Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21 марта 2016 г. N Ф10-360/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
18 ноября 2015 г. |
Дело N А62-2104/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.11.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., в отсутствие представителей заявителя - закрытого акционерного общества "Полимер" (г. Смоленск, ОГРН 1026701458068, ИНН 6730032800), ответчика - администрации города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.07.2015 по делу N А62-2104/2015 (судья Красильникова В.В.), установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Полимер" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконными действий администрации города Смоленска (далее по тексту - ответчик, администрация) по отказу в выдаче разрешения на строительство многоэтажного гаража-стоянки на пересечении улиц 25 Сентября - Попова в г. Смоленске и о возложении на администрацию обязанности устранить допущенное нарушение прав заявителя путем выдачи соответствующего разрешения на строительство многоэтажного гаража-стоянки на земельном участке с кадастровым номером 67:27:003: 09 06:0005 площадью 5 000 кв. м, расположенном на пересечении улиц 25 Сентября - Попова в г. Смоленске.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 27.07.2015 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что обществом представлены в администрацию все документы, предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что сводный план инженерных сетей должен быть согласован с МКП "Зеленстрой".
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "Полимер", опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО "Полимер" на основании договора аренды земельного участка от 21.05.2009 N 721/з владеет на праве аренды земельным участком площадью 5000 кв. м с кадастровым номером 67:27:003 09 06:0005, расположенным по адресу: г. Смоленск, на пересечении улиц 25 Сентября - Попова, предоставленного обществу для строительства здания многоэтажного гаража-стоянки.
Общество неоднократно обращалось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоэтажного гаража-стоянки.
Письмами от 17.10.2014, от 31.01.2015 в выдаче разрешения ему было отказано ввиду необходимости представления дополнительных документов (не представлены договоры взаимных обязательств с организациями, чьи сети расположены на застраиваемом земельном участке; сводный план инженерных сетей не согласован с организациями, обслуживающими инженерные сети и т.п.).
ЗАО "Полимер" 25.02.2015 вновь обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство, приложив к заявлению договоры взаимных обязательств с ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго", ООО КФ "Кристалл", чьи сети расположены на застраиваемом земельном участке.
Рассмотрев данное заявление, администрация города Смоленска письмом от 05.03.2015 N 23/0898-исх отказало ЗАО "Полимер" в выдаче разрешения на строительство, мотивировав свой отказ несогласованием с МКП "Зеленстрой" сводного плана инженерных сетей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ЗАО "Полимер" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подпунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства, реконструкцию.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи органы. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 Кодекса), положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен запрет на истребование у заявителя иных документов для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство обязан совершить следующие действия: 1) провести проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) провести проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; 3) выдать заявителю разрешение на строительство либо отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужило отсутствие согласования сводного плана инженерных сетей с МКП "Зеленстрой".
Согласно письму МКП "Зеленстрой" от 17.12.2014 N 414, направленному в адрес ЗАО "Полимер", согласование сводного плана инженерных сетей "Многоэтажный гараж - стоянка на пересечении улиц 25 Сентября - Попова в г. Смоленске" невозможно по причине нахождения данной территории в санитарно-защитной зоне ОАО "ПО "Кристалл" согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленые насаждения подлежат охране.
Предварительным обследованием установлено, что на запрашиваемой территории произрастает 142 дерева (в том числе ценных (береза) и особо ценных пород (липа, клен, ясень)), являющихся санитарно-защитным экраном, отделяющим городскую жилую застройку от промышленных производственных объектов.
Данные обстоятельства имеют важное градостроительное и экологическое значение.
Таким образом, исходя из полномочий, предусмотренных уставом, МКП "Зеленстрой" отказывает в согласовании сводного плана инженерных сетей.
Также МКП "Зеленстрой" сообщило, что общество может выступить с инициативой проведения публичных слушаний по данному вопросу и в дальнейшем получить разрешение на строительство, выдаваемое администрацией г. Смоленска.
Между тем, как справедливо указал суд первой инстанции, статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность общества согласовывать сводный план инженерных сетей с МКП "Зеленстрой".
Как верно отмечено судом первой инстанции, данное требование администрации противоречит пунктам 7 и 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку ставит в обязанность заявителю предоставить документ, не предусмотренный частью 7 настоящей статьи.
Признавая несостоятельной ссылку администрации на пункт 3.1 раздела 3 Правил производства земляных работ на территории города Смоленска, утвержденных постановлением Главы города Смоленска от 18.06.2004 N 1183, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу пунктов 3.1, 3.1.5 указанных Правил все проекты и рабочая документация, связанные с производством работ по прокладке, устройству и ремонту подземных и наземных сетей и сооружений, трамвайных путей, строительству автомобильных стоянок, АЗС, объектов сервиса, торговых павильонов, рынков, жилых и нежилых строений, временных ограждений и постоянных заборов подлежат обязательному согласованию с МКП города Смоленска "Зеленстрой" - при проектировании и строительстве в зоне зеленых насаждений.
Постановлением администрации города Смоленска от 25.04.2011 N 732-адм утвержден устав МБУ "Зеленстрой", в разделе 2 которого указаны цель, предмет и виды деятельности учреждения.
К одному из видов деятельности учреждения относится согласование проектов, схем прокладки коммуникаций подземных и наземных, схем расположения земельных участков на кадастровом плане территорий (пункт 2.4.1 устава).
Между тем, как справедливо указал суд первой инстанции, вышеуказанные Правила регламентируют порядок выдачи разрешений на производство земляных работ на территории города Смоленска, а не выдачи разрешения на строительство в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Результатом соблюдения порядка выдачи разрешения на производство земляных работ является соответствующий ордер.
С учетом этого суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что несоблюдение установленного порядка влечет невыдачу ордера на производство земляных работ, тогда как с получением разрешения на строительство капитального объекта данные Правила напрямую не связаны.
Судом первой инстанции также справедливо отмечено, что данные Правила не могут подменять собой положения Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется земельный участок для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о неправомерности отказа администрации в выдаче разрешения на строительство по вышеуказанным основаниям является правильным.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должна содержать указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях восстановления нарушенных прав общество просило возложить на администрацию города Смоленска обязанность выдать разрешение на строительство объекта.
Судом установлено, что обществом были представлены в администрацию, а впоследствии в суд следующие документы: правоустанавливающий документ на земельный участок - договор аренды земельного участка, заключенный между ЗАО "Полимер" и департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области от 21.05.2009 N 721/з (в судебном заседании в суде первой инстанции стороны подтвердили, что данный договор является действующим; земельный участок свободен от застройки; ограничений в использовании или обременений не имеется); проектная документация "Многоэтажный гараж-стоянка на пересечении улиц 25 Сентября - Попова в г. Смоленске" раздел 1. Пояснительная записка. Схема планировочной организации земельного участка 04/2014-ПЗ, ПЗУ Том 1, включающая в себя: пояснительную записку; градостроительный план земельного участка; схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проектная документация "Многоэтажный гараж-стоянка на пересечении улиц 25 Сентября - Попова в г. Смоленске" раздел 7. Проект организации строительства.04/2014-ПОС том 7 с согласованием администрации Промышленного района г.Смоленска; проектная документация "Многоэтажный гараж-стоянка на пересечении улиц 25 Сентября - Попова в г. Смоленске" раздел 2. Архитектурные решения 04/2014-АР Том 2; нотариально заверенная копия сводного плана инженерных сетей с согласованиями со всеми заинтересованными организациями; заверенные копии документов, подтверждающие полномочия и.о. генерального директора ЗАО "Полимер"; заверенная копия письма заместителя главы администрации г. Смоленска по архитектуре, строительству и землеустройству от 30.01.2015 N 23/0321-исх; заверенная копия письма МКП "Зеленстрой" от 17.12.2014 исх. N 414; а также договор взаимных обязательств между ЗАО "Полимер" и филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго" от 30.10.2014 N 142, договор взаимных обязательств N 1 между ЗАО "Полимер" и филиалом ООО КФ "Кристалл" от 16.02.2015; договор взаимных обязательств N 2 между ЗАО "Полимер" и ООО КФ "Кристалл" от 16.02.2015; договор взаимных обязательств N 3 между ЗАО "Полимер" и ООО КФ "Кристалл".
Как верно отметил суд первой инстанции, из представленной проектной документации следует, что планируемый к строительству объект будет являться двухэтажным, общей площадью 1 484,5 кв. м и не относится к особо опасным и технически сложным (пункт 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и уникальным объектам (высота надземного этажа до 9 300 мм, заглубление подземной части 3600 мм), в связи с чем проведение экспертизы в порядке статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении проектной документации объекта не требуется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о представлении обществом в администрацию всех документов, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное обществом требование.
Между тем, поскольку весь необходимый для получения разрешения пакет документов был возвращен обществу, то, как справедливо указал суд первой инстанции, выдача разрешения на строительство администрацией в отсутствие данных документов не может быть произведена; действия администрации по выдаче разрешения на строительство будут возможны только после представления ЗАО "Полимер" в адрес ответчика ранее предоставленных и возвращенных документов, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доводы администрации города Смоленска, заявленные в апелляционной жалобе, являлись обоснованием ее позиции по делу и не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.07.2015 по делу N А62-2104/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Смоленска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2104/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21 марта 2016 г. N Ф10-360/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Полимер"
Ответчик: Администрация города Смоленска
Третье лицо: Зернова И В
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2016 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-2104/15
21.03.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-360/16
18.11.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5642/15
27.07.2015 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-2104/15