г. Санкт-Петербург |
|
13 ноября 2015 г. |
Дело N А56-26152/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Н.И.Протас, В.М.Толкунова
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Кулушева Н.А. - доверенность от 31.12.2014
от ответчика (должника): Калиниченко А.А. - паспорт
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21928/2015) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2015 по делу N А56-26152/2015 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по заявлению Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ленинградской области
к арбитражному управляющему Калиниченко Алексею Александровичу
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Калиниченко Алексея Александровича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 01.07.2015 в удовлетворении заявления Управления отказано.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда от 01.07.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы не согласен с применением судом первой инстанции положений статьи 2.9 КоАП РФ, полагая, что по смыслу действующего законодательства статья 2.9 КоАП РФ не может быть применена к лицам, совершившим административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, поскольку существенность угрозы охраняемым общественным отношениям определяется значимостью наказания, определенного санкцией данной статьи. По мнению подателя жалобы, совершенное арбитражным управляющим Калиниченко А.А. правонарушение привело к существенному ущемлению прав должника и кредиторов, исключительные обстоятельства совершения правонарушения отсутствуют.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы. Калиниченко А.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-11790/2014 от 05.05.2014 введена процедура наблюдения в отношении ООО "БалтСтройМонтажСервис", временным управляющим утвержден Калиниченко А.А.
Решением Арбитражного суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11790/2014 от 14.10.2014 ООО "БалтСтройМонтажСервис" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Калиниченко А.А.
В ходе рассмотрения жалобы УФНС России по Ленинградской области в отношении арбитражного управляющего Калиниченко А.А. Управлением установлено, что арбитражным управляющим допущены нарушения требований пункта 4 статьи 13, пункта 1 статьи 28 и пункта 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), а именно:
- по инициативе Калиниченко А.А. проведено два собрания кредиторов ООО "БалтСтройМонтажСервис", первое собрание 08.10.2014 и собрание кредиторов 30.01.2015, однако сообщение о проведении собрания кредиторов 08.10.2014 не включено в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ), а сообщение о проведении собрания кредиторов 30.01.2015 включено в ЕФРСБ 30.01.2015., т.е. с нарушением срока опубликования;
- 30.01.2015 было проведено собрание кредиторов, на котором конкурсный управляющий представил отчет о своей деятельности и отчет об инвентаризации имущества должника, который был проведен 12.11.2014, однако обязанность по включению в ЕФРСБ сведений о банкротстве, сообщения о результатах инвентаризации имущества должника конкурсным управляющим Калиниченко А.А. не исполнена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 12.03.2015 уполномоченным должностным лицом Управления в отношении арбитражного управляющего Калиниченко А.А. протокола N 0114715 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего Калиниченко А.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, вместе с тем посчитал совершенное арбитражным управляющим правонарушение малозначительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона N 127-ФЗ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 13 Закона N 127-ФЗ сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
В соответствии с абзацем 10 пункта 7 статьи 12 Закона N 127-ФЗ сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 129 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, обоснованно посчитал доказанным административным органом нарушение арбитражным управляющим Калиниченко А.А. вышеприведенных требований Закона N 127-Ф к порядку и срокам опубликования соответствующих сведений в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (сведений о проведении собраний кредиторов 08.10.2014 и 30.01.2015, а также сведений о результатах инвентаризации имущества должника), что образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения арбитражным управляющим требований законодательства о несостоятельности (банкротстве), в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия арбитражным управляющим всех зависящих от мер по соблюдению норм и правил действующего законодательства, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины арбитражного управляющего в совершении административного правонарушения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего Калиниченко А.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал возможным применить в данном случае положения статьи 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
При этом как указано в пункте 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Оценив обстоятельства дела, характер совершенного арбитражным управляющим правонарушения и степень его общественной опасности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения (нарушении требований Закона N 127-ФЗ), допущенное арбитражным управляющим правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям, не привело к нарушению прав кредиторов или должника, а также к нарушению баланса интересов кредиторов и должника, в связи с чем может быть признано малозначительным. Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы извещались арбитражным управляющим о проведении 08.10.2014 и 30.01.2015 собраний кредиторов (обратное административным органом не доказано), сведения о результатах инвентаризации были опубликованы арбитражным управляющим в ЕФРСБ в порядке устранения правонарушения (л.д.49-52).
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия не усматривает правовых и фактических оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о малозначительности совершенного арбитражным управляющим правонарушения. Указанный вывод сделан судом с учетом официального толкования по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащегося в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, в случае, если малозначительность правонарушения будет установлена при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием.
Нарушения норм материального и процессуального права в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 01.07.2014 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 июля 2015 года по делу N А56-26152/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26152/2015
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ленинградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Ответчик: Арбитражный Управляющий Калиниченко Алексей Александрович, Калиниченко Алексей Александрович