г. Киров |
|
20 ноября 2015 г. |
Дело N А28-4777/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Арбузовой Е.Л.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Юрловой-Первяковой Л.В., действующей на основании доверенности от 17.06.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия администрации Унинского района "Чуваши"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.08.2015 по делу N А28-4777/2015, принятое судом в составе судьи Кулдышева О.Л.,
по иску муниципального унитарного предприятия администрации Унинского района "Чуваши" (ИНН 4333002925, ОГРН 1024300834205)
к министерству лесного хозяйства Кировской области (ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963)
о признании расчета незаконным,
установил:
муниципальное унитарное предприятие администрации Унинского района "Чуваши" (далее - истец, Предприятие, МУП "Чуваши") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к министерству лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным в рамках договора аренды лесного участка от 10.09.2008 N 33-7 применения в расчете минимального размера арендной платы ставок за единицу объема древесины лесных насаждений по 1 разряду такс.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 14.08.2015 в удовлетворении исковых требований Предприятию отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
По мнению МУП "Чуваши", судом нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права. Полагает, что суд исследовал иной предмет иска, который не являлся предметом спора, а именно: применение договорного размера арендной платы, установленной по результатам аукциона. В решении суда отсутствуют ссылки на нормы права, устанавливающие законность использования ответчиком в расчете аренды при определении минимального размера арендной платы, не соответствующего требованиям нормативного акта параметра - 1 разряда такс. Суд не указал норму права, согласно которой ответчик имел право применять в расчете 1 разряд такс в разрез требованиям нормативного документа - Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, а ответчиком не представлено доказательств законности применения 1 разряда такс. Заявитель считает, что наличие аукциона не устраняет нарушение требований закона и не устраняет ничтожность действий по применению ненадлежащего разряда такс.
Ответчик в письменном отзыве отклонил доводы жалоб, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца поддержала доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, заявила ходатайство об уменьшении государственной пошлины.
Департамент явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 14.08.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов, основываясь на представленных в материалы дела доказательствах.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.09.2008 на основании протокола о результатах проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 28.08.2008 между сторонами заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, N 33-7 (далее - договор аренды N 33-7), зарегистрированный Управлением Федеральной регистрационной службы по Кировской области 15.01.2009 за N 43-43-01/397/2008-728.
Схема расположения лесного участка и его характеристика согласно пункту 3 договора аренды N 33-7 приводятся в приложениях N 1 и N 2 к договору (границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора).
Арендная плата на момент подписания составила 413 896 рублей в год (пункт 5 договора аренды).
Срок действия договора аренды установлен 49 лет с даты его государственной регистрации (пункт 20 договора аренды).
10.09.2008 лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи.
17.02.2009 в связи с изменением ставок платы арендодатель направил арендатору уведомление письмо исх. N 432/01-07-23 об изменении размера арендной платы по договору аренды N 33-7, согласно которому размер арендной платы приведен в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (данное изменение стороны предусмотрели пунктом 7 договора аренды) и составил 467 882 рубля 00 копеек.
30.12.2009 на основании абзаца 1 пункта 7 договора, утвержденного распоряжением Департаментом от 21.12.2009 N 1277 проекта освоения лесного участка, а также в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 204-ФЗ стороны заключили дополнительное соглашение N 1 к договору аренды, которым изменили арендную плату с 21.12.2009 в сторону увеличения до 647 837 рублей в год.
08.08.2011 в связи с изменением разрядов такс на лесном участке, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), распоряжением Департамента от 25.04.2011 N 251 "О распределении лесов лесничеств Кировской области по разрядам такс", стороны подписали дополнительное соглашение N 2 к договору аренды, согласно которому с 25.04.2011 размер арендной платы уменьшился и составил 266 363 рублей в год.
Дополнительные соглашения N 1 и 2 зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области в установленном законом порядке.
В рамках рассмотрения дела N А28-14969/2014 по иску Предприятия о внесении изменений в договор аренды N 33-7 дополнительные соглашения N 1 и N 2 признаны ничтожными.
02.08.2011 между сторонами заключено дополнительное соглашение N 2, в котором был выполнен перерасчет арендной платы исходя из фактически подлежащего применению 6 разряда такс.
Предприятие, полагая, что в связи с ничтожностью дополнительного соглашения от 02.08.2011, вновь возникает нарушение прав заявителя, в части незаконного применения в расчете минимального размера арендной платы ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений по первому разряду такс, в нарушение требований пункта 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ и требований пункта 4 примечаний к таблице 1 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском о признании незаконным применения в расчете минимального размера арендной платы ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений по 1 разряду такс в рамках договора аренды лесного участка от 10.09.2008 N 33-7.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Из смысла приведенной нормы следует, что установление в законе специальных правил заключения договора аренды лесного участка имеет своей целью обеспечение равного доступа всех хозяйствующих субъектов к занятию предпринимательской деятельностью в данной области. Одновременно с этим заключение договора в указанном порядке гарантирует стабильность отношений в части определения условий использования лесных участков.
Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с пунктами 2 и 4 данной статьи. В пункте 2 статьи 73 указанного Кодекса предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации. В пункте 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что ставки платы для аренды лесов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С учетом требования заключения договоров аренды лесного фонда на торгах указанные правила предполагают, что государство устанавливает лишь минимальный размер арендной платы, а окончательный размер платежа определяется с учетом результатов аукциона и условий заключенного договора аренды.
Ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений в зависимости от удаленности арендуемых лесных кварталов от погрузочного пункта (разряды такс) установлены Постановлением N 310.
В рассмотренной ситуации организатором торгов при их проведении была определена начальная цена аренды выставляемого на торги лесного участка. Необходимо учитывать, что истец познакомился с аукционной документацией, в которой были указаны расположение участка и начальная цена аренды; аукционная документация Предприятием не оспаривалась, следовательно, МУП "Чуваши", как участник аукциона, согласился с выполненным организатором торгов расчетом начальной цены аренды исходя из применения 1 разряда такс.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. Предметом аукциона выступает начальный размер арендной платы (часть 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ), который в силу пункта 4 части 4 статьи 79 названного кодекса не может быть ниже минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьями 73 и 76 того же кодекса.
Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины на "шаг аукциона" (часть 1 статьи 80 Лесного кодекса РФ).
В силу пункта 1 и пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается с лицом, предложившим наиболее высокую цену.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что если предметом аукциона являлась арендная плата, то по результатам проведения аукциона заключается договор аренды лесного участка, в котором размер арендной платы определяется по цене предложенной победителем.
В рассматриваемом деле по результатам проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 28.08.2008 между сторонами заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, N 33-7.
Таким образом, подписав договор аренды в редакции, соответствующей результатам аукциона, арендатор принял на себя обязательство оплачивать арендные платежи в установленном размере (статьи 309 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Федеральным законом N 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ была изменена, а именно: предусмотрены случаи возможного изменения условий договора в результате изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ.
При этом введенная Федеральным законом N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса РФ часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Следовательно, внесение изменений в размер арендной платы по договору обусловлено изменением количественных и качественных характеристик лесных участков, переданных истцу в пользование по договору аренды.
Судом апелляционной инстанции установлено, что предметом иска по делу N А28-14969/2014 являлось требование Предприятия о внесении изменений в договор аренды N 33-7. Суд, посчитав доказанным факт существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка, в том числе в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс), удовлетворил заявленные МУП "Чуваши" требования и внес соответствующие изменения в договор аренды. Указанное решение вступило в законную силу 12.06.2015.
При таких обстоятельствах иск о признании незаконным применения в расчете минимального размера арендной платы ставок за единицу объема древесины лесных насаждений по 1 разряду такс в рамках договора аренды лесного участка от 10.09.2008 N 33-7 не подлежит удовлетворению.
Иные, изложенные в апелляционной жалобе доводы, не содержат фактов, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств судом первой инстанции и Предприятием, не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу, поскольку данное решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, при разрешении спора судом не допущено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы. Учитывая заявленное Предприятием ходатайство о снижении размера подлежащей взысканию государственной пошлины и приложенные в его обоснование документы, апелляционный суд счел возможным уменьшить размер подлежащей уплате МУП "Чуваши" государственной пошлины до 1000 руб.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.08.2015 по делу N А28-4777/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия администрации Унинского района "Чуваши" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия администрации Унинского района "Чуваши" в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-4777/2015
Истец: МУП администрации Унинского района "Чуваши"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Кировской области
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства Кировской области