г. Чита |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А19-8118/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2015 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 октября 2015 года по делу N А19-8118/2015 по заявлению Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (ОГРН 1143850002394, ИНН 3808233587) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (ОГРН 1053811066308, ИНН 3811087738) о признании незаконным и отмене постановления N ЮЛ/К-0833/15-14 от 29.04.2015 года о назначении наказания по делу об административном правонарушении,
(суд первой инстанции судья Чемезова Т. Ю.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ващенко Е. Ю. - представитель по доверенности от 03.07.2015 г.;
от заинтересованного лица: Рудых Н. Б. - представитель по доверенности от 16.07.2015 г.,
установил:
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (далее заявитель, Фонд) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее административный орган, Управление Роспотребнадзора) о признании незаконным и отмене постановления N ЮЛ/К-0833/15-14 от 29.04.2015 г. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 2 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Фонда состава вмененного ему административного правонарушения, однако отменил обжалуемое постановление в части назначения наказания, назначив Фонду предупреждение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд и Управление Роспотребнадзора обжаловали его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Фонда поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
В апелляционной жалобе Управления Роспотребнадзора поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части изменения судом меры наказания, назначенной заявителю. При этом в отзыве на жалобу заявителя административный орган указал на правомерность вывода суда первой инстанции о наличии в действиях Фонда состава вмененного ему административного правонарушения.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования Фонда удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного органа просил решение суда первой инстанции отменить в части назначения Фонду предупреждения, оставив штрафные санкции, назначенные Управлением Роспотребнадзора, а апелляционную жалобу заявителя оставить без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционных жалоб, отзывы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, выслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании жалоб граждан, проживающих по адресу: г. Иркутск, улица Маршала Конева, дом 20. квартира 384, блок секция 12, г. Усть-Кут, ул. Речников, дом 51, квартира 56, о нарушении Фондом их прав как потребителей, руководителем Управления Роспотребнадзора было возбуждено дело об административном правонарушении.
По результатам административного расследования должностным лицом административного органа составлен Протокол об административном правонарушении N ЮЛ/К-0833/15-14 от 13.04.2015 г. о нарушении Фондом п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, ч.1 ст. 171 ЖК РФ, ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. N2300-1 "О защите прав потребителей", выразившееся в не направлении платежных документов для оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за расчетные периоды сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2014 г., то есть - не доведение необходимой и достоверной информации об услуге и совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения Протокола об административном правонарушении, руководителем административного органа на основании ч. 2 ст. 23.49 КоАП РФ вынесено Постановление N ЮЛ/К- 0833/15-14 от 29.04.2015 г. о привлечении Фонда к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Частью 1 ст. 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Как указывалось выше, основанием для квалификации действия Фонда по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ явился факт не направления Фондом потребителям платежных документов для оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за расчетные периоды сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2014 г., что, по мнению административного органа, является не доведением необходимой и достоверной информации об услуге.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" указано, что при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами.
Согласно п. 7 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей распространяется.
В соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области от 29.11.2013 г. N 528-гш Фонд осуществляет деятельность регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Иркутской области.
В силу ст. 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора (Фонда) относится:
- осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
- финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе средств государственной поддержки, муниципальной поддержки.
Реализация вышеуказанных функций Фонда не оплачивается за счет взносов на капитальный ремонт, их финансирование осуществляется за счет бюджета области. При этом, взносы на формирование фонда капитального ремонта уплаченные собственниками многоквартирных домов идут от Фонда напрямую подрядной организации отобранной на конкурсной основе и фактически осуществившей работы по капитальному ремонту МКД.
Поскольку Фондом в силу п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ заключаются только договоры о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, следовательно, в функции регионального оператора не входит заключение каких либо возмездных договоров.
При этом, взносы на капитальный ремонт, сделанные до принятия решения собственниками жилых помещений решения о проведении капитального ремонта, не является платой за оказанную коммунальную услугу по проведению капитального ремонта, а представляют собой обязательные платежи, уплачиваемые собственниками общего имущества многоквартирного дома в силу закона, а не на возмездных основаниях
Таким образом, между собственниками общего имущества многоквартирных домов и Фондом отсутствуют правоотношения в части выполнения работ и оказания услуг на возмездной основе, в силу чего, указанные отношения не могут рассматриваться в рамках Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что административный орган не доказал наличие в действиях Фонда состава вмененного ему административного правонарушения.
Следовательно, противоположные выводы суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, являются ошибочными.
Учитывая все вышеизложенное, постановление Управления Роспотребнадзора N ЮЛ/К-0833/15-14 от 29.04.2015 г. о привлечении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, является незаконным.
В связи с чем, апелляционная жалоба заявителя подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении требований Фонда в полном объеме.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
На основании части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Частью 6 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Поскольку наложенный на Фонд административный штраф не превышает 100 000 рублей, то в силу части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 этого Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
Рассмотрев апелляционные жалобы на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 октября 2015 года по делу N А19-8118/2015, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 октября 2015 года по делу N А19-8118/2015 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области N ЮЛ/К-0833/15-14 от 29.04.2015 года о привлечении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
В. А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8118/2015
Истец: Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по Иркутской области