г. Москва |
|
13 ноября 2015 г. |
Дело N А40-72861/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гарипова В.С.,
судей: Мартыновой Е.Е., Григорьева А.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Онипко Л.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ТСН "Фристайл" на решение Арбитражного суда г. Москвы 20 июля 2015 года
по делу N А40-72861/2015, принятое судьей Гараевой Н.Я.,
по иску ООО "Нордлайн комплекс" (ОГРН 1027700307359, ИНН 7715301979, 127051, Москва, Большой Сухаревский переулок, д.11, оф. 11-17)
к ТСН "Фристайл" (ОГРН 1037739575048, ИНН 7702328719, 127051, Москва, Большой Сухаревский переулок, д. 11)
о признании недействительными решений общего собрания в части
при участии в судебном заседании:
от истца - Монахов П.В. по доверенности от 30 марта 2015 года;
от ответчика - Киселев А.В. по доверенности от 01 июня 2015 года
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось ООО "Нордлайн комплекс" (далее - истец) с иском к ТСН "Фристайл" (далее - ответчик) и прости:
признать ничтожным решение общего собрания членов Товарищества собственников недвижимости "Фристайл" (наименование на момент принятия решения - Товарищество собственников жилья "Фристайл"), принятое на общем собрании, проведенном 04 декабря 2014 года, результаты которого оформлены протоколом от 09 декабря 2014 года, по третьему вопросу повестки дня в части включения в смету расходов на управление, содержание и ремонт общего имущества, коммунальные и прочие услуги в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, Большой Сухаревский переулок, дом 11, на 2015- 2016 годы, раздела IX "Обязательные ежемесячные платежи за коммунальные и прочие услуги", а равно включение в тариф на управление, содержание и ремонт общего имущества расходов на теплоснабжение, водоснабжение и канализацию, электроснабжение (общедомовых коммуникаций) в виде тарифа, установленного в твердой сумме, не зависящей от количества фактически потребленной коммунальной услуги, поскольку принятие указанного решения не относится к компетенции общего собрания;
признать ничтожным решение общего собрания членов Товарищества собственников недвижимости "Фристайл" (наименование на момент принятия решения - Товарищество собственников жилья "Фристайл"), принятое на общем собрании, проведенном 04 декабря 2014 года, результаты которого оформлены протоколом от 09 декабря 2014 года, по третьему вопросу повестки дня в части предоставления Правлению Товарищества права на соразмерное увеличение тарифов на коммунальные услуги в случае принятия Правительством Москвы Постановления об увеличении цен (тарифов) на коммунальные услуги с любой даты после 01 января 2015 года, но до проведения следующего годового Общего собрания членов Товарищества, поскольку принятие указанного решения не относится к компетенции общего собрания;
признать ничтожным решение общего собрания членов Товарищества собственников недвижимости "Фристайл" (наименование на момент принятия решения - Товарищество собственников жилья "Фристайл"), принятое на общем собрании, проведенном 04 декабря 2014 года, результаты которого оформлены протоколом от 09 декабря 2014 года, по пятому вопросу повестки дня в части утверждения сметы целевых расходов на 2015 год в размере 4 690 132 рубля 00 копеек и утверждения тарифа целевых взносов на 2015 год в размере 380 рублей 18 коп. с 1 кв.м., поскольку принятие указанного решения не относится к компетенции общего собрания.
Арбитражный суд города Москвы решением от 20 июля 2015 года заявленные требования удовлетворил в полном объеме, взыскав также с ТСН "Фристал" в пользу ООО "Нордлайн комплекс" 6 000 руб. судебных расходов на оплату госпошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции ответчик указывает, что согласно подпунктам 2 и 3 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные Жилищным кодексом РФ и уставом Товарищества собственников жилья цели.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
На основании вышеизложенного Общим собранием членов ТСЖ "ФРИСТАЙЛ" 04 декабря 2014 года был утвержден единый для всех собственников помещений в многоквартирном доме тариф на управление, содержание и ремонт общего имущества, коммунальные и прочие услуги исходя из Сметы расходов на управление, содержание и ремонт общего имущества, коммунальные и прочие услуги в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, Большой Сухаревский переулок, дом 11, которая была подготовлена Правлением ТСЖ "ФРИСТАЙЛ" на основании цен на соответствующие услуги сторонних организаций, в том числе цен на коммунальные услуги по теплоснабжению, водоснабжению и канализации, электроснабжению (на общедомовые нужды), и с учетом объемов потребления за предыдущий отчетный год соответствующих услуг, в том числе объемов потребления коммунальных услуг, определенных по показаниям общедомовых приборов учета.
Общее собрание членов ТСЖ "ФРИСТАЙЛ" не делегировало (как указано в Решении суда) Правлению ТСЖ "ФРИСТАЙЛ" свои полномочия, указанные выше и предусмотренные подпунктами 12.3.13. и 12.3.15. пункта 12.3. статьи 12 Устава ТСЖ "ФРИСТАЙЛ" (новая редакция), а лишь установило механизм увеличения соответствующих тарифов и уполномочило Правление на реализацию данного механизма, то есть на выполнение функций исполнительного органа, каковым Правление и является.
Также Общим собранием членов ТСЖ "ФРИСТАЙЛ" была утверждена Смета целевых расходов на ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Большой Сухаревский переулок, дом 11, на 2015 год, которая предусматривает проведение текущего ремонта по ремонту фасада здания по адресу: г. Москва, Б.Сухаревский пер., д. 11, с заменой оцинкованных карнизов периметра здания с устройством новой разуклонки.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, представитель истца возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены по доводам жалобы в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является собственником нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, Большой Сухаревский пер., д. 11, что подтверждается свидетельством о праве собственности, приобщенным к материалам дела.
Управление многоквартирным домом осуществляется Товариществом собственников недвижимости "ФРИСТАЙЛ". Истец является членом Товарищества (ответчика).
04 декабря 2014 года состоялось общее собрание членов Товарищества (ответчика), на котором приняты, в том числе, следующие решения:
- по третьему вопросу повестки дня:
"Утвердить Смету расходов на управление, содержание и ремонт общего имущества, коммунальные и прочие услуги в многоквартирном доме по адресу: город Москва, Большой Сухаревский переулок, дом 11, на 20152016 годы в размере 17 310 948 рублей 00 копеек и Положение об оплате труда в размере 379 500 рублей 00 копеек в месяц.
Установить с 01 января 2015 года тариф на управление, содержание и ремонт общего имущества, коммунальные и прочие услуги: 116 рублей 93 копейки с 1 кв.м. в месяц.
Принять к сведению тариф на антенну НКС в размере 144 рубля 00 копеек с 1 абонента в месяц и тариф на антенну РИОКОР в размере 67 рублей 00 копеек с 1 абонента в месяц.
В случае принятия Правительством Москвы Постановления об увеличении цен (тарифов) на коммунальные услуги с любой даты после 01 января 2015 года, но до проведения следующего годового Общего собрания членов Товарищества, предоставить Правлению Товарищества право на соразмерное увеличение тарифов на коммунальные услуги".
- по пятому вопросу повестки дня:
"Утвердить смету целевых расходов на 2015 год в размере 4 690 132 рубля 00 копеек.
Утвердить тариф целевых взносов на 2015 год в размере 380 рублей 18 коп. с 1 кв.м.
Утвердить срок уплаты целевого взноса до 01 апреля 2015 года. Собственникам, желающим провести ремонт торцевой части балконов фасада здания, оплатить целевой взнос из расчета 899 рублей 47 копеек за 1 пог.м. торцевой части принадлежащего им балкона в срок до 01.04.2015 года".
Истец голосовал против принятия указанных решений, что сторонами не оспаривается, подтверждается документально (бюллетень для голосования истца приобщен к материалам дела).
Руководствуясь ст.ст. 44, 46, 137, 145, 154, 157, 181.3, 181.5 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", суд первой инстанции иск удовлетворил.
При этом суд первой инстанции исходил из следующего.
Утвержденный решением общего собрания тариф на 2015-2016 года в размере 116 рублей 93 коп. с 1 кв.м. в месяц включает в себя:
тариф на управление эксплуатацией и техническое обслуживание в размере 64 рублей 45 коп.
тариф на теплоснабжение в размере 17 рублей 56 коп.;
тариф на водоснабжение и канализацию в размере 5 рублей 40 коп.;
тариф на электроснабжение (общедомовые коммуникации) в размере 4 рубля 39 коп.:
тариф на охрану, контроль пожарной сигнализации и видеонаблюдение в размере 25 руб. 13 коп.
Согласно п. 2. ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение (к нежилым помещениям указанная норма применяется по аналогии закона) и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 4. ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
Согласно п. 2. ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Порядок расчета платы на предоставленные коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Суд первой инстанции признал правомерным довод истца о том, что указанными Правилами установление платы за коммунальные услуги в виде твердой суммы, не зависящей от количества потребленной коммунальной услуги, не предусмотрено.
Таким образом, принятие общим собранием членов Товарищества решения по третьему вопросу повестки дня в части включения в смету на 2015-2016 годы раздела IX (расходы на теплоснабжение, водоснабжение и канализацию, электроснабжение (общедомовых коммуникаций), а равно включение в тариф на управление, содержание и ремонт общего имущества расходов на теплоснабжение, водоснабжение и канализацию, электроснабжение (общедомовых коммуникаций) в виде тарифа, установленного в твердой сумме, не зависящей от количества фактически потребленной коммунальной услуги, находится вне пределов компетенции общего собрания членов Товарищества.
Подпунктом 8.1. п. 2 ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов Товарищества отнесено утверждение смет доходов и расходов товарищества на год.
Пунктом 1 ст. 147 ЖК РФ определено, что Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Таким образом, принятие общим собранием членов Товарищества решения по третьему вопросу повестки дня в части предоставления Правлению Товарищества права на соразмерное увеличение тарифов на коммунальные услуги в случае принятия Правительством Москвы Постановления об увеличении цен (тарифов) на коммунальные услуги с любой даты после 01 января 2015 года, но до проведения следующего годового Общего собрания членов Товарищества, так же находится вне пределов компетенции общего собрания, поскольку фактически делегирует Правлению Товарищества право на внесение изменений в смету на управление, содержание и ремонт общего имущества на 2015-2016 годы.
Согласно ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе, в том числе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели.
Однако во взаимосвязи с положениями ст. 44 ЖК РФ, определяющей компетенцию общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, в том числе на принятие решений о проведении реконструкции многоквартирного дома, капитального ремонта (пп. 1 п. 2), текущего ремонта общего имущества (пп. 4.1. п. 2), принятие общим собранием членов ТСЖ решений о расходах на текущий ремонт, затратах на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома возможно только после принятия общим собранием собственников решений о необходимости проведения соответственно текущего, капитального ремонта или реконструкции.
Суд признал обоснованным довод истца о том, что иное толкование названных выше норм закона приводило бы к правовой коллизии, поскольку законом установлено, что решение о проведении текущего ремонта принимается общим собранием собственников большинством от общего числа собственников помещений многоквартирного дома, а о проведении капитального ремонта - большинством в 2/3 от общего числа голосов всех собственников многоквартирного дома (п. 1 ст. 46 ЖК РФ), тогда как решения общего собрания ТСЖ о расходах на текущий и капитальный ремонт принимается большинством от числа присутствующих на общем собрании членов ТСЖ, при этом общее собрание имеет кворум при присутствии на нем более, чем половины от общего числа членов ТСЖ, которое, в свою очередь, легитимно в случае, если его членами состоят более половины собственников помещений многоквартирного дома.
Оспариваемое решение общего собрания членов ТСЖ было принято 37,46% от общего количества голосов, принадлежащих всем собственникам помещений многоквартирного дома, что, согласно ст. 44 ЖК РФ, недостаточно для принятия решений как о текущем, так и о капитальном ремонте общего имущества.
Доказательств принятия решения о необходимости текущего или капитального ремонта общим собранием собственников домовладения суду не представлено.
Согласно п. 1 ст. 181.3 ГК РФ, решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Согласно п. 3 ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции удовлетворил требования истца.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Общее собрание членов Товарищества не компетентно устанавливать тарифы на коммунальные услуги.
Согласно пояснениям, данным представителем ответчика, утвержденный оспариваемым решением общего собрания членов Товарищества тариф на горячее и холодное водоснабжение, канализацию, электроснабжение мест общего пользования и отопление рассчитан по среднемесячным расходам Товарищества на оплату указанных услуг за предшествующий период, разделенным на общую площадь помещений многоквартирного дома за вычетом помещений, относящимся к общему имуществу.
Между тем, порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен п. 1 ст. 157 ЖК РФ, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354).
Согласно п. 37 Правил, расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Согласно п. 38 Правил, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно п. 43 Правил, при отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
Расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период определяется на основании данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил, а при отсутствии таких данных определяется:
для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договоре холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении, электроснабжении и газоснабжении;
для водоотведения - исходя из суммарного объема потребления холодной воды и горячей воды;
для отопления - в соответствии с формулами 2 и 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из расчетной величины потребления тепловой энергии, равной применяемому в таком многоквартирном доме нормативу потребления коммунальной услуги отопления.
При этом порядок установления норматива на потребление коммунальной услуги отопления установлен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, в частности, п. 3 указанных Правил устанавливает, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Правление Товарищества собственников жилья также не является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, следовательно, не имеет нрава ни на уменьшение, ни на увеличение каких-либо тарифов и/или нормативов.
Общее собрание членов Товарищества не вправе устанавливать необходимые расходы на ремонт общего имущества в многоквартирном доме и затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома до принятия общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения о проведении текущего либо капитального ремонта, а равно его реконструкции.
В обоснование наличия у общего собрания членов ТСЖ компетенции на принятие решения о проведении ремонта фасада в ответчик ссылается на положения ст. 137 ЖК РФ, согласно которым товарищество собственников жилья вправе, в том числе, определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели.
Между тем, принятие решения об определении расходов на ремонт общего имущества, затрат на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома неправомерно без предварительного принятия компетентным органом решения о необходимости такого ремонта.
Статья 44 ЖК РФ определяет, что принятие решений о проведении реконструкции многоквартирного дома, капитального ремонта (п.п. 1 п. 2), текущего ремонта общего имущества (п.п. 4.1. п. 2) является исключительной компетенцией общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Оспариваемое решение общего собрания членов ТСЖ принято 37,46% от общего количества голосов, принадлежащих всем собственникам помещений многоквартирного дома, что, согласно ст. 44 ЖК РФ, недостаточно для принятия решений как о текущем, так и о капитальном ремонте общего имущества.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 июля 2015 года по делу N А40-72861/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.С. Гарипов |
Судьи |
Е.Е. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-72861/2015
Истец: ООО "Нордлайн комплекс", ООО НОРДЛАЙН КОМПЛЕКС
Ответчик: ТСЖ "ФРИСТАЙЛ", ТСН "Фристайл"