г. Санкт-Петербург |
|
18 ноября 2015 г. |
Дело N А56-32852/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Ершовой Е.И.,
при участии:
от истца: Шпачев Е.В., доверенность от 02.04.2015;
от ответчика: Васильева О.Е., доверенность от 31.12.2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24652/2015) общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "КиришиНефтьоргсинтез" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2015 по делу N А56-32852/2015 (судья Суворов М.Б.), принятое
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "КиришиНефтеоргсинтез"
о взыскании 5 859 рублей 44 копеек,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "КиришиНефтеоргсинтез" (далее - ООО "ПО "КиришиНефтеоргсинтез") 5 859 рублей 44 копеек расходов на проведение экстренных работ по ликвидации аварийной ситуации.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2015 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ООО "ПО "КиришиНефтеоргсинтез" просит решение суда от 25.08.2015 отменить, в иске отказать, ссылаясь на не составление перевозчиком коммерческого акта в отношении спорного (поврежденного) вагона. Акт о техническом состоянии вагона не является допустимым доказательством по делу, вина грузоотправителя в возникновении в пути следования течи груза из-под крышки заливной горловины цистерны N 51107803 не установлена, факт перелива вагоноцистерны исключен.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2015 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 17.05.2014 по железнодорожной накладной ЭМ190282 в вагоне N 51107803 ОАО "РЖД" (перевозчик) приняло к перевозке груз - бензин моторный. Вагон отцеплен и задержан на станции Свирь для устранения аварийной ситуации (течи опасного груза), о чем составлен акт общей формы от 20.05.2014 N 04940-3-4/257. Согласно акту общей формы (форма ГУ-23) от 20.05.2014 при коммерческом осмотре поезда N 3503 выявлена течь груза из-под крышки заливной горловины цистерны N 51107803 по всему котлу более 60 капель в минуту, толщиной со спичечную головку, в отсутствие возможности устранить неисправность на месте, вагон подан на переезд N 1 по направлению соединительного пути необщего пользования ОАО "Подпорожский порт".
Актом общей формы от 20.05.2014 N 2/304 зафиксирован факт устранения течи груза путем охлаждения цистерны холодной водой из ствола пожарного автомобиля.
Для взыскания сборов и плат с грузоотправителя, причитающихся железной дороге составлен Акт общей формы от 20.05.2014 N 2/305, согласно которому ОАО "РЖД" при проведении работ по ликвидации аварийной ситуации по вине грузоотправителя, понесло убытки общей стоимостью 5 859 рублей 44 копеек, в состав которых включены сбор за маневровую работу, сбор за подачу, уборку вагона на переезд N 1 соединительного пути необщего пользования ОАО "Подпорожский порт", плата за нахождение вагона на инфраструктуре ОАО "РЖД".
На основании статьи 19 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО "ПО "КиришиНефтьоргсинтез" 5 859 рублей 44 копеек убытков, составляющих расходы по устранению аварийной ситуации с опасным грузом.
Суд иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьями 19, 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузоотправители несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, в том числе возмещают в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на ликвидацию таких ситуаций. Перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн.
Цистерна была принята к перевозке приемосдатчиком железной дороги без каких-либо замечаний, что подтверждается отметкой о приеме груза в железнодорожной накладной. Течь обнаружена в пути следования спустя трое суток после приема железной дорогой груза к перевозке.
Согласно пункту 6.4 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах о неисправности цистерны составляется акт общей формы с указанием технического состояния цистерны: вид неисправности, причины ее возникновения, принятые меры по устранению неисправности, а также о возможности дальнейшего следования цистерны. Акты общей формы оформлены в соответствии пунктом 6.4 Правил, содержат сведения о виде неисправности цистерны и причинах ее возникновения.
Согласно пункту 3.2.5 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 21 - 22.05.2009 N 50, подготовка под налив специальных (специализированных) вагонов-цистерн производится средствами и за счет грузоотправителя или другой организацией, выполняющей эти работы по договору с грузоотправителем.
Согласно пункту 3.2.12 Правил от 22.05.2009 для жидких грузов с температурой при наполнении более 50°С, величина которой при перевозке поддерживается постоянной при помощи подогревающих устройств, степень наполнения котла должна быть не более 95% от полного объема котла.
Наполнение вагонов-цистерн нефтепродуктами следует производить с учетом увеличения объема нефтепродуктов из-за повышения температуры в пути следования и в пункте назначения, а также полного использования вместимости и грузоподъемности вагонов-цистерн.
Степень наполнения вагонов-цистерн определяются пунктами 3.2.11 - 3.2.11.4 (пункт 4.2.1.4 Правил от 22.05.2009).
Для возмещения убытков в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт правонарушения, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, размер требуемых убытков. Как усматривается из материалов дела и правомерно указано судом обеих инстанций, названные обстоятельства истцом доказаны не были.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства в обоснование своих доводов и возражений и руководствуясь статьей 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом МПС России 18.06.03 N 25, суд посчитал подлежащими удовлетворению затраты, связанные с ликвидацией аварийной ситуации по вине грузоотправителя, стоимостью 5 859 рублей 44 копейки.
Арбитражный апелляционный суд, приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и судебный акт принят при правильном применении судом норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2015 по делу N А56-32852/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-32852/2015
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Производственное объединение "КиришиНефтьоргсинтез"