г. Самара |
|
18 ноября 2015 г. |
Дело N А55-14183/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
Постановление в польном объеме изготовлено 18 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской области - Шинкевич Д.М., доверенность N 18 от 10.11.2015, Мартынова О.А., доверенность N3 от 15.01.2015
от акционерного общества "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" - Трушина Е.Л., доверенность N 358/15 от 01.06.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 ноября 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2015 года по делу N А55-14183/2015 (судья Гордеева С.Д.),
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской области, г. Самара
к акционерному обществу "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (ОГРН 1026303118126,ИНН 6330000553), Самарская область, г. Новокуйбышевск
о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда 1 инстанции от 11.09.2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда 1 инстанции от 11.09.2015 г. отменить и принять по делу новый судебный акт.
АО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве соответственно.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, акционерное общество "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" является юридическим лицом и имеет лицензию N 63-00166 от 02.04.2013 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности (л.д. 112-117, 156-189 т.1).
На основании приказа N 392 от 23.04.2015 и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Самарской области была проведена плановая выездная проверка ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ, по результатам которой был составлен акт проверки N 103 от 02.06.215 (л.д. 118-155, т.1).
02.07.2015 в отношении Общества был составлен протокол N 192 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 6-7, т.1).
В протоколе отражено, что ОАО "НК НПЗ" осуществляет реализацию проектной документации "Рекультивация выведенных из эксплуатации нефтяных ям аварийного пруда цеха N 11 ОАО "Новокуйбышевский НПЗ", прошедшей государственную экологическую экспертизу. Рекультивация нефтяных ям аварийного пруда цеха N 11, предусматривает скачивание водоэмульсионного слоя на очистные сооружения или в аварийный амбар и биодеструкцию нефтесодержащего осадка механической очистки сточных вод в толще нефтяных ям без его извлечения по запатентованной технологии с последующим заполнением выемок грунтоподобными рекультивационными материалами на основе отходов I - IV класса опасности. В рамках реализации указанной проектной документации предприятие осуществляет размещение отходов по ярусно-слоевой схеме в выемках нефтяных ям аварийного пруда цеха N 11, фактически являющихся эксплуатируемыми объектами размещения отходов. Указанные объекты не указаны в качестве адреса места осуществления деятельности в лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IVкласса опасности N 63-00166 от 02.04.2013, а также не указан в приложении к лицензии и перечень отходов, содержащийся в проектной документации на рекультивацию. Таким образом, общество нарушило п.30 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
11.06.2015 г. Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд 1 инстанции исходил из того, что административным органом применительно к п.1 ст.26.1 КоАП РФ не доказано наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Данный вывод суда 1 инстанции является правомерным.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с п. 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV подлежит лицензированию.
Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255, определен Перечень работ, составляющих указанный вид лицензируемой деятельности, включающий сбор, использование, обезвреживание и размещение отходов I, II, III, IV классов опасности.
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения лицензирование деятельности по размещению опасных отходов осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Из материалов дела видно, что 02.04.2013 г. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод была выдана бессрочная лицензия N 63-00166 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I -IV класса опасности, в которой в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности в числе прочих указано: Самарская область, г. Новокуйбышевск, пос. Чувашские Липяги, аварийный пруд (л.д. 112-117 т.1).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 12.11.2002 Серия 63-АА N 704264 Обществу принадлежит на праве собственности сооружение Литера АП: Аварийный пруд (сооружение аварийного пруда для приемки сточных вод) площадью застройки 199 016,6 кв.м. (л.д.209 т.1).
Согласно техническому паспорту сооружение Аварийный пруд площадью 199 016,6 га включает в качестве составной части нефтяные ямы N ,N 1,2, предназначенные для накопления и откачки нефтесодержащих стоков (л.д.210-228 т.1).
В акте выездной проверки от 02.06.215 N 103 отражено, что нефтяные ямы аварийного пруда цеха N 11 ОАО "НК НПЗ" были построены в 1960 г. и предназначались для размещения плавающего нефтепродукта, собранного в секциях аварийного пруда. В настоящее время нефтяные ямы аварийного пруда цеха N 11 выведены из эксплуатации и находятся на рекультивации. В качестве рекультивационных материалов предусматривается использование малотоксичных промышленных отходов 4 и 5 классов опасности, образующихся на ОАО "НК НПЗ", и указанных в протоколе об административном правонарушении от 02.06.2015 г. N 192. Аварийный пруд предназначен для приема и отстоя стоков, аварийно сброшенных с очистных сооружений цеха N 11 ОАО "НК НПЗ", и состоит из трех секций. В настоящее время секция N 3 выведена из эксплуатации и находится на рекультивации. Третья секция аварийного пруда является объектом размещения отходов. Площадь объекта составляет 2,22 га (л.д.142-143 т.1).
В апелляционной жалобе Управление в обоснование правомерности заявления о привлечении общества к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ ссылается на санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от 17.12.2012 N 63.СЦ.04.000.М.001487.12.12, выданное ОАО "НК НПЗ", о соответствии производства (зданий, строений, помещений, оборудования и иного имущества, используемого для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам ( л.д. 241-242).
В данном заключении в качестве сооружения указан аварийный пруд, площадью 2,2 га (Самарская область, г. Новокуйбышевск, район 99 км.),(свидетельство о государственной регистрации права на сооружение аварийного пруда для приемки сточных вод (площадь застройки 199016 м.кв.), серия 63-АА N 704264 от 12.11.2002 г.).
Вышеуказанная лицензия выдана обществу уполномоченным государственным органом на осуществление указанной деятельности по месту: Самарская область, г. Новокуйбышевск, Чувашские Липяги, аварийный пруд.
Согласно указанному свидетельству о праве собственности аварийный пруд является сооружением для приемки сточных вод площадью застройки 199 016,6 кв.м.
Таким образом, довод Управления о том, что указанная лицензия была выдана обществу только на сооружение "аварийный пруд" площадью 2,2 га, а не площадью 199 016,6 кв.м., т.е. на размещение отходов не на всей площади объекта недвижимости - аварийный пруд, а лишь на ее части площадью 2,2 га, является несостоятельным, поскольку не соответствует фактическим сведениям, отраженным в представленных документах.
Как указано в акте проверки Управления, площадь 2,22 га занимает третья секция аварийного пруда в качестве составной его части.
Следовательно, материалами дела установлено, что АО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывющий завод" осуществляет лицензируемый вид деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I -IV класса опасности на основании выданной уполномоченным органом в установленном порядке лицензии в полном соответствии с предусмотренными ею условиями, в том числе по месту осуществления деятельности: Самарская область, г. Новокуйбышевск, пос. Чувашские Липяги, аварийный пруд (площадью 199 016 кв.м.).
Доказательств того, что данный вид деятельности осуществляется обществом в отсутствие лицензии (ч.2 ст.14.1 КоАП РФ) или с нарушением предусмотренных ею условий (ч.3 ст.14.3 КоАП РФ) Управление не представило.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушения.
По настоящему делу Управлением Росприроднадзора по Самарской области не доказано событие вменяемого обществу в вину административного правонарушения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
С учетом изложенного приведенные в апелляционной жалобе доводы Управления являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Управления, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2015 года по делу N А55-14183/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14183/2015
Истец: Управление Росприроднадзора по Самарской области
Ответчик: ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод"