город Москва |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А40-113757/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2015 г.
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.Б. Расторгуев (единолично)
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.В. Антоновым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2015 г. по делу N А40-113757/2015, принятое судьей А.Г. Алексеевым в порядке упрощенного производства
по иску АО "ПГК" (ОГРН 1137746982856, юр.адрес: 105064, г. Москва, ул. Стар. Басманная, д. 12, корп. 1) к ОАО "РЖД" о взыскании неосновательного обогащения
при участии в судебном заседании:
от истца: Барановский К.В. (доверенность от 22.05.2015)
от ответчика: Максимов И.В. (доверенность от 20.03.2015)
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании неосновательного обогащения 48 428, 38 рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства без вызова сторон на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 18 августа 2015 года иск удовлетворен.
ОАО "Российские железные дороги" не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований ввиду незаконности и необоснованности решения суда, а также утверждая о правомерности добора тарифа за перевозку порожних вагонов в результате их отцепки в пути следования для исправления технической неисправности, возникшей не по вине ответчика.
Истец представил письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что ответчик в рамках заключенного с истцом договора N 237-жд от 27.12.2007 г. в январе-феврале 2015 года списал с единого лицевого счета истца денежные средства за перевозку порожних вагонов истца на общую сумму 7 088 572, 7 рублей, что подтверждено материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Истец оспаривает правомерность списания 48 428, 38 рублей, которая относится на перевозку порожних вагонов, отцепленных в пути следования от групповых отправок для устранения технической неисправности (пробег порожних вагонов в ремонт и обратно). Расчет иска с указанием на реквизиты железнодорожных станций, отправок, вагонов - представлен (т.1 л.д.9).
Полагая действия ОАО "РЖД" по добору тарифа неправомерными, истец направил в адрес ответчика претензию (л.д.39-41) с предложением возместить сумму необоснованно списанных с лицевого счета истца денежных средств, а поскольку претензия оставлена без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции считает удовлетворение судом первой инстанции иска обоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 2 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (УЖТ РФ) в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.
В силу положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по соглашению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 790 Кодекса плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В отношении перевозок железнодорожным транспортом порядок установления платы за перевозку определен в УЖТ РФ и Федеральном законе "О железнодорожном транспорте".
Согласно статье 2 УЖТ РФ, статье 8 Федерального закона плата за перевозку грузов взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом. Постановлением ФЭК от 17.06.2003 г. N 47т/5 утвержден Прейскурант 10-1, которым установлены тарифы на перевозку грузов. Истцом произведена оплата тарифа по ставкам, установленным Прейскурантом. Размер оплаты указан в накладной.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем Постановлении Пленума от 06.10.2005 г. N 30 (пункт 24) разъяснил, что поскольку договор перевозки считается заключенным при представлении грузоотправителем надлежаще составленной транспортной железнодорожной накладной и выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанции о приеме груза, указанное в накладной расстояние считается согласованным и плата за перевозку груза взимается исходя из этого расстояния.
Согласно пункту 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.03 г. N 32, в случае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки (далее - основная отправка) вследствие его (их) неисправности перевозчик обязан составить об этом акт общей формы в двух экземплярах с указанием в нем причин отцепки вагона (группы вагонов), а также номера отправки, наименования и кода станции назначения груза, наименования и кода грузополучателя, его почтового адреса, наименования и кода груза.
Данные об отцепленном вагоне (группе вагонов) также вычеркиваются перевозчиком из следовавшего с основной отправкой вагонного листа. Такое исправление с указанием причины отцепки вагона (группы вагонов) заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и строчным штемпелем станции отцепки.
После устранения неисправности на основании данных акта общей формы перевозчиком на каждый отцепленный вагон составляются новый вагонный лист и досылочная дорожная ведомость, с которыми такой вагон следует на станцию назначения. Досылочная дорожная ведомость заполняется перевозчиком по форме и в порядке, установленным в правилах заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Срок доставки груза, находящегося в отцепленном от маршрутной или групповой отправки вагоне, после устранения неисправности вагона исчисляется исходя из нормы суточного пробега, установленной для повагонной отправки.
Таким образом, указанные Правила устанавливают, что после устранения технической неисправности вагоны следуют до станции назначения в рамках ранее заключенного договора. Отцепка вагонов влияет на исчисление сроков доставки, но не влечет за собой добор тарифа, не изменяет условия договора о его цене, что прямо следует из статьи 2 УЖТ РФ, не относящей к перевозочным документам досылочную дорожную ведомость.
Поэтому вне зависимости от формы собственности на вагон, договор перевозки остается прежним.
Согласно пункту 39.4 Правил выдачи грузов, утвержденных Приказом МПС от 18.06.2003 г. N 29 по прибытии на железнодорожную станцию назначения собственных порожних вагонов, перевозимых маршрутной или групповой отправкой, и при наличии в накладной в разделе "Отметки в пути следования" отметок о выполнении текущего отцепочного ремонта не на железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, произошедшей по причинам, не зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется:
для вагонов, прибывших по основной накладной, - от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения;
для вагонов, отцепленных для текущего ремонта по причинам, не зависящим от перевозчика, - отдельно от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, от железнодорожной станции обнаружения технической неисправности до железнодорожной станции ремонта и от железнодорожной станции ремонта до железнодорожной станции назначения.
В случае если отцепка произошла по причинам, зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения как для вагонов, прибывших по основной накладной, так и для отцепленных вагонов.
Таким образом, изменение расстояния согласованное сторонами при заключении договора перевозки возможно в случае производства ремонта порожних вагонов не на станции обнаружения технической неисправности, произошедшей по причинам, не зависящим от перевозчика,
В рассматриваемом случае имело место перевозка порожних вагонов.
Согласно статье 20 УЖТ РФ техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, который обязан подавать под погрузку исправные, годные для перевозки, конкретных грузов, вагоны.
Вагоны приняты к перевозке ответчиком без претензий по их техническому состоянию.
Ответчик не представил доказательств отсутствия своей вины в возникновении технической неисправности.
Позиция ответчика о том, что бремя доказывания указанных обстоятельств законом возложено на истца, противоречит положениям пункта 39.4 Правил, которыми предусмотрено право ответчика определить кратчайшее расстояние перевозки для вагонов, отцепленных для текущего ремонта по причинам, не зависящим от перевозчика. Соответственно, ответчик праве воспользоваться этим правом при соблюдении условия о возникновении технической неисправности вагона по независящим от него причинам.
Таких доказательств в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено.
Учитывая изложенное, неосновательное обогащение подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 229, 266, 267, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 августа 2015 года по делу N А40-113757/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-113757/2015
Истец: АО "ПГК", АО "Первая Грузовая Компания"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"