г. Санкт-Петербург |
|
16 ноября 2015 г. |
Дело N А56-29589/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Н.И.Протас, В.М.Толкунова
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Сафронова Н.Н. - доверенность от 27.04.2015
от ответчика (должника): предст. Григорьев И.О. - доверенность N 18-04-05/6049 от 19.08.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18552/2015) общества с ограниченной ответственностью "Сириус" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.06.2015 по делу N А56-29589/2015 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Сириус"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сириус" (ОГРН 1089847359304; далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (далее - МРУ Росфинмониторинга по СЗФО, Управление) от 14.04.2015 о назначении административного наказания N 04-10/18-1/2, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22.06.2015 оспариваемое постановление изменено в части назначения наказания, размер административного штрафа уменьшен до 100000 руб.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильной их оценкой. Как указывает податель жалобы, судом необоснованно не приняты доводы заявителя о несоответствии протокола по делу об АП требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, в протоколе не описано подробно событие административного правонарушения, не отражены все операции (сделки) купли-продажи имущества. Кроме того, по мнению Общества, вмененное правонарушение не является длящимся, сроки должны исчисляться с момента совершения конкретной сделки.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы, дополнительно указал, что вмененное заявителю правонарушение следовало квалифицировать по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ. Представитель Управления доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в период с 12.03.2015 по 31.03.2015 должностными лицами Управления проведена плановая выездная проверка Общества по вопросам соблюдения требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) за период с 01.01.2012 по 28.02.2015.
В ходе проверки выявлены нарушения названного Федерального закона, которые выразились в следующем: правила внутреннего контроля разработаны и утверждены Обществом только 12.01.2015 и не соответствуют действующему законодательству; генеральный директор Общества не прошел целевой инструктаж в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; не осуществляются в соответствии с пунктом 1 статьи 7.3 Закона N 115-ФЗ действия, направленные на выявление среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций; не осуществляется идентификация клиентов; в нарушение пункта 1.1 статьи 6, подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона N115-ФЗ Обществом не представлены в уполномоченный орган в установленный срок сведения по 6 операциям купли-продажи недвижимого имущества на общую сумму 43 782 894 руб., подлежащим обязательному контролю.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки N 21 от 31.03.2015.
В присутствии законного представителя Общества 31.03.2015 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Постановлением от 14.04.2015 N 04-10/18-1/2 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с вышеуказанной квалификацией с назначением наказания в виде штрафа в размере 200000 руб.
Не согласившись с законностью вынесенного постановления, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав мнение сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
Как закреплено в статьях 1 и 2 Закона N 115-ФЗ настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
Указанные организации в силу пункта 9 названной статьи Закона подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - Положение).
В соответствии с данным Положением организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, подлежат постановке на учет в Росфинмониторинге в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица либо внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а равно внесения изменений в содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц сведения о юридическом лице в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
Согласно статье 3 Закона N 115-ФЗ под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а под организацией внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ требования к подготовке и обучению кадров определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Частью 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 10 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.
Должностное лицо в проверяемом периоде до 12.01.2015 назначено не было.
В течение года с даты вступления в силу указанного Положения однократное обучение в форме целевого инструктажа должны пройти: руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета (при наличии должности в штате организации), руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).
Генеральный директор Общества прошел обучение только 08.04.2015, то есть после возбуждения дела об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут ответственность по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ с наложением административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано 12.09.2008, сделки с недвижимым имуществом, как установлено в ходе проверки и отражено в Акте проверки от 31.03.2015 N 21 и приложении к нему, совершало, в том числе в 2012 году, однако до 19.02.2015 не состояло на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу, не представляло сведения о проводимых операциях, в том числе о сделках с недвижимым имуществом в нарушение части 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ (если сумма сделки равна или превышает 3 миллиона рублей).
Суд первой инстанции правомерно указал, что в проверяемом периоде в Обществе до 12.01.2015 отсутствовали разработанные и утвержденные правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что и послужило причиной квалификации нарушения именно по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ, поскольку отсутствие организованной и действующей на постоянной основе системы внутреннего контроля до указанной даты, непрохождение Обществом обучения в виде целевого инструктажа в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не позволило Обществу и его руководителю исполнить обязанности по направлению соответствующей информации в уполномоченный орган.
Несмотря на то, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении Общество исполнило свою обязанность по уведомлению о сделках в уполномоченный орган, однако, устранение правонарушения уже после совершения правонарушения не освобождает лицо от ответственности за его совершение.
Вопреки доводам жалобы, в протоколе об административном правонарушении от 31.03.2015 в полной мере описано событие совершенного Обществом правонарушения, в том числе указано на непредоставление Обществом в уполномоченный орган сведений по 6 операциям купли-продажи недвижимого имущества на общую сумму в 43 782 894 руб. Кроме того, данное правонарушение описано на листе 4 Акта выездной проверки (л.д. 29), в котором указано на количество подлежащих контролю сделок, а также ссылка на Приложение N 1 к Акту, в котором перечислены подлежащие контролю сделки (л.д. 112). Информация о сделках представлена в Управление только после получения Требования о предоставлении документов и информации от 06.03.2015 N 18-04-10/1487 (л.д. 58).
Довод Общества о несоблюдении Управлением срока давности привлечения Общества к административной ответственности обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Вмененное Обществу правонарушение является длящимся, так как выражается в непрекращающемся невыполнении Обществом законодательно установленной обязанности по организации и осуществлению внутреннего контроля. При этом непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, и само по себе не вменяется Обществу как самостоятельное правонарушение.
Вместе с тем, даже если согласиться с позицией Общества и признать, что вмененное ему правонарушение не является длящимся и сроки привлечения следует исчислять с момента возникновения обязанности о совершении сделки (в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ не позднее 3 рабочих дней со дня совершения операции), то и в этом случае Управлением срок не пропущен, так как последняя из 6 сделок (договор купли-продажи заложенного арестованного имущества от 22.09.2014 N 7/14 на сумму 3 474 400 руб.) совершена 22.09.2014, а оспариваемое постановление вынесено 14.04.2015.
Таким образом, факт совершения Обществом операций, подлежащих обязательному контролю, установлен судом и подтверждается материалами дела, административное дело рассмотрено с соблюдением императивных требований КоАП, гарантированные законом права лица, привлекаемого к административной ответственности, административным органом соблюдены. И в протоколе об административном правонарушении, и оспариваемом постановлении указан как юридический адрес Общества: СПб, ул. Гельсингфорсская, д. 43, лит А, так и место фактического осуществления им деятельности: СПб, Лиговский пр., д. 10/118. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления, Управлением не допущено.
Вместе с тем, суд счел назначенное Обществу наказание несправедливым и несоразмерным допущенному нарушению, в связи с чем с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, и соблюдая требования частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, снизил размер штрафа до 100000 руб.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда и не находит оснований для их переоценки.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решение суда от 22.06.2015 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 июня 2015 года по делу N А56-29589/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сириус" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29589/2015
Истец: ООО "СИРИУС"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по Финансовому монторингу по Северо - Западному Федеральному округу