г. Киров |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А29-5194/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Дружинина А.В., действующего на основании доверенности от 01.06.2015,
представителя ответчика - Сологуб А.П., действующей на основании доверенности от 10.08.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сыктывкару
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.07.2015 по делу N А29-5194/2015, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТрансСтрой" (ОГРН: 1141101001084, ИНН: 1101148140)
к Регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сыктывкару,
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сыктывкару
и к Министерству внутренних дел по Республике Коми
о признании незаконными действий должностных лиц и восстановлении регистрации транспортных средств,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТрансСтрой" (далее - заявитель, Общество, ООО "ТрансСтрой") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными действий Регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сыктывкару (далее - ответчик, РЭО ГИБДД УМВД РФ по г.Сыктывкару), выразившихся в прекращении регистрации принадлежащих Обществу транспортных средств: HOWO ZZ3327N3847C, гос.номер о432нр 11, VINLZZSEMND6 CA713011, 2012 года выпуска; HOWO ZZ3327N3847C, гос.номер о433нр11, VIN LZZSEMND6CA713283, 2012 года выпуска; HOWO ZZ3327N3847C, гос.номер о434нр11, VIN LZZSEMND8CA713012, 2012 года выпуска, и о понуждении ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определением суда первой инстанции от 02.07.2015 (л.д.39-40) к участию в деле в качестве соответчиков в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сыктывкару (далее - УМВД по г.Сыктывкару), Министерство внутренних дел по Республике Коми (далее - МВД по Республике Коми).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.07.2015 заявленные требования удовлетворены, суд первой инстанции признал оспариваемые действия ответчика незаконными и обязал его в течение 10 (десяти) дней с момента вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ТрансСтрой" путем восстановления регистрационного учета спорных транспортных средств.
РЭО ГИБДД УМВД РФ по г.Сыктывкару с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, обжалуемое решение суда первой инстанции основано на неправильном применении норм материального права и нарушает единообразие в их толковании и применении. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что поскольку сертификаты соответствия, на основании которых были выданы паспорта спорных транспортных средств, отменены, то, в силу закона, упомянутые паспорта транспортных средств признаются недействительными. Следовательно, как утверждает заявитель жалобы, у РЭО ГИБДД УМВД РФ по г.Сыктывкару имелись основания для аннулирования регистрации спорных транспортных средств. В подтверждение названной позиции РЭО ГИБДД УМВД РФ по г.Сыктывкару ссылается на сложившуюся судебную практику по аналогичным делам.
Более подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
ООО "ТрансСтрой" в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МВД по Республике Коми в отзыве находит апелляционную жалобу правомерной и обоснованной, настаивает на ее удовлетворении.
Судебное заседание, назначенное на 07.10.2015, в порядке статьи 158 АПК РФ было отложено на 12.11.2015.
УМВД по г.Сыктывкару и МВД по Республике Коми своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей УМВД по г.Сыктывкару и МВД по Республике Коми.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании договоров купли-продажи от 22.04.2014 N 31/04-14КП, N 32/04-14КП и N 33/04-14КП (л.д.48, 50, 52), ООО "ТрансСтрой" приобрело в собственность транспортные средства HOWO ZZ3327N3847C, VIN LZZSEMND6CA713011, 2012 года выпуска, по цене 827180 рублей; HOWO ZZ3327N3847C, VIN LZZSEMND6CA713283, 2012 года выпуска, по цене 827 180 рублей; HOWO ZZ3327N3847C, VIN LZZSEMND8CA713012, 2012 года выпуска, по цене 828 360 рублей. Указанные транспортные средства переданы Обществу по актам приема-передачи от 22.04.2014 (л.д.49, 51, 53).
25.04.2014 ГИБДД УМВД РФ по г.Сыктывкару выданы свидетельства о регистрации упомянутых транспортных средств, что отражено в каждом из трех паспортов транспортного средства (л.д.9-11).
Данные транспортные средства выпущены в обращение Благовещенским таможенным постом (Амурская область, г. Благовещенск, ул. Пушкина, 46), которым были выданы паспорта транспортного средства: N N 28 УВ 117459 (выдан 16.04.2012), 28 УВ 117466 (выдан 16.04.2012), 28 УВ 117529 (выдан 18.04.2012).
При таможенном оформлении указанных транспортных средств были представлены сертификаты соответствия: N N C-CN.АВ23.А10595 (учетный номер бланка ТР 1319575); CCN.АВ23.А10593 (учетный номер бланка ТР 1319573); C-CN.АВ23.А10594 (учетный номер бланка ТР 1319574), которые выданы органом сертификации, а именно: обществом с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест" (далее - ООО "Магадан-Тест"), обществу с ограниченной ответственностью "РосТехТранс", осуществившему таможенное оформление спорных транспортных средств, на основании актов экспертизы технической документации от 10.04.2012 N 4983/23, N 4984/23 и N 4985/23 Срок действия всех сертификатов соответствия - с 10.04.2012 по неопределенное время.
22.04.2015 в адрес ООО "ТрансСтрой" поступили письменные уведомления ОГИБДД по г. Сыктывкару о том, что 09.04.2015 регистрация транспортных средств (HOWO ZZ3327N3847C, гос.номер о432нр11, VIN LZZSEMND6 CA713011, 2012 года выпуска; HOWO ZZ3327N3847C, гос.номер о433нр 11, VIN LZZSEMND6CA713283, 2012 года выпуска; HOWO ZZ3327N3847C, гос.номер о434нр 11, VIN LZZSEMND8CA713012) признана недействительной в связи с отменой действия сертификатов соответствия (л.д.12-14). Недействительной (аннулированной, прекращенной) регистрация транспортных средств признана в соответствии с пунктом 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23.06.2005 N 496/192/134 (далее - Положение о ПТС), пунктом 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила регистрации).
Полагая, что действия ОГИБДД по г. Сыктывкару, выразившиеся в прекращении регистрации транспортных средств не соответствуют положениям действующего законодательства и, как следствие, нарушают права и законные интересы заявителя, ООО "ТрансСтрой" обратилосб в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением (л.д.5-7).
Придя к выводу о правомерности заявленных требований суд первой инстанции удовлетворил их, признав оспариваемые действия ответчика незаконными и обязав его в течение 10 (десяти) дней с момента вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ТрансСтрой" путем восстановления регистрационного учета спорных транспортных средств.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам, подлежат государственной регистрации.
Согласно пункту 4 данного постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), определяющим правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и устанавливающим порядок регистрации транспортных средств.
Пункт 3 статьи 15 Закона N 196-ФЗ связывает допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов и запрещает регистрацию транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
При этом пунктом 1 указанной нормы Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Из приведенной правовой нормы следует, что реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с техническими параметрами предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, поэтому регистрация транспортных средств, которая невозможна без наличия сертификата соответствия, является обязательным условием для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении. Отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства, установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации.
Из уведомлений ОГИБДД по г. Сыктывкару от 13.04.2015 N 28/7-14539, N 28/7-14558 и N 28/7-14560 о признании недействительной (аннулированной, прекращенной) государственной регистрации принадлежащих Обществу транспортных средств усматривается, что единственным основанием для совершения регистрирующим органом данных действий явилось принятие органом сертификации решений об отмене действия сертификатов соответствия на спорные транспортные средства.
Согласно пункту 1 Положения о ПТС паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.
В силу пункта 2 названного Положения паспорта выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более, прицепы к ним, подлежащие регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, и на шасси транспортных средств, не входящие в комплект транспортного средства, принадлежащие юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, а также лицам без гражданства в порядке, установленном данным Положением.
В соответствии с пунктом 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 (действовавшего в период получения Обществом паспортов транспортных средств), сертификат соответствия (свидетельство о безопасности) является документом, свидетельствующим о возможности допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и возможности осуществления учета транспортных средств на территории Российской Федерации.
Как следует из взаимной связи и совокупности представленных в материалы дела доказательств, действие сертификатов соответствия N C-CN.АВ23.А10595 (учетный номер бланка ТР 1319575), N CCN.АВ23.А10593 (учетный номер бланка ТР 1319573), N C-CN.АВ23.А10594 (учетный номер бланка ТР 1319574), выданных в отношении спорных транспортных средств, прекращены органом по сертификации продукции ООО "Магадан-Тест". Данное обстоятельство также подтверждается сведениями, содержащимися в Едином реестре сертификатов соответствия, находящимися в свободном доступе на сайте Росаккредитации в сети "Интернет".
Таким образом, представленные для получения паспортов транспортных средств на принадлежащие заявителю автомобили марки HOWO ZZ3327N3847C сертификаты соответствия более не подтверждают соответствие данных транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения.
В подпункте "з" пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" отмечено, что Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 72 Положения о ПТС выданный паспорт признается недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
При этом паспорт подлежит сдаче в указанное подразделение Госавтоинспекции. Несданные паспорта выставляются в розыск.
В пункте 51 Правил регистрации указано, что при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 данных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
Пункт 3 Правил регистрации связывает невозможность проведения регистрационных действий с транспортными средствами с представлением документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что представленные сертификаты соответствия не подтверждают соответствие принадлежащих заявителю транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения, прекращение ответчиком регистрации транспортных средств и признание недействительными выданных на основании таких сертификатов соответствия паспортов транспортных средств является правомерным и соответствует требованиям пунктов 3, 51 Правил регистрации.
Суд апелляционной инстанции также обращает внимание на то, что вне зависимости от того, что основания для прекращения действия сертификатов соответствия прямого отношения к техническому состоянию транспортных средств не имеют, рассмотренные в данном случае обстоятельства являются основанием для прекращения регистрации транспортных средств, которое в свою очередь исключает возможность эксплуатации транспортного средства и является законным ограничением правомочий собственника транспортного средства, установленным Законом N 196-ФЗ.
Обществом, в нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ, не представлено доказательств того, что оспариваемые действия противоречат закону и нарушают права заявителя. При этом необходимо учитывать, что прекращение регистрации в данном случае не является бесповоротным юридическим фактом, не выступает непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства. Для этого необходимо установить соответствие созданного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения согласно техническому регламенту.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, вывод арбитражного суда о незаконности оспариваемых действий ответчика суд апелляционной инстанции находит ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права, а также не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, что в силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, апелляционная жалоба РЭО ГИБДД УМВД РФ по г.Сыктывкару подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.07.2015 - отмене.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе ответчика в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сыктывкару удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.07.2015 по делу N А29-5194/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ТрансСтрой" о признании незаконными действий Регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сыктывкару, выразившихся в прекращении регистрации принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью "ТрансСтрой" транспортных средств: HOWO ZZ3327N3847C, гос.номер о432нр 11, VIN LZZSEMND6 CA713011, 2012 года выпуска; HOWO ZZ3327N3847C, гос.номер о433нр 11, VIN LZZSEMND6CA713283, 2012 года выпуска; HOWO ZZ3327N3847C, гос.номер о434нр 11, VIN LZZSEMND8CA713012, 2012 года выпуска, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5194/2015
Истец: ООО "ТрансСтрой"
Ответчик: МВД по Республике Коми, МВД по РК, ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару, РЭО ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару, Управление МВД по г. Сыктывкару