г. Владимир |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А11-7146/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2015.
Полный текст постановления изготовлен 17.11.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Тарасовой Т.И., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф.,
при участии в судебном заседании:
от истца - открытого акционерного общества "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" - Костюковой Н.В. по доверенности от 12.01.2015 сроком действия по 31.12.2015, Парамонова В.Б. по доверенности от 12.01.2015 сроком действия по 31.12.2015;
ответчика - публично-правового образования - Владимирской области в лице:
(заявителя) - Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области - Федяшина А.И. по доверенности от 22.07.2014 сроком действия 3 года;
(заявителя) - Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области - Андреева Р.М. по доверенности от 22.07.2014 сроком действия 3 года;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области - Меньшова М.А., по доверенности от 13.01.2015 (срок действия по 31.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.10.2014 по делу N А11-7146/2012, принятое судьей Холминой И.Ю.,
по иску открытого акционерного общества "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" к публично-правовому образованию - Владимирской области о взыскании убытков в сумме 69 258 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" (далее - ОАО "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к публично-правовому образованию - Владимирской области о взыскании убытков в сумме 69 258 000 руб., связанных с потерями в доходах, возникшими вследствие государственного регулирования тарифов на пассажирские пригородные перевозки на территории Владимирской области в 2011 году.
Исковые требования основаны на статьях 12, 15, 16, 309, 790, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральном законе "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", постановлении Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и мотивированы неисполнением публично-правовым образованием - Владимирской областью обязанности по возмещению из бюджета субъекта потерь в доходах перевозчика, возникших вследствие государственного регулирования тарифов на пассажирские пригородные перевозки на территории Владимирской области в 2011 году.
Ответчик в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области, Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области иск не признал.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 07.10.2014 исковые требования ОАО "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" удовлетворены: с публично-правового образования - Владимирской области в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области, за счет казны субъекта Российской Федерации в пользу ОАО "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" взыскано 69 258 000 руб. убытков, а также судебные расходы по государственной пошлине.
Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области, Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, не согласившись с принятым решением, обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нарушением норм материального права.
Заявители указывают, что на федеральном уровне не урегулирован порядок возмещения затрат перевозчику на железнодорожном транспорте. В связи с этим во исполнение постановления Правительства Российской Федерации N 1322-р от 04.08.2010 губернатором Владимирской области N1335 от 29.11.2011 принято постановление "Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта в возмещение недополученных доходов, возникающих при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении". Неприменение указанных нормативных актов, по мнению заявителей, привело к вынесению неправильного судебного акта.
В судебном заседании представители заявителей и третьего лица поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах.
Представители истца в судебном заседании указали, что с апелляционными жалобами не согласны, считают решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необходимости отмены решения суда в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, ОАО "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" создано 11.09.2009 на базе Горьковской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") в результате реорганизации отрасли пригородных железнодорожных перевозок. Акционерами общества являются ОАО "РЖД" (50 - 2 акции), Нижегородская область (25 + 1 акция), Кировская область (25 + 1 акция).
ОАО "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" в соответствии со статьей 4 (пунктом 1) Федерального закона "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии в рамках осуществляемой им с 01.01.2011 деятельности по перевозке пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении на территории Владимирской области. Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.04.2011 N 109-т акционерное общество включено в реестр естественных монополий за N52/12.
С 01.01.2011 Владимирская область в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области допустила истца к осуществлению пригородных железнодорожных перевозок, подписав договор от 01.03.2011 N 66/2011. По условиям данного договора на перевозчика были возложены обязанности осуществить согласованный объем пассажирских перевозок по тарифам, согласованным администрацией области. Владимирская область как организатор данных перевозок обязалась возместить обществу убытки от данных перевозок, возникшие вследствие согласования тарифа ниже экономически обоснованного уровня.
Арбитражный суд установил и ответчики не оспаривают, что ОАО "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" в полном объеме в 2011 году исполнило обязательства по перевозке пассажиров.
Невыполнение ответчиком условий договора о предоставлении субсидий на возмещение убытков, возникших в виде разницы между экономически обоснованными затратами ОАО "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" и тарифами, согласованными администрацией Владимирской области, послужило основанием для подачи настоящего иска.
Истец настаивает, что размер доходов, недополученных в связи с установлением тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Владимирской области, за 2011 год ниже экономически обоснованного уровня, подлежит возмещению из бюджета Владимирской области и составляет 69 258 000 руб. При этом расчет убытков определяется как разница между экономически обоснованными затратами в размере 288 490 000 руб., связанными с осуществлением перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Владимирской области за 2011 год, и доходными поступлениями в размере 219 232 000 руб., полученными вследствие перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Владимирской области за 2011 год по тарифам для населения, согласованным администрацией Владимирской области.
Проанализировав и оценив представленные в дело документы, счел иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме, исходя из пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" в силу которых органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации. Признав, что на Владимирскую область возложены публичные полномочия (обязанности) по регулированию цен на пассажирские перевозки в пригородном железнодорожном сообщении, осуществляемые ОАО "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания", принимая во внимание достигнутое сторонами соглашение от 01.03.2011, суд возложил обязанность возместить перевозчику убытки, возникшие вследствие регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки на субъект Российской Федерации.
Между тем вывод Арбитражного суда Владимирской области, поддержавшего истца в размере заявленных исковых требований, апелляционная инстанция считает необоснованным.
Частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, а статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления. Под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Подписав договор от 01.03.2011 N 66/2011, стороны согласовали, что перевозчик обязан осуществить определенный объем пассажирских перевозок по тарифам, согласованным администрацией области, Владимирская область как организатор пассажирских перевозок обязалась предоставить ОАО "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" субсидии на возмещение потерь доходов, возникающих вследствие согласования тарифа ниже экономически обоснованного уровня.
Согласно пункту 2.4 договора порядок и условия предоставления субсидий на возмещение потерь в доходах перевозчика в случае установления тарифа ниже экономически обоснованного уровня определяются сторонами в отдельно заключаемом договоре.
04.07.2012 между Департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области и ОАО "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" заключен договор N 207/2012 о предоставлении субсидий из бюджета Владимирской области на возмещение недополученных доходов, возникающих при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении. Предметом данного договора стало предоставление из бюджета Владимирской области перевозчику субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользовании в пригородном сообщении в размере 24 724 453 руб. в порядке и на условиях, определенных нормативными правовыми актами Владимирской области, названным договором и договором на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом от 01.03.2011 в 2011 году.
В соответствии с пунктом 1.3 договора N 207/2012 от 04.07.2012 субсидия предоставляется перевозчику в размере, рассчитанном в соответствии с приложением N2 к Порядку предоставлении субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение недополученных доходов, утвержденному постановлением губернатора области N1335 от 29.11.2011 в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на цели, указанные в пункте 1.1 названного договора, при наличии у перевозчика отрицательного финансового результата от деятельности по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по итогам 2011 года.
Таким образом, поскольку губернатором Владимирской области был принят соответствующим нормативный акт, предусматривающий формулу расчета размера субсидии лицам, осуществляющим перевозку пассажиров, то в отсутствие у истца доказательств иных убытков, размер убытков, предъявленных ко взысканию в рамках настоящего спора, по мнению суда второй инстанции, должен определяться в соответствии с данным актом - постановлением губернатора Владимирской области от 29.11.2011 N 1335 "Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта в возмещение недополученных доходов, возникающих при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении" и предусмотренной в нем формулой (Приложение N 1).
Положения нормативного акта не подлежали применению лишь в случае признания их недействующими, а также при наличии условий, предусмотренных частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В данном случае в материалах дела не имеется сведений об оспаривании постановления губернатора Владимирской области от 29.11.2011 N 1335 "Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта в возмещение недополученных доходов, возникающих при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении" в предусмотренном законом порядке.
Однако расчет убытков истцом осуществлен без применения формулы, установленной постановлением губернатора Владимирской области от 29.11.2011 N 1335. Истец настаивает, что размер доходов, недополученных в связи с установлением тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Владимирской области за 2011 год ниже экономически обоснованного уровня, подлежит возмещению из бюджета Владимирской области и составляет 69 258 000 руб. При этом расчет убытков определяется как разница между экономически обоснованными затратами в размере 288 490 000 руб., связанными с осуществлением перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Владимирской области за 2011 год, и доходными поступлениями в размере 219 232 000 руб., полученными вследствие перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Владимирской области за 2011 год по тарифам для населения, согласованным администрацией Владимирской области.
Данный расчет апелляционной инстанцией проверен и не может быть принят во внимание, поскольку на федеральном законодательном уровне не установлен расчетный метод определения убытков транспортных организаций от перевозки граждан, а используемый истцом метод расчета противоречит установленной во Владимирской области методике, так как, устанавливая порядок и размер компенсации, субъект действует в пределах предоставленных им Российской Федерацией полномочий по вопросу совместного ведения.
Между тем контррасчет убытков, представленный в дело Департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области, основан на формуле, утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 29.11.2011 N 1335, и с учетом уточнения составил 24 712 230 руб. Поскольку иного алгоритма расчета суммы компенсации убытков, чем предусмотрено нормативно правовым актом Владимирской области, не имеется, то суд второй инстанции признает обоснованным расчет убытков ответчика, основанный на формуле, установленной Приложением N1 к постановлению губернатора Владимирской области от 29.11.2011 N 1335.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Из материалов дела усматривается, что главным распорядителем средств областного бюджета в рассматриваемом случае является Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области.
Соответственно заявленное ОАО "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" требование о возмещении убытков являлось правомерным, но подлежало удовлетворению частично, в сумме 24 712 230 руб.
Изложенные обстоятельства являются основанием для отмены решения суда первой инстанции в части, применительно к пунктам 3 части 1, части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт. В случае отмены решения арбитражного суда первой инстанции апелляционным судом принимается новый судебный акт (пункт 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску, за рассмотрение апелляционной жалобы, относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 110, 167, 176, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.10.2014 по делу N А11-7146/2012 отменить в части.
Иск открытого акционерного общества "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" к Владимирской области о взыскании убытков в сумме 69 258 000 руб. удовлетворить частично.
Взыскать с Владимирской области в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области за счет казны субъекта Российской Федерации - Владимирской области в пользу открытого акционерного общества "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" убытки в сумме 24 712 230 руб.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Владимирской области в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области за счет казны субъекта Российской Федерации - Владимирской области в пользу открытого акционерного общества "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" государственную пошлину за подачу иска в сумме 72 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.И. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-7146/2012
Истец: ОАО "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания"
Ответчик: Владимирская область в лице:Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации ВО, Владимирская область в лице:Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации ВО, Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области, Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области
Третье лицо: Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области, Департамент цен и тарифов администрации ВО
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-126/16
17.11.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5220/13
07.10.2014 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-7146/12
02.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3267/14
11.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3267/14
17.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-13309/13
25.09.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5220/13
28.06.2013 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-7146/12