город Ростов-на-Дону |
|
17 ноября 2015 г. |
дело N А53-2101/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимченко О.Х.
судей Н.Н. Мисника, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Айдинян Т.Г.
при участии:
от истца: представитель Макарова Д.В. по доверенности N 16 от 19.10.2015 г.
от ответчиков явка представителя не обеспечена,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Шахты Ростовской области,
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 20.08.2015 по делу N А53-2101/2015
по иску общества с ограниченной ответственностью "Шахтинская Газотурбинная Электростанция" (ИНН 6155043551, ОГРН 1066155044010)
к муниципальному казанному учреждению "Департамент городского хозяйства" г.Шахты (ИНН 6155045140, ОГРН 1066155050037),
муниципальному образованию "Город Шахты" в лице Администрации города
Шахты Ростовской области
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Новожиловой М.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Шахтинская Газотурбинная Электростанция" (далее - истец, общество) обратилось в суд с иском к муниципальному казанному учреждению "Департамент городского хозяйства" г. Шахты (далее - ответчик-1, департамент), муниципальному образованию "Город Шахты" в лице администрации города Шахты (далее - ответчик-2, администрация) о взыскании задолженности в размере 73 437,50 руб.
Требования обоснованы тем, что истцом в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательстве акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении N 261-ФЗ) произведена установка коллективного прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Текстильная, 23. Квартиры в указанном многоквартирном доме находятся в частной собственности граждан и в муниципальной собственности муниципального образования "Город Шахты". Общая стоимость установки оборудования составила 150000 руб., в т.ч. НДС. Оплата установки приборов учета гражданами-собственниками квартир произведена в полном объеме, собственник муниципальных квартир оплату не произвел. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился с настоящим иском.
Решением суда от 20 августа 2015 г. с муниципального казанного учреждения "Департамент городского хозяйства" г. Шахтыза счет казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Шахтинская Газотурбинная Электростанция" взысканы денежные средства в сумме 72091,64 руб., из которых задолженность в сумме 66750,98 руб., а также 2670,33 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В случае недостаточности денежных средств у муниципального казанного учреждения "Департамент городского хозяйства" г. Шахты, взыскание произвести с субсидиарного должника - муниципального образования "Город Шахты" в лице Администрации города Шахты Ростовской области за счет казны муниципального образования хозяйства" г. Шахты, за счет казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Шахтинская Газотурбинная Электростанция" денежные средства в сумме 72091,64 руб., из которых задолженность в сумме 66750,98 руб., а также 2670,33 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Определением суда от 03 ноября 2015 г. судом исправлена арифметическая ошибка в части взысканной суммы. Судом указано: взыскать сумму 69 412 руб.31 коп., из которых задолженность 66750 руб. 98 коп., а также 2670 руб.33 коп. расходы по уплате государственной пошлины.
С апелляционной жалобой на решение суда обратилась Администрация города Шахты, указав в жалобе следующие доводы.
При вынесении решения суд не учел, что до 01.01.2014 г. многоквартирный дом N 23 по ул.Текстильной находился в управлении ООО УК "ЖЭУ",следовательно в соответствии с Жилищным кодексом РФ, - Закон об энергосбережении N 261-ФЗ Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г. имеются основания для взыскания стоимости работ по установке приборов учета тепловой энергии с управляющей организации.
В ходе рассмотрения дела Администрацией г. Шахты было заявлено о привлечении к участию в деле ООО Управляющая компания "ЖЭУ" в качестве третьего лица, однако, судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства.
Также было заявлено ходатайство об истребовании доказательств, находящихся у истца, в удовлетворении этого ходатайства неправомерно отказано определение суда от 08.06.2015 г. по формальным основаниям.
Суд не дал оценки протоколу общего собрания N 1 от 23.08.2013 г. МКД N 23 по ул.Текстильной в г. Шахты, который является недействительным, поскольку от собственника муниципальных помещений представитель участия в голосовании не принимал, повестка дня не содержит расширенной информации по пятому вопросу, принято незаконное решение по третьему вопросу. Кворум на собрании отсутствовал. Полномочий на заключение договора N20 от 02.09.2013 г. и подписание актов приема-передачи выполненных работ у Паршиной А.И. не было.
Таким образом, сделку по заключению договора N 20 от 02.09.2013 г. между истцом и жильцами дома N 23 по ул. Текстильной в г. Шахты следует признать недействительной. Судом допущена ошибка при взыскании суммы задолженности. Заявитель жалобы просит решение отменить, в иске отказать.
Представитель истца доводы жалобы не признал, просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Администрация города Шахты,департамент явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 02.09.2013 между жителями дома N 23 по ул. Текстильная, в г.Шахты в лице Паршиной А.И., действующей на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, по адресу г. Шахты ул. Текстильная, 23 от 23.08.2013 N 1 (заказчики), и ООО "Шахтинская Газотурбинная Электростанция" (подрядчик) заключен договор подряда N 20 на установку коллективного прибора учета тепловой энергии, иного технологического оборудования, проведение пуско-наладочных работ на объекте: г. Шахты, ул. Текстильная, 23.
Согласно п. 3.1 договора стоимость договора складывается из стоимости прибора учета, проектно-изыскательских работ, работ по установке приборов учета и пуско-наладочных работ и составляет 150 000 руб., в т.ч. НДС.
Согласно п. 3.3. договора, заказчик оплачивает стоимость работ по договору до 01.01.2014. Во исполнение условий указанного договора общество провело проектно-изыскательские работы, установило коллективный прибор учета тепловой энергии и провело пуско-наладочные работы коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу Ростовская область, г. Шахты, ул. Текстильная, 23, что подтверждается актом сдачи-приемки работ N 16 (лист дела 32).
28.10.2013 общество уведомило департамент об окончании работ по установке узлов учета тепловой энергии и просило рассмотреть вопрос об оплате услуг по установке приборов учета за квартиры, находящиеся в муниципальной собственности. К письму истцом приложен расчет стоимости установки приборов учета, в том числе в отношении спорного дома, расположенного по адресу: г. Шахты, ул. Текстильная, 23 на сумму 94014,05 руб. (лис дела 38-46)
Департамент представил истцу перечень квартир, находящихся в муниципальной собственности (лист дела 33-37).
Общество известило о проведении в течение 2013 года работ по установке общедомовых узлов учета тепловой энергии в многоквартирных домах и попросило произвести оплату работ по установке приборов учета за жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности (лис дела 51,56)
Администрация г.Шахты сообщила обществу о нахождении муниципальных квартир в оперативном управлении МКУ "Департамент городского хозяйства" и предложила обратиться по вопросу оплаты работ в департамент (лист дела 50).
Как указано в исковом заявлении, помимо квартир, находящихся в частной собственности граждан, в состав жилых помещений жилого дома, расположенного по адресу: г. Шахты, ул. Текстильная, 23 входят следующие жилые помещения: к.4, к.к.9, к. 18, к.к.9, к. 19,20,22, к.к.9, к.24, к.к.9,25, к.к,9, к.26,27, к.к.9, к.29, к.к.9, к.30, к.к.9, к. 12, к.к.9,к.13, к.к.9, к.14,15, кк.10,к.28, к.к.15, к. 18, к.к.15, к.19, к.к.15, к.23, к.к.15, к.24, к.к.9, к.28, к.к.16, к.1, кв.19, кв.21, кв.23, к.к.24, к.26, к.к.24, к.70, к.к.24, к.29, кв.26, к.к.29, к.8,9, к.к.30, к. к.к.30, к.7,8, к.к.30, к.9,10,,к.к.30, к.35,36, к.к.30, к.43, к.к.32, к.8,9, к.к.32, к.34, к.к.32, к.35, к.к.32, к.36, к.к.32, к.37, к.к.32, к.39, кв.32в, кв.32г, к.к.33,к.8, к.к.33 д.9,10, к.к.33,к.37,39, к.к.33,к.41,41, к.к.33,к.3, к.к.33,к.4, кв.35, кв.37 собственником которых является муниципальное образование "Город Шахты". Квартиры переданы в оперативное управление муниципальному казанному учреждению "Департамент городского хозяйства" г. Шахты.
ООО"Шахтинская Газотурбинная Электростанция",ссылаясь на наличие задолженности обратилось с иском к МКУ "Департамент городского хозяйства" г.Шахты и к муниципальному образованию "Город Шахты" в лице Администрации города Шахты о взыскании 68692 руб. 50 коп.(уточненные требования лист дела 148)
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Статьей 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В статье 161 ЖК РФ указаны способы управления многоквартирным домом и общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечивать, в том числе постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме. При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в число которых входит управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 162 ЖК РФ в заключаемом с управляющей организацией договоре управления многоквартирным домом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора и именно по заданию этой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме), а не отдельных собственников, управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из приведенных норм следует, что с момента выбора способа управления многоквартирным домом управляющей организацией именно она в силу закона является полномочным представителем (статья 182 Гражданского кодекса Российской Федерации) собственников помещений в многоквартирном доме во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и лицом обязанным перед ресурсоснабжающими организациями во всех правоотношениях, охватываемых понятием - управление многоквартирным домом, в которое входит и оборудование такого дома приборами учета.
В соответствии со статьей 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. До 01.06.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В статье 2 Закона N 261-ФЗ наряду с другими используемыми в Законе основными понятиями введено понятие лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, - это лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Договор, регулирующий условия установки прибора учета и заключаемый с гражданином -собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи (обязанностей по установке приборов учета должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
До 1 июля 2013 года в части оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета присоединенных к их сетям объектов, которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок указанных обязанностей, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки (часть 12 статьи 13 Закона).
По смыслу приведенных норм Закона N 261-ФЗ лицами, обязанными установить приборы учета до 01.06.2012, являются либо граждане - собственники помещений в многоквартирном доме либо лица, ответственные за содержание многоквартирного дома (управляющие организации). Определение ответственного лица зависит от выбранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом.
В апелляционной жалобе администрация заявила, что надлежащим ответчиком по делу является управляющая организация- ООО УК "ЖЭУ", в связи с чем, суд обязан был привлечь к участию в деле указанную организацию.
Однако, заявителем жалобы в подтверждение своего довода не представлено доказательств управления названным обществом жилым домом по ул.Текстильной, 23 в г.Шахты.
В дело представлено дополнительное соглашение к договору теплоснабжения с ООО "ЖЭУ 1" о расторжении договора N Т23 от 28.12.2010 г. с 01.04.2011 г. и заявка от ООО УК "ЖЭУ" о заключении договора с 23.03.2015 г. (лист дела 138-141,169-174)
Из письма ООО управляющая компания "Жилищно-эксплуатационное обслуживание" исх. N 707 от 16.10.2015 г. следует, что дом 23 по ул..Текстильной находился в непосредственном управлении, а договор на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту был заключен с ООО "ЖЭО".
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг ООО УК "ЖЭУ" в спорный период, не являлась, следовательно, требования к ответчикам о взыскании задолженности за установку прибора учета заявлены обоснованно.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации субъект, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Поскольку факт нахождения имущества - квартир в многоквартирном жилом доме N 23 по ул. Текстильная в г. Шахты в оперативном управлении муниципального казанного учреждения "Департамент городского хозяйства" г. Шахты подтвержден материалами дела, ответчиками не оспаривался, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является департамент.
В расчете департамента учтена общая площадь многоквартирного дома, площадь жилых помещений, находившихся в муниципальной собственности по состоянию на 02.09.2013, сумма задолженности составила 66750,98 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Администрация в апелляционной жалобе заявила о необоснованном отказе судом первой инстанции в истребовании доказательств.
Отказывая в удовлетворении ходатайства, суд первой инстанции в определении от 08.06.2015 г.указал, что представителем Администрации г. Шахты не указаны документы, которые необходимо истребовать и лицо, у которого они находятся, не представлены доказательства невозможности представить их самостоятельно
Ссылка администрации г.Шахты на недействительность протокола общего собрания собственников жилых помещений N 1 от 23.08.2013 г. МКД N 23 по ул.Текстильная в г. Шахты по причине отсутствия кворума, ненадлежащего оформления повестки дня, неучастие в собрании представителя муниципального образования не относится к существу спора, поскольку требований о признании недействительными решений общего собрания не заявлено.
Ходатайство о фальсификации протокола судом первой инстанции рассмотрено и отклонено как необоснованное.
Довод заявителя жалобы о неверном взыскании суммы задолженности отклонен, определением от 03.11.2015 г. суд первой инстанции исправил допущенную арифметическую ошибку.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта первой инстанции по приведенным в жалобе доводам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.08.2015 по делу N А53-2101/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Х. Тимченко |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2101/2015
Истец: ООО "Шахтинская Газотурбинная Электростанция"
Ответчик: Администрация города Шахты Ростовской области, МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты, муниципальное казенное учреждение "Департамент городского хозяйства" г. Шахты, Муниципальное образование "Город Шахты"
Третье лицо: Паршина Анна Ивановна, Поляничко Ольга Владимировна