город Ростов-на-Дону |
|
16 ноября 2015 г. |
дело N А53-9647/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Ломидзе О.Г., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Даниловым Е.С.,
при участии:
от истца: представителя Хаймурзина Р.М. по доверенности от 23.07.2015 N 64,
от ответчиков:
от МБУЗ "Городская больница скорой медицинской помощи": представителя Кузнецова С.К. по доверенности от 29.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" города Новочеркасска
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 12 августа 2015 года по делу N А53-9647/2015 (судья Димитриев М.А.)
по иску муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" города Новочеркасска (ИНН 6150020222, ОГРН 1026102225797)
к ответчикам: администрации города Новочеркасска Ростовской области (ИНН 6150022660, ОГРН 1026102224884), муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская больница скорой медицинской помощи" (ИНН 6150022117, ОГРН 1026102229372)
при участии третьих лиц: Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Новочеркасска, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Новочеркасского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
о признании права хозяйственного ведения на помещение встроенной котельной,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" (далее - истец, предприятие) обратилось с иском к администрации города Новочеркасска (далее - ответчик, администрация), муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская больница скорой медицинской помощи" (далее - ответчик, МБУЗ "Городская больница скорой медицинской помощи", учреждение) о признании права хозяйственного ведения на помещение встроенной котельной площадью 136,8 кв.м (кадастровый номер 61:55:0011404:178), расположенное по адресу: город Новочеркасск, улица Красноармейская, 30.
Исковые требования мотивированы тем, что спорное помещение является собственностью муниципального образования. Помещение передано в хозяйственное ведение предприятию на основании распоряжения КУМИ г. Новочеркасска N 216 от 16.12.2004. В последующем указанное помещение закреплено за предприятием в хозяйственное ведение распоряжением КУМИ г. Новочеркасска N 15 от 17.02.2012. На нежилое здание, в котором находится спорное помещение, зарегистрировано право оперативного управления учреждения на основании распоряжения КУМИ г. Новочеркасска N 193 от 24.10.2006. Спорное помещение находится в фактическом владении предприятия, которое с использованием котельной осуществляет хозяйственную деятельность.
Определением суда от 21.04.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Новочеркасска (далее - КУМИ г. Новочеркасска), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - Управление Росреестра по РО).
Решением суда от 12 августа 2015 года истцу в удовлетворении иска отказано.
Суд пришел к выводу, что действующее гражданское законодательство и практика его применения допускают предъявление субъектами ограниченных вещных прав исков о признании права хозяйственного ведения на недвижимое имущество с целью последующей государственной регистрации прав на указанное имущество в силу статей 8.1, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд установил, что спорный объект входит в состав нежилого здания с кадастровым номером 61:55:0011404:161 площадью 1617,9 кв.м, расположенного по адресу: г. Новочеркасск, ул. Красноармейская, д. 30. Выделение спорного объекта, несмотря на присвоение ему отдельного кадастрового номера, из указанного нежилого здания не осуществлялось. Признание каких-либо прав на спорное помещение встроенной котельной невозможно до выделения данного объекта из состава нежилого здания с кадастровым номером 61:55:0011404:161 площадью 1617,9 кв.м. Государственная регистрация за истцом права хозяйственного ведения на спорный объект возможна только после выделения спорного объекта из состава нежилого здания с кадастровым номером 61:55:0011404:161, регистрации права муниципальной собственности на спорный объект и вынесения распорядительного акта учредителя о закреплении спорного объекта за предприятием. До возникновения на спорный объект права собственности, которое может быть осуществлено либо путем признания права собственности в судебном порядке, либо посредством государственной регистрации права собственности во внесудебном порядке, возникновение ограниченного вещного права (права хозяйственного ведения) не представляется возможным. Вещь, не имеющая собственника, не может иметь обладателя ограниченного вещного права, поскольку последнее всегда является правом зависимым от права собственности. Внесение записи о праве хозяйственного ведения в такой ситуации является возможным, если в реестре содержится запись о праве собственности на объект недвижимости. Истцу для приобретения права хозяйственного ведения на помещение встроенной котельной необходимо обратиться с заявлением к собственнику нежилого здания о необходимости выделения из состава указанного здания помещения спорной котельной, изъятии указанного помещения из оперативного управления и передаче в хозяйственное ведение истцу. Только после этого возможна легитимация истца как обладателя права хозяйственного ведения на спорный объект.
Предприятие обжаловало решение в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- вывод суда о невозможности признания права до выделения спорного объекта из состава нежилого здания является неверным. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте недвижимости. Внесение в кадастр сведений о недвижимом имуществе подтверждает существование конкретного объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить этот объект недвижимого имущества в качестве индивидуально-определенной вещи,
- вывод суда о возможности признания права на спорный объект только после регистрации на него права муниципальной собственности основан на неправильном применении норм права. Согласно пункту 9 статьи 12 Федерального закона N 122-ФЗ о государственной регистрации в случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы Реестра и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами. Законом не предусмотрена новая процедура регистрации права собственности того же лица на выделенные объекты недвижимости с подачей заявления правообладателем о перерегистрации его права на выделенные объекты недвижимости,
- вывод суда о том, что для приобретения права хозяйственного ведения на спорный объект истцу необходимо обратиться к собственнику нежилого здания о выделении из состава здания спорного помещения, изъятии указанного помещения из права оперативного управления и передаче его в хозяйственное ведение является необоснованным. Спорное помещение в оперативное управление учреждению никогда не передавалось, а передача помещения в хозяйственное ведение предприятию состоялась.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу указала на правильность выводов суда первой инстанции и просила решение оставить без изменения.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснил, что спорное помещение находится в фактическом владении предприятия. Учреждение спорным помещением не владеет и не имеет в помещение доступа.
Представитель учреждения пояснил, что помещение котельной находится в фактическом владении истца. Учреждение не несет бремя содержания помещения. Просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Администрация и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика и третьих лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в собственности муниципального образования город Новочеркасск находится нежилое здание с кадастровым номером 61:55:0011404:161 площадью 1617,9 кв.м, расположенное по адресу: город Новочеркасск, улица Красноармейская, дом 30 (свидетельство о праве собственности от 27.05.2005 серии 61 АБ N 177793 - л.д. 34 том 1).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 61 N АГН 871027 от 28.02.2008 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 28.02.2008 внесена запись о регистрации на указанное здание права оперативного управления МБУЗ "Городская больница скорой медицинской помощи" (л.д. 35 том 1).
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что в состав здания с кадастровым номером 61:55:0011404:161 площадью 1617,9 кв.м входит встроенное помещение площадью 136,8 кв.м - котельная.
Распоряжением КУМИ г. Новочеркасска N 216 от 16.12.2004 помещение котельной с оборудованием, расположенное по ул. Красноармейская, 30, передано в хозяйственное ведение предприятию (л.д. 9 том 1). Передача помещения котельной и оборудования предприятию оформлены актами приема-передачи от 16.12.2004 (л.д. 10-16 том 1).
17.02.2012 КУМИ г. Новочеркасска принято распоряжение N 15 (л.д. 17 том 1) о закреплении на праве хозяйственного ведения за МУП "Тепловые сети" муниципального имущества на сумму 208 388 932 руб. 30 коп. согласно перечню, указанному в акте приема-передачи (л.д. 18-32 том 1). В составе переданного имущества в акте поименовано помещение встроенной котельной площадью 136,8 кв.м (литер К1).
Указанная котельная также поименована в перечне объектов недвижимого имущества, переданных в хозяйственное ведение МУП "Тепловые сети", являющимся приложением к уставу предприятия, утвержденному КУМИ г. Новочеркасска (л.д.59-63 том 1).
Котельная и входящее в ее состав оборудование приняты предприятием на учет (л.д. 65-75 том 1). С использованием котельной предприятие осуществляет уставную деятельность по производству, передаче и реализации тепловой энергии потребителям, что подтверждается представленными в материалы дела хозяйственными договорами.
При обращении в Управление Росреестра по РО предприятию отказано в регистрации права хозяйственного ведения на встроенное нежилое помещение площадью 136,8 кв.м (котельную) по мотиву вхождения указанного помещения в состав здания литер К, находящегося в оперативном управлении МБУЗ "Городская больница скорой медицинской помощи". Доказательства изъятия помещения из оперативного управления учреждения отсутствуют, одновременная передача помещения в хозяйственное ведение и оперативное управление законодательством не допускается.
В соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В пунктах 5 и 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/20 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (в редакции от 23.06.2015) разъяснено, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации. На основании пункта 4 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном статьей 305 ГК РФ. Если унитарное предприятие или учреждение обратилось в суд с иском о признании права хозяйственного ведения, оперативного управления или об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суду необходимо установить, находится ли спорное имущество в государственной или муниципальной собственности, и привлечь к участию в деле собственника унитарного предприятия или учреждения.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что действующее гражданское законодательство и практика его применения допускают предъявление субъектами ограниченных вещных прав исков о признании права хозяйственного ведения на недвижимое имущество с целью последующей государственной регистрации прав на указанное имущество в силу статей 8.1, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая предприятию в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что помещение встроенной котельной не выделено из состава нежилого здания с кадастровым номером 61:55:0011404:161 площадью 1617,9 кв.м, что препятствует признанию каких-либо прав на данное помещение. Государственная регистрация права хозяйственного ведения предприятия возможна только после выделения спорного объекта из состава нежилого здания с кадастровым номером 61:55:0011404:161, регистрации права муниципальной собственности на спорный объект и вынесения распорядительного акта учредителя о закреплении спорного объекта за предприятием.
По мнению суда первой инстанции, внесение записи о праве хозяйственного ведения на объект недвижимости возможно, если в реестре содержится запись о праве собственности на данный объект. Истцу для приобретения права хозяйственного ведения на помещение встроенной котельной площадью 136,8 кв.м необходимо обратиться с заявлением к собственнику нежилого здания с кадастровым номером 61:55:0011404:161 о необходимости выделения из состава указанного здания помещения спорной котельной, изъятии указанного помещения из оперативного управления и передаче в хозяйственное ведение и только после этого возможна легитимация истца как обладателя права хозяйственного ведения на спорный объект.
Данные выводы суда первой инстанции сделаны без учета положений Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ о государственной регистрации) и положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте недвижимости. Внесение в кадастр сведений о недвижимом имуществе подтверждает существование конкретного объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить этот объект недвижимого имущества в качестве индивидуально-определенной вещи.
Как было изложено выше, помещение котельной площадью 136,8 кв.м, ранее входившее в состав нежилого здания с кадастровым номером 61:55:0011404:161 площадью 1617,9 кв.м, выделено как самостоятельный объект, что подтверждается постановкой данного объекта 06.08.2010 на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 61:55:0011404:178 (л.д. 124-125 том 2).
В ЕГРП уже содержится запись о регистрации права собственности муниципального образования город Новочеркасск на нежилое здание с кадастровым номером 61:55:0011404:161 площадью 1617,9 кв.м, расположенное по адресу: город Новочеркасск, улица Красноармейская, дом.30 ( л.д. 34 том 1).
Выделенное помещение котельной и оставшаяся часть помещений в здании не является вновь созданными объектами недвижимости. Следовательно, при наличии в ЕГРП государственной регистрации права собственности на здание площадью 1617,9 кв.м, обособленная и индивидуализированная часть указанного здания площадью 136,8 кв.м могла быть передана в хозяйственное ведение без дополнительной государственной регистрации за муниципальным образованием права собственности на помещение котельной.
Согласно пункту 9 статьи 12 Федерального закона N 122-ФЗ о государственной регистрации в случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы Реестра и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами. В новых разделах ЕГРП и в новых делах правоустанавливающих документов делаются ссылки на разделы и дела, относящиеся к объектам недвижимого имущества, в результате действий с которыми внесены записи в новые разделы ЕГРП и открыты новые дела правоустанавливающих документов. В новых разделах ЕГРП и в новых делах правоустанавливающих документов делаются ссылки на разделы и дела, относящиеся к объектам недвижимого имущества, в результате действий с которыми внесены записи в новые разделы Единого государственного реестра прав и открыты новые дела правоустанавливающих документов.
Таким образом, Федеральным законом N 122-ФЗ о государственной регистрации не предусмотрена новая процедура регистрации права собственности того же лица на выделенные объекты недвижимости с подачей заявления правообладателем о перерегистрации его права на выделенные объекты недвижимости.
Факт получения МУП "Тепловые сети" во владение помещения встроенной котельной площадью 136,8 кв.м (литер К1) подтверждается актом приема-передачи здания от 16.12.2004 и актом приемки-передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение от 01.01.2012.
Факт владения предприятием помещением встроенной котельной подтверждается договорами теплоснабжения, заключенными МУП "Тепловые сети" с потребителями, подключенными к котельной. Представленными в материалы дела документами подтверждается, что у предприятия имеется штат работников, обслуживающих оборудование котельной. В материалы дела также представлены доказательства приобретения предприятием у третьих лиц электроэнергии и природного газа для обеспечения производства тепловой энергии для его поставки потребителям.
Представитель МУЗ "Городская больница скорой медицинской помощи" в судебном заседании апелляционной инстанции не отрицал, что учреждение никогда не вступало во владение помещением котельной и не несет бремя содержания данного помещения.
Представленным в материалы дела актом приемки-передачи муниципального имущества в оперативное управление от 01.10.2006 (л.д. 170 том 2) подтверждается, что учреждение фактически приняло от КУМИ г. Новочеркасска нежилое помещение, расположенное по ул. Красноармейской, 30 г. Новочеркасска, имеющее площадь 1481 кв.м (1617,9 кв.м - 136,8 кв.м).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что учреждение фактически не получило в оперативное управление спорное помещение котельной.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа предприятию в удовлетворении иска.
Решение суда подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, по делу надлежит принять новый судебный акт об удовлетворении иска МУП "Тепловые сети".
При обращении с апелляционной жалобой предприятию была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. Поскольку администрация освобождена от уплаты государственной пошлины в силу закона, государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию в бюджет не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12 августа 2015 года по делу N А53-9647/2015 отменить, принять новый судебный акт.
Признать за муниципальным унитарным предприятием "Тепловые сети" города Новочеркасска (ИНН 6150020222, ОГРН 1026102225797) право хозяйственного ведения на помещение встроенной котельной площадью 136,8 кв.м (кадастровый номер 61:55:0011404:178), расположенное по адресу: город Новочеркасск, улица Красноармейская, 30.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Авдонина |
Судьи |
О.Г. Ломидзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9647/2015
Истец: МУП "ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" Г. НОВОЧЕРКАССКА
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ Г. НОВОЧЕРКАССКА, Администрация города Новочеркасска Ростовской области, МУЗ "Городская больница скорой медицинской помощи", муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница скорой медицинской помощи"
Третье лицо: Комитет по Управлению Муниципальным Имуществом Администрации г. Новочеркасска, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Ноовочеркасска, Новочеркасский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (Новочеркасский отдел)