Москва |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А40-88494/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи А.С. Маслова,
судей П.А. Порывкина и М.С. Сафроновой
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.В. Дюдюшевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2015 по делу N А40-88494/15, принятое судьей А.В. Бедрацкой по заявлению Префектуры Центрального административного округа города Москвы к государственному учреждению - Московскму региональнму отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) о признании недействительным решения N 5 м/д от 13.04.2015 и требования N 7 м/д от 28.04.2015;
при участии в судебном заседании:
от ГУ - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) - Мешкова М.С. по дов. от 08.10.2014 б/н,
от Префектуры Центрального административного округа города Москвы - Шальнова С.П. по дов. от 12.08.2015,
от Департамента финансов г. Москвы - Зяббарова Е.Ю. по дов. от 18.12.2014 N 30-08-66/14.
УСТАНОВИЛ:
Префектура Центрального административного округа города Москвы (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с требованием о признании недействительными вынесенных Государственным учреждением - Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) (далее - заинтересованное лицо, фонд)решения от 13.04.2015 N 5 м/д о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 28.04.2015 N 7 м/д.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2015 заявление префектуры Центрального административного округа города Москвы удовлетворено, названные выше ненормативные акты фонда признаны недействительными.
Не согласившись с принятым судом решением, фонд обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе фонд ссылается на то, что Арбитражный суд города Москвы необоснованно руководствовался положениями Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с чем пришел к неправильному выводу о том, что выплаты, произведенные заявителем, за медицинское обслуживание являются компенсационными.
В судебном заседании представитель фонда апелляционную жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней. Просил оспариваемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя, а также представитель Департамента финансов города Москвы, привлеченного в деле в качестве третьего лица, на доводы апелляционной жалобы возражали, просили решение Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, в период с 15.01.2015 по 22.01.2015 фондом в префектуре Центрального административного округа города Москвы проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты, своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам проведения указанной проверки составлен акт от 20.03.2015 N 9 м/д, подписанный заявителем с разногласиями по пунктам 2.1, 2.3, 3 и 4.
После рассмотрения акта от 20.03.2015 N 9 в отношении заявителя вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 13.04.2015 N 5 м/д.
В соответствии с указанным решением установлены нарушения в части исполнения обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в связи с исключением префектурой Центрального административного округа города Москвы из облагаемой базы 8 093 736,23 руб. - выплаты компенсации за медицинское обслуживание государственным гражданским служащим и членам их семей (в части тех лиц, заработная плата которых непревысила установленную на соответствующий финансовый год предельную величину базы для начисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода), которые не поименованы в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).Кроме того, установлено исключение из облагаемой базы 4 315,10 руб. - сумма не принятых к зачету расходов (1 726,04 руб.) по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также сумму расходов (2 589,06 руб.), произведенных с нарушением действующего законодательства, выплаченных за счет средств работодателя.
В результате фонд доначислил страховые взносы в сумме 234 843,49 руб., пени в размере 626,39 руб., а также штрафные санкции в размере 46 968,70 руб.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных всоответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсацией являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных, предусмотренных федеральным законодательством обязанностей. При этом статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что помимо общих гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством, предусмотрены гарантии и компенсации в случае исполнения государственных или общественных обязанностей.
Компенсационные выплаты за медицинское обслуживание входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации затрат, связанных с замещением должностей государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и указом мэра города Москвы от 13.12.2005 N 83-УМ "О медицинском и санаторно-курортном обслуживании государственных служащих города Москвы".
Выплаты за медицинское обслуживание государственным гражданским служащим города Москвы относятся к компенсационным, поскольку направлены на восполнение физических и моральных затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей.
Статьей 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе города Москвы" предусмотрено предоставление государственным гражданским служащим дополнительных государственных гарантий, к которым согласно пунктам 3 и 8 названного указа мэра города Москвы относятся компенсационные выплаты за медицинское обслуживание государственных гражданских служащих и членов их семей.
Работники Префектуры Центрального административного округа города Москвы являются государственными гражданскими служащими, соответственно, на них распространяются положения федерального и московского законодательства в части предоставления гарантий, в том числе в части выплаты компенсации за медицинское обслуживание.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что компенсационные выплаты за медицинское обслуживание государственных гражданских служащих и членов их семей связаны с обеспечением гарантий замещения должностей государственной гражданской службы и исполнением должностных (трудовых) обязанностей.Вследствие установления компенсационных выплат за выполнение трудовых обязанностей на законодательном уровне указанные выплаты на основании пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Довод апелляционной жалобы о том, что не представлено доказательств направления выплаченных компенсационных сумм на восполнение государственным гражданским служащим его физических и моральных затрат, связанных с исполнением его служебных обязанностей, отклоняется как основанный на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с действующим законодательством страховые взносы не уплачиваются на выплаты, носящие единовременный либо компенсационный характер, в частности, на компенсацию за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении, различные виды денежных пособий, выдаваемых в качестве материальной помощи, компенсационные выплаты, связанные с командировочными расходами, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение, возмещение расходов по проезду, поощрительные выплаты (включая премии) в связи с юбилейными датами, днями рождения, за долголетнюю безупречную трудовую деятельность и в других аналогичных случаях.
При этом следует учитывать целевой характер компенсации за медицинское обслуживание, поскольку данная компенсация направлена на предоставление государственному служащему возможности самостоятельного выбора форм и способов лечения, в том числе, не только в период нахождения в отпуске, но и в период осуществления должностных полномочий государственного служащего.
В апелляционной жалобе фондом не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судом первой инстанции норм процессуального и материального права, в связи с чем они не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Фонд не приводит доводов, а также не представляет доказательств опровергающих выводы суда первой инстанции.
По сути, доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, с которыми соглашается суд апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции оспариваемого решения с учетом правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованных доказательств, с учетом правильного применения норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2015 по делу N А40-88494/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.С. Маслов |
Судьи |
М.С. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-88494/2015
Истец: Префектура ЦАО г. Москвы, Префектура Центрального административного округа города Москвы
Ответчик: ГУ - МОСКОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 6, Филиал N 6 ГУ- Московского регионального отдела Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: Департамент финансов города Москвы