г. Челябинск |
|
18 ноября 2015 г. |
Дело N А76-12848/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Деевой Г.А., Фотиной О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леонченко Д.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Миасского городского округа "Городское хозяйство" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.08.2015 по делу N А76-12848/2015 (судья Первых Н.А.).
В заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Миасский машиностроительный завод"- Вареник И.Ю. (паспорт, доверенность от 15.07.2015);
муниципального унитарного предприятия Миасского городского округа "Городское хозяйство" - Биктимиров Е.А. (паспорт, доверенность от 17.07.2015).
Акционерное общество "Миасский машиностроительный завод" (далее - АО "ММЗ", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию Миасского городского округа "Городское хозяйство" (далее - МУП МГО "Городское хозяйство", ответчик) о понуждении к заключению договора поставки тепловой энергии и теплоносителя в целях компенсации потерь на условиях, изложенных в проекте договора от 01.01.2015 N 943/45/КП.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.08.2015 заявленные требования удовлетворены, суд обязал МУП МГО "Городское хозяйство" в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить договор поставки тепловой энергии в целях компенсации потерь от 01.01.2015 N 943/45КП на условиях, изложенных в проекте договора от 01.01.2015 N 943/45/КП (л.д. 94-104).
Не согласившись с решением суда первой инстанции МУП МГО "Городское хозяйство" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал на то, что предмет спорного договора поставки тепловой энергии в целях компенсации потерь от 01.01.2015 N 943/45/КП не основан на законе, поскольку МУП МГО "Городское хозяйство" будучи теплосетевой организацией, не может являться покупателем тепловой энергии, так как АО "ММЗ" являясь теплоснабжающей организацией, продает тепловую энергию населению и юридическим лицам, за что получает денежные средства и не предъявляет ни каких счетов на оплату МУП МГО "Городское хозяйство" за тепловую энергию.
По смыслу закона договор на компенсацию потерь предусматривает убытки истца, полученные по вине ответчика. На момент направления истцом проекта договора 01.01.2015 потерь в тепловых сетях ответчика не было, так как обязательный договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии N 942/45ПТЭ был заключен 01.01.2015.
Податель жалобы полагает, что поскольку в отличие от истца, у МУП МГО "Городское хозяйство" не имеется заключенных договоров с конечными потребителями, то у него отсутствует обязанность по возмещению потерь тепловой энергии в его сетях.
По мнению ответчика в пределах утвержденных тарифов на передачу тепловой энергии возвращению подлежат только нормативы технологических потерь, на которые и можно заключать договор, предусмотренный законом. Сверхнормативные (фактические) потери тепловой энергии следует относить к убыткам, возникающим вследствие ненадлежащего содержания тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений. В законодательстве о теплоснабжении отсутствуют специальные нормы, регулирующие вопросы распределения убытков в виде стоимости фактических потерь энергии между участниками процесса теплоснабжения. В связи с этим, как следствие, истцом, как теплоснабжающей организацией, навязывается ответчику, как теплосетевой организации, невыгодный договор.
МУП МГО "Городское хозяйство" указывает на то, что в утвержденном судом проекте договора истца нет сведений о том, что все многоквартирные дома, к которым подходят сети, оборудованы приборами учета, в связи с чем невозможно произвести расчет потерь, установить температурный режим и график и определить стоимость сверхнормативных потерь тепловой энергии.
Также податель жалобы указывает, что в тариф истца уже заложены нормативные потери тепловой энергии.
Кроме того, суд первой инстанции не дал должной оценки письменному возражению ответчику который ссылался на существующую судебную практику.
МУП МГО "Городское хозяйство" считает, что обязанность по компенсации потерь тепловой энергии не может быть возложена на ответчика, так как в силу Закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" заключение спорного договора не является для него обязательным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
От АО "ММЗ" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы, истец просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, и правильно установлено арбитражным судом первой инстанции, между АО "ММЗ" (теплоснабжающая организация) и МУП МГО "Городское хозяйство" (теплосетевая организация) подписан договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 01.01.2015 N 942/45ПТЭ (л.д. 18-24).
В соответствии с п. 2.1 договора теплосетевая организация оказывает теплоснабжающей организации услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям в пределах границ эксплуатационной ответственности сетей теплоснабжающей организации с сетями теплосетевой организации в пределах границ эксплуатационной ответственности теплосетевой организации, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать оказанные услуги в порядке и на условиях договора.
Согласно п. 5.9 договора порядок компенсации теплосетевой организацией объема сверхнормативных потерь определяется отдельным договором поставки тепловой энергии в целях компенсации потерь.
АО "ММЗ" направило в адрес МУП МГО "Городское хозяйство" письмо от 29.01.2015 N 45-59/ЭР с договором оказания услуг по передаче тепловой энергии в целях компенсации потерь от 01.01.2015 N 943/45ПТЭ с приложениями, с предложением подписать указанные договор и приложения, скрепить печатью и вернуть в адрес АО "ММЗ" (л.д. 36-37).
Согласно почтовому уведомлению, указанное письмо с договором вручено ответчику 11.02.2015 (л.д. 38-39).
МУП МГО "Городское хозяйство" направило в адрес АО "ММЗ" письмо от 11.03.2015 N 49, в котором указало, что подписание договора от 01.01.2015 N 943/45ПТЭ не является обязательным для ответчика и данный договор, по сути, является кабальным для МУП МГО "Городское хозяйство", что приведет к банкротству предприятия (л.д. 40).
В связи с тем, что ответчик отказался от подписания проекта договора N 943/45ПТЭ, истец обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик, как теплосетевая организация, в силу прямого указания закона несет обязанность по уплате потерь тепловой энергии, вырабатываемой истцом, как теплоснабжающей организацией, через принадлежащие ответчику сети и теплотехническое оборудование, и в силу закона обязан заключить договор поставки тепловой энергии в целях компенсации потерь.
Данные выводы суда первой инстанции являются верными.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.
Из п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно п. 11, 16 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Постановлением Главы Администрации Миасского городского округа Челябинской области от 11.10.2013 N 6442 АО "ММЗ" наделено статусом единой теплоснабжающей организации.
МУП МГО "Городское хозяйство" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии потребителям, в связи с чем истец и ответчик являются субъектами розничного рынка теплоэнергии и сторонами договора оказания услуг по передаче тепловой энергии.
Пунктом 4 ст. 15 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 13 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном ст. 15 данного Федерального закона.
Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения (ч. 11 ст. 15 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с положениями п. 54 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808) по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя для компенсации потерь единая теплоснабжающая организация (поставщик) определяет объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях определяется единой теплоснабжающей организацией за расчетный период на основании данных коммерческого учета тепловой энергии, собранных самостоятельно, а также предоставленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, тепловые сети которых технологически присоединены к ее тепловым сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче тепловой энергии, или расчетным способом. На основании указанных данных единая теплоснабжающая организация представляет теплосетевой организации данные о величине потерь тепловой энергии и теплоносителя.
Потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам). В случае если единая теплоснабжающая организация не владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, она закупает тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для компенсации потерь у владельцев источников тепловой энергии в системе теплоснабжения на основании договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (п. 55 Правил N 808).
Таким образом, в силу прямого указания закона теплосетевая организация несет обязанность по оплате потерь тепловой энергии, возникающих при передаче тепловой энергии, вырабатываемой теплоснабжающей организацией, через принадлежащие теплосетевой организации сети и теплотехническое оборудование.
Суд, проанализировав текста представленного ответчику для заключения договора, правомерно пришел к выводу о том, что спорный договор соответствует обязательным для сторон правилам, установленным законом ч. 8 ст. 15 Закона о теплоснабжении и разделу III Правил N 808, и удовлетворил требования истца.
Довод о том, что предмет спорного договора от 01.01.2015 N 943/45/КП не основан на законе, поскольку МУП МГО "Городское хозяйство" будучи теплосетевой организацией, не может являться покупателем тепловой энергии, судом апелляционной инстанции отклоняется, так как по условиям данного договора МУП МГО "Городское хозяйство" выступает в качестве покупателя теплоэнергии только в объемах, необходимых для компенсации потерь в его тепловых сетях. Обязательство по компенсации потерь в тепловых сетях, возникает у ответчика в силу ч. 11 ст. 15 Закона о теплоснабжении.
Довод о том, что на момент направления истцом проекта договора 01.01.2015 потерь в тепловых сетях ответчика не было, так как обязательный договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии N 942/45ПТЭ был заключен 01.01.2015, судом апелляционной инстанции не принимается, так как, проект договора N 943/45КП, был направлен истцом ответчику во исполнение условий п. 5.9 договора N 942/45ПТЭ, подписанного сторонами без разногласий. Первичных документов, содержащих информацию об объеме сверхнормативных потерь, ответчику не выставлялось. Таким образом, подписывая спорный договор, стороны должны были согласовать обязательства, подлежащие исполнению в будущем.
Ссылка на то, что поскольку у МУП МГО "Городское хозяйство" не имеется заключенных договоров с конечными потребителями, то у него отсутствует обязанность по возмещению потерь тепловой энергии в его сетях, подлежит отклонению, так как ни договором от 01.01.2015 N 942/45ПТЭ, ни действующим законодательством, не предусмотрено условие о заключении сетевой организацией договоров с конечными потребителями для компенсации тепловых потерь в своих сетях.
Утверждение ответчика о том, что сверхнормативные (фактические) потери тепловой энергии следует относить к убыткам, возникающим вследствие ненадлежащего содержания тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений, и что в законодательстве о теплоснабжении отсутствуют специальные нормы, регулирующие вопросы распределения убытков в виде стоимости фактических потерь энергии между участниками процесса теплоснабжения, судом апелляционной инстанции отклоняется, так как именно на МУП МГО "Городское хозяйство", как на сетевую организацию, возлагается обязанность содержанию в надлежащем состоянии, и эксплуатации объектов теплосетевого хозяйства, в связи с чем, от качества исполнения ответчиком указанных обязательств зависит размер фактических потерь. Таким образом, МУП МГО "Городское хозяйство" является лицом, на которое возлагается обязанность по компенсации сверхнормативных потерь в тепловых сетях.
Довод о том, что в спорном проекте договора нет сведений о том, что все многоквартирные дома, к которым подходят сети, оборудованы приборами учета, в связи с чем невозможно произвести расчет потерь, установить температурный режим и график и определить стоимость сверхнормативных потерь тепловой энергии, отклоняется, так как количество тепловой энергии, поставляемой покупателю в целях компенсации потерь в тепловых сетях покупателя определяется поставщиком на основании данных коммерческого учета тепловой энергии, зафиксированных в актах приема-передачи тепловой энергии, подписанных сторонами в рамках договора от 01.01.2015 N 942/45ПТЭ. Порядок учета объема услуг по передаче тепловой энергии установленный в договоре от 01.01.2015 N 942/45ПТЭ, ответчиком не оспаривался.
Довод подателя жалобы на то, что в тариф истца уже заложены нормативные потери тепловой энергии, судом апелляционной инстанции не принимается, так как договор от 01.01.2015 N 943/45/КП предполагает компенсацию сверхнормативных потерь, количество которых определяется по формуле изложенной в п. 3.3 спорного договора.
Ссылка на то, что суд первой инстанции не дал должной оценки письменному возражению ответчика, который ссылался на существующую судебную практику, не может быть принята во внимание, исходя из того, что суд в каждом деле устанавливает фактические обстоятельства и применяет к ним положения действующего законодательства с учетом представленных доказательств.
Указание на то, что обязанность по компенсации потерь тепловой энергии не может быть возложена на ответчика, так как в силу Закона о теплоснабжении заключение спорного договора не является для него обязательным, подлежит отклонению, так как данная обязанность установлена ч. 11 ст. 15 Закона о теплоснабжении и согласована сторонами в п. 5.9 договора от 01.01.2015 N 942/45ПТЭ, таким образом, заключение между истцом и ответчиком договора поставки тепловой энергии с целью компенсации потерь является обязательным.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации остаются на подателе апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.08.2015 по делу N А76-12848/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Миасского городского округа "Городское хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
Г.А. Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-12848/2015
Истец: ОАО "МИАССКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: МУП МИАССКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"