Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2016 г. N Ф07-2546/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
16 ноября 2015 г. |
Дело N А42-1326/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явились-извещены (уведомление N 15670);
от ответчика: не явились- извещены (уведомление N 15667);
от третьих лиц: не явились- извещены (уведомление N 15669,15668,15665);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-22733/2015, 13АП-22735/2015) Администрации муниципального образования Кандалакшский район и МКУ "Управление коммунальным хозяйством" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.07.2015 по делу N А42-1326/2015 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по заявлению Администрации муниципального образования Кандалакшский район
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
третьи лица: Муниципальное казенное учреждение "Управление коммунальным хозяйством", ООО "Гарант-Авто", индивидуальный предприниматель Княжев Дмитрий Анатольевич
о признании незаконным решения и предписания
установил:
Администрация муниципального образования Кандалакшский район (184040, Мурманская обл., г.Кандалакша, ул. 34, ОГРН 1025100536471, далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (183038, г.Мурманск, ул.Книповича, д.9а, далее - антимонопольный орган) от 02.12.2014 по делу N 31 о нарушении антимонопольного законодательства.
В обоснование заявленных требований заявитель, ссылаясь на положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон Мурманской области от 13.07.2009 N 1133-01-3MO "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области", Порядок проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения автомобильным и маршрутным таксомоторным транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных пассажирских перевозок, в том числе, на социально значимых муниципальных маршрутах, на территории муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района, утвержденный постановлением Администрации муниципального образования Кандалакшский район от 11.04.2013 N 621, указал на недоказанность УФАС вменяемого нарушения антимонопольного законодательства. Считает, что констатация тех или иных действий органа местного самоуправления, препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания Администрации нарушившей требования антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное казенное учреждение "Управление коммунальным хозяйством" (далее - МКУ "Управление коммунальным хозяйством", Учреждение), ООО "Гарант-Авто", индивидуальный предприниматель Княжев Дмитрий Анатольевич.
Решением суда первой инстанции Администрации в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация муниципального образования Кандалакшский район и МКУ "Управление коммунальным хозяйством" направили апелляционные жалобы, в которых просили решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и антимонопольный орган не доказал факт нарушения Администрацией антимонопольного законодательства.
В судебное заседание представители сторон и третьих лиц не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 03.04.2014 Администрацией муниципального образования Кандалакшский район на официальном сайте в сети Интернет (www.zakupki.ru) было размещено извещение о проведении открытого конкурса на предмет заключения договора о транспортном обслуживании населения по муниципальным маршрутам: N 1 "КАЗ - Кольцевая"; маршрут N 4 "Центральная площадь - ДРСУ"; маршрут N 103 "Кандалакша - Лупче-Савино-2"; маршрут N 106 "Кандалакша - Колвица"; маршрут N 115 "Кандалакша - Белое море".
Никто из участников не был допущен к участию в конкурсе, что отражено в протоколе рассмотрения заявок от 25.04.2014.
Итоговым протоколом от 25.04.2014 конкурсная комиссия признала конкурс несостоявшимся. Публикация названного протокола на официальном сайте осуществлена 30.04.2014, а публикация в газете "Нива" - 08.05.2014.
30.04.2014 Администрация заключила с ООО "Гарант-Авто" договоры на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам N 1, 103, 106, 115.
Индивидуальный предприниматель Княжев Д.А., как один из претендентов на участие в несостоявшемся конкурсе, обратился в УФАС по Мурманской области с заявлением о нарушении Администрацией антимонопольного законодательства при проведении конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения автомобильным и таксомоторным транспортом общего пользования на муниципальных пассажирских маршрутах на территории муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района в апреле 2014 г.: при последующем привлечении хозяйствующих субъектов путем заключения временных договоров о транспортном обслуживании в апреле-мае 2014 года.
Антимонопольным органом рассмотрено заявление предпринимателя Княжева Д.А. и принято решение о возбуждении дела N 26 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией и Учреждением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем необеспечения публичности, равенства доступа и объективности отбора ((оценки) при привлечении хозяйствующих субъектов для обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных пассажирских маршрутах муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района на условиях временного договора в связи с признанием конкурса несостоявшимся.
Решением Комиссии УФАС от 11.11.2014 по делу N 26 в действиях Администрации было установлено нарушение части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в установлении не обеспечивающего публичность, объективность отбора (оценки) и конкуренцию порядка привлечения хозяйствующих субъектов на условиях временного договора в случае признания несостоявшимся конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок, путем утверждения постановлением Администрации муниципального образования Кандалакшский район от 11.04.2013 N 621 пункта 6.8 Порядка проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения автомобильным и маршрутным таксомоторным транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных пассажирских перевозок, в том числе на социально значимых муниципальных маршрутах, на территории муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района.
Одновременно антимонопольным органом принято решение в силу части 1 статьи 47' Закона N 135-ФЗ о возбуждении (выделении в отдельное производство) дела N 31 по признакам нарушения Администрацией, Учреждением и ООО "Гарант-Авто" части 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (Приказ от 28.10.2014 N 164).
Решением Комиссии УФАС от 02.12.2014 по делу N 31 о нарушении антимонопольного законодательства в действиях Администрации, Учреждения, ООО "Гарант-Авто" признано нарушение пункта 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, направленного на привлечение ООО "Гарант-Авто" на муниципальные маршруты N 1, 103, 106, 115 на условиях временного договора без обеспечения публичности, конкуренции, объективной оценки и выбора перевозчика в апреле-мае 2014 года.
На основании указанного решения УФАС 02.12.2014 выдано предписание, согласно которому Администрация обязана в срок до 31.12.2014 проинформировать антимонопольный орган о результатах проведенных конкурсов на право заключения договора в отношении вышеназванных муниципальных маршрутов, а также о фактах привлечения перевозчиком на условиях временного договора на указанные маршруты, если такое привлечение имело место в период октябрь-декабрь 2014 г.
Администрация не согласилась с указанными решением и предписанием антимонопольного органа и обратилась в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела и усмотрев нарушения заявителем Закона о защите конкуренции, отказал Администрации в удовлетворении заявленных требований, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных и иных органов, если полагают, что такие акты не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
Согласно статье 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ установлен императивный запрет на заключение соглашений между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Из материалов дела следует, что обстоятельства, связанные с организацией и проведением конкурса в отношении муниципальных маршрутов N 1, 4, 103, 106, 115 на территории муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района были предметом рассмотрения арбитражным судом по делу N А42-797/2015 по заявлению Администрации о признании незаконными решения и предписания УФАС от 11.11.2014 по делу N 26 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 28.04.2015 по делу N А42-797/2015 Администрации в удовлетворении заявленных требований отказано.
При рассмотрении указанного дела судом было установлено, что вскрытие конвертов осуществлено конкурсной комиссией 25.04.2014 и оформлено соответствующим протоколом, из которого видно, что заявки на участие в данном конкурсе были направлены ООО "Гарант-Авто" и индивидуальным предпринимателем Княжевым Д.А. В связи с несоответствием заявок претендентов требованиям пункта 5.10 конкурсной документации, все заявки не были допущены к участию в конкурсе и в силу пункта 6.7 Порядка конкурс признан несостоявшимся (протокол от 25.04.2014).
28.04.2014 сопроводительным письмом N 413 Учреждение направило в адрес ООО "Гарант-Авто" и индивидуального предпринимателя Княжевым Д.А. копии итогового протокола конкурса. ООО "Гарант-Авто" получило указанный протокол 28.04.2014. В адрес предпринимателя Княжева Д.А. указанное письмо было направлено посредством почтового отправления 02.05.2014 и получено адресатом 05.05.2014. Публикация итогового протокола конкурса на официальном сайте муниципального образования была осуществлена 30.04.2014, в газете "Нива" - 08.05.2014.
Согласно пункту 6.8 Порядка в случае признания конкурса несостоявшимся, организатор конкурса заключает договор на осуществление пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах с перевозчиком, способным обеспечить выполнение соответствующих перевозок на данном маршруте, в объеме, предусмотренном конкурсной документацией, на срок не более шести месяцев, до определения победителя по итогам проведения очередного конкурса, на условиях, определенных по соглашению сторон.
Арбитражным судом по делу N А42-797/2015 установлено, что ООО "Гарант-Авто" 28.04.2014 обратилось в Учреждение о заключении договора на осуществление пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах N 1, 4, 103, 106, 115 и 30.04.2014 Администрацией были заключены договоры на осуществление пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах N 1, 103, 106, 115.
Индивидуальный предприниматель Княжев Д.А., получив 05.05.2014 итоговый протокол конкурса, также обратился в Учреждение с заявлением о заключении договора на осуществление пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах N 1, 4.
Судом по делу N А42-797/2015 была дана соответствующая оценка названным обстоятельствам и сделан вывод о несоблюдении Администрацией требований пункта 6.8 Порядка, договоры перевозки были заключены без обеспечения публичности, объективности отбора (оценки) претендентов и обеспечения добросовестной конкуренции.
Установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда обстоятельства по ранее рассмотренному делу в силу части 2 статьи 69 АПК РФ не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку вступившим в законную силу судебным актом по делу N А42-797/2015 установлено и подтверждено создание Администрацией, Учреждением и ООО "Гарант-Авто" возможности заключения и фактической реализации договоров перевозки по привлечению ООО "Гарант-Авто" на маршруты N 1, 103, 106, 115 в отсутствие обеспечения публичности, равенства доступа перевозчиков на товарный рынок, объективности оценки и выбора лучшего перевозчика, способного обеспечить выполнение перевозок, то судом первой инстанции сделаны правильные выводы о наличии ограничения конкуренции на товарном рынке транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах МО Кандалакшский район в апреле-мае 2014 года.
Суд первой инстанции обоснованно согласился с выводами антимонопольного органа о согласованности действий Учреждения, Администрации и ООО "Гарант-Авто", направленных на заключение 30.04.2014 с ООО "Гарант-Авто" и реализацию вышеуказанных договоров (временной) перевозки на муниципальные маршруты, свидетельствующих о создании для последнего преимущественных условий осуществления деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. Именно указанные действия названных лиц признаны нарушением антимонопольного законодательства (часть 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ), выразившемся в достижении и реализации ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок транспортного обслуживания муниципального образования.
Апелляционный суд находит несостоятельными доводы Администрации и Учреждения, указанные в апелляционных жалобах, поскольку они повторяют их позицию, изложенную в заявлении Администрации и озвученную в суде первой инстанции, которой судом дана полная объективная оценка, оснований для переоценки не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно оценил обстоятельства, установленные по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 20 июля 2015 года по делу N А42-1326/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации муниципального образования Кандалакшский район и Муниципального казенного учреждения "Управление коммунальным хозяйством"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1326/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2016 г. N Ф07-2546/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация муниципального образования Кандалакшский район
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
Третье лицо: ИП Князев Д. А., МКУ "Управление коммунальным хозяйством", ООО "Гарант-Авто"