, адрес проживания и электронный адрес в поданной жалобе указаны.
Имеющееся в материалах дела заявление не является анонимным и содержит информацию, являющиеся основанием для проведения проверки.
Следовательно, у Управления имелись основания для принятия решения о проведении проверки на предмет соблюдения предпринимателем законодательства о защите прав потребителей.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что внеплановая проверка в отношении предпринимателя проведена в соответствии с законом на основании подпункта "в" части 3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Ссылка заявителя жалобы на грубое нарушение Управлением требований Федерального закона N 294-ФЗ, выразившееся в неуведомлении предпринимателя о проведении проверки судом первой инстанции также правомерно отклонена ввиду следующего.
В соответствии с частью 16 статьи 10 закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 указанной статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Таким образом, Федеральным законом N 294-ФЗ не предусмотрено уведомление проверяемого о проведении внеплановой выездной проверки в случае нарушения прав потребителей, поэтому довод ИП Рогозиной Л.Д. о нарушении Управлением уведомительного порядка проведении проверки несостоятелен.
Как следует из материалов дела, выездная проверка общества проведена Управлением на основании распоряжения от 09.12.2014 N 1427 с целью проверки информации, содержащейся в заявлении гражданина Меняйло Р.С. от 08.12.2014 N 795 о нарушении требований законодательства в области защиты прав потребителей.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае нарушений со стороны Управления при проведении проверки, влекущих признание ее результатов недействительными, не установлено.
Следовательно, суд правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.09.2015 по делу N А01-551/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-551/2015
Истец: Рогозина Лариса Джанбечевна
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (Адыгея)