г. Томск |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А03-10923/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К. А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Лотуховой Г. М. по дов. от 20.12.2014,
от заинтересованного лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Алтайского края по регулированию цен и тарифов на решение Арбитражного суда Алтайского края от 01.09.2015 по делу N А03-10923/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Барнаульская сетевая компания" (ИНН 2221070063, ОГРН 1052201916975), г. Барнаул,
о признании недействительным решения Управления Алтайского края по регулированию цен и тарифов, изложенного в письме от 12.05.2015 N 30-01/ПОД/1367, об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год на основе долгосрочных параметров регулирования на 2015-2019 годы, исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, в том числе для установления действующих цен (тарифов) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Барнаульская сетевая компания";
о признании недействительным извещения Управления Алтайского края по регулированию цен и тарифов от 12.05.2015 N 30-01/П/1368 об отказе в открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования с учетом корректировки необходимой валовой выручки методом долгосрочной индексации на 2016 год;
об обязании Управления Алтайского края по регулированию цен и тарифов открыть дело по установлению тарифов для общества с ограниченной ответственностью "Барнаульская сетевая компания" на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2016 год на основании заявления от 28.04.2015 N 410;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Барнаульская сетевая компания" (далее - ООО "Барнаульская сетевая компания", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Алтайского края по регулированию цен и тарифов (далее - Управление, заинтересованное лицо), изложенного в письме от 12.05.2015 N 30-01/ПОД/1367, об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год на основе долгосрочных параметров регулирования на 2015-2019 годы, исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, в том числе для установления действующих цен (тарифов) в отношении ООО "Барнаульская сетевая компания"; о признании недействительным извещения Управления Алтайского края по регулированию цен и тарифов от 12.05.2015 N 30-01/П/1368 об отказе в открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования с учетом корректировки необходимой валовой выручки методом долгосрочной индексации на 2016 год; об обязании Управления открыть дело по установлению тарифов для ООО "Барнаульская сетевая компания" на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2016 год на основании заявления от 28.04.2015 N 410.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 01.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть решения суда по делу N А03-10923/2015, указав на отсутствие нарушений при принятии Управлением решения от 12.05.2015.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ООО "Барнаульская сетевая компания" в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам отзыва.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Барнаульская сетевая компания" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии по распределительным сетям, то есть деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по ценам (тарифам), которые подлежат государственному регулированию.
28.04.2015 общество обратилось в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов с заявлением об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, на 2016 год.
Извещением от 12.05.2015 N 30-01/П/1368 Управление информировало ООО "Барнаульская сетевая компания" об отказе в открытии дела по установлению тарифов связи с отсутствием полного пакта обосновывающих материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Кроме этого, письмом от 12.05.2015 N 30-01/ПОД/1367 Управление информировало общество о принятии решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год на основе долгосрочных параметров регулирования на 2015-2019 годы, исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) в отношении ООО "Барнаульская сетевая компания".
Полагая, что Управлением необоснованно отказано в открытии тарифного дела, а также, не согласившись с решением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год на основе долгосрочных параметров регулирования на 2015-2019 годы, общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с соответствующим заявлением.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при наличии тарифного дела, открытого Управлением в порядке пункта 24 Порядка регулирования, отказ в открытии тарифного дела по предложению (заявлению) ООО "Барнаульская сетевая компания", даже при наличии установленного судом нарушения пункта 1 главы I и пункта 5 Регламента в части отсутствия основания для отказа, не нарушает право ООО "Барнаульская сетевая компания" на установление тарифа для осуществления регулируемой деятельности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела исходит из следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Статьей 21 Закона N 35-ФЗ предусмотрены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по утверждению тарифов на тепловую энергию.
Согласно части 1 статьи 23 Закона государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством РФ.
При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 утверждены Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).
Приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ) от 28.03.2013 N 313-э утвержден Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - Регламент установления цен).
Пунктом 12 Правил регулирования установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Порядок рассмотрения вопросов, связанных с установлением цен (тарифов) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определен разделом III Регламента установления цен.
Согласно пункту 27 Регламента по результатам рассмотрения заявления принимается решение об открытии дела об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (принятия предложений к рассмотрению) либо об отказе в открытии дела (в рассмотрении предложений). При этом основания отказа в открытии дела об установлении тарифов раздел III Регламента установления цен не содержит.
Пунктом 26 Регламента установлено, что при рассмотрении дел об установлении цен (тарифов) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации применяются положения Главы I настоящего Регламента. Установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел (пункт 1 главы I Регламента и пункт 8 Правил регулирования), рассмотрение дел об установлении цен (тарифов) осуществляется на основании заявления с прилагаемыми обосновывающими материалами (пункт 2 главы I Регламента).
Материалами дела подтверждается, что ООО "Барнаульская сетевая компания" осуществляло деятельность по передаче электрической энергии по распределительным сетям, то есть деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по ценам (тарифам), которые подлежат государственному регулированию.
Общество 28.04.2015 обратилось в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов с заявлением об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, на 2016 год.
Письмом от 07.05.2015 N 30-01/113/1157 Управление информировало общество о необходимости представления следующих материалов в обоснование поданного заявления:
- оценка экономически не обоснованных расходов (доходов), расходов, не учтенных в составе тарифов, дохода, недополученного по независящим от регулируемой организации причинам в предшествующий период регулирования, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в том числе дополнительно полученных сетевой организацией доходов, возникших в предшествующий период регулирования вследствие взыскания стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии с лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии;
- расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам;
- один из следующих документов, подтверждающих обязанность потребителя оплатить расходы сетевой организации, связанные с установкой для него приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- договор, регулирующий условия установки прибора учета электрической энергии, заключенный между потребителем услуг и сетевой организацией;
- вступившее в законную силу решение суда о принудительном взыскании расходов, связанных с установкой прибора учета электрической энергии.
В письме от 08.05.2015 N 445 общество информировало Управление о том, что все необходимые материалы переданы в Управление, дополнительные сведения размещены на официальном сайте общества, дополнительные сведения будут представлены в Управление послу открытия дела и поступления соответствующего запроса от Управления.
Извещением от 12.05.2015 N 30-01/П/1368 Управление отказало в открытии дела в связи с отсутствием полного пакта обосновывающих материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Между тем, судом первой инстанции установлено, что пунктом 1 главы I Регламента определено, что дело об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней не открывается в случае:
1) применения регулирующими органами метода индексации, а также для установления регулируемых уровней:
- цен (тарифов) на электрическую энергию поставщиков оптового рынка электрической энергии (мощности), применяемых при введении государственного регулирования цен (тарифов) в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка электрической энергии (мощности);
- цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме;
- цен на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности;
- цен на мощность вводимых в эксплуатацию новых атомных станций и гидроэлектростанций, в том числе гидроаккумулирующих электростанций;
2) пересмотра цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в течение финансового года в соответствии с актом Правительства РФ либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации.
3) установления платы за технологическое присоединение;
4) при установлении (пересмотре) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов), указанных в пункте 3 Правил регулирования.
Согласно пункту 5 Регламента регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа), в случае если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24.
Следовательно, к заявлению, направленному в соответствии с пунктом 12 Правил регулирования должны быть приложены материалы по перечню, установленному в пункте 17 Правил.
Предоставление определенного комплекта документов является обязанностью организации, обратившейся за получением тарифа.
Однако, отсутствие каких-либо из документов, указанных в пункте 17 Правил, не являются основанием для отказа в открытии тарифного дела, указанного в пункте 1 главы I и пункте 5 Регламента.
Суд первой инстанции также согласился с доводами заявителя о том, что полнота и достаточность представленных заявителем материалов проверяется в ходе их анализа и, в случае необходимости уточнения предложений либо их обоснований, регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним (пункт 19 Правил регулирования).
Между тем, в письме от 07.05.2015 N 30-01/113/1157 Управление не указало какие именно дополнительные материалы необходимо представить, форму их представления и требования к ним.
Установив, что в отказе в открытии дела, изложенном в извещении от 12.05.2015 N 30-01/П/1368, не указано оснований, предусмотренных пунктами 1 и 5 главы I Регламента, для принятия решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данной части оспариваемый отказ противоречит указанным требованиям Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Кроме того, отсутствие каких-либо документов не является непреодолимым препятствием для регулирующего органа в установлении соответствующего тарифа, на что указано в ответе Федеральной антимонопольной службы России от 08.09.2015 на запрос общества со ссылкой на определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2014 N 307-КГ14-5116, представленного с отзывом на апелляционную жалобу и приобщенного апелляционным судом по ходатайству общества к материалам дела в порядке статей 262, 268 АПК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что Управлением принято решение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год на основе долгосрочных параметров регулирования на 2015-2019 годы, исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) в отношении ООО "Барнаульская сетевая компания", изложенное в письме обществу от 12.05.2015 N 30-01/ПОД/1367.
Данное решение принято со ссылкой на пункт 24 Порядка регулирования, в соответствии с которым, в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Согласно пункту 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
Учитывая, что отказывая в открытии тарифного дела на основании предложений ООО "Барнаульская сетевая компания" Управление в полной мере не располагало материалами, указанными в пункте 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, им принято решение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год на основе долгосрочных параметров регулирования на 2015-2019 годы, исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) в отношении ООО "Барнаульская сетевая компания".
Действительно, полномочия Управления на принятие такого решения прямо предусмотрены пунктом 24 Порядка регулирования, а равно, как и применение метода предусмотрено в пункте 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Открытие дела по инициативе регулирующего органа не исключает публичную процедуру принятия решения об установлении цен (тарифов), предусмотренную пунктами 25 и 26 Правил регулирования, а также возможность обжалования тарифа в судебном порядке, в случае несогласия с установленным тарифом.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при наличии тарифного дела, открытого в порядке пункта 24 Порядка регулирования, отказ в открытии тарифного дела по предложению (заявлению) ООО "Барнаульская сетевая компания", даже при наличии установленного судом нарушения пункта 1 главы I и пункта 5 Регламента в части отсутствия основания для отказа, не нарушает право ООО "Барнаульская сетевая компания" на установление тарифа для осуществления регулируемой деятельности.
Извещение об отказе в открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования с учетом корректировки необходимой валовой выручки методом долгосрочной индексации на 2016 год, изложенные в извещении от 12.05.2015 N 30-01/П/1368, при наличии открытого дела об установлении тарифа не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно констатировал наличие нарушений, допущенных при принятии решения об отказе в открытии тарифного дела, однако без выводов о признании недействительным оспариваемого ненормативного правового акта (решение от 12.05.2015 N 30-01/П/1368).
Общество с такими выводами суда согласилось.
Оснований для иных выводов, в том числе, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе в части изменения мотивировочной части решения, по указанным выше основаниям у апелляционного суда не имеется.
Арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 01.09.2015 по делу N А03-10923/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.В. Кривошеина |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10923/2015
Истец: ООО "Барнаульская сетевая компания"
Ответчик: Управление АК по государственному регулированию цен и тарифов