город Ростов-на-Дону |
|
19 ноября 2015 г. |
дело N А32-32317/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Разиат"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2015 по делу N А32-32317/2014,
принятое судьей Назыковым А.Л.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Разиат"
к Администрации муниципального образования города-курорта Анапа
о признании незаконными действий, об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "РАЗИАТ" (далее - ООО "Компания "Разиат") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования города-курорта Анапа (далее - Администрация) о признании незаконным отказа администрации муниципального образования город-курорт Анапа в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:0011, расположенного в районе с. Сукко, Анапа, и принадлежащего ООО Компания "Разиат" на праве собственности, с "выращивание лекарственных растений и цветов" на "деятельность по организации отдыха, спорта и туризма"; об обязании администрации МО г-к Анапа изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:0011 с "выращивание лекарственных растений и цветов" на "деятельность по организации отдыха, спорта и туризма" и издать соответствующее постановление.
Решением суда от 07.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО Компания "Разиат" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что решение об отказе в изменении вида разрешенного использования принято неуполномоченным лицом (первым заместителем главы администрации г-к Анапа); заключение Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки носит рекомендательный характер; судом не был рассмотрен вопрос о наложении на Администрацию судебного штрафа; договор купли-продажи земельного участка не был признан недействительным в установленном порядке; градостроительный регламент для земельного участка не установлен.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ООО "Компани "Разиат" в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие общества.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в соответствии с государственным актом на право постоянного (бессрочного) пользования, товариществу с ограниченной ответственностью "Разиат" постановлением главы администрации г. Анапы от 16.04.1993 N 764 было предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 1,50 гектаров земли для выращивания лекарственных растений и цветов.
11.08.2006 за ООО Компания "Разиат" зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:1006000:11 площадью 15 000 кв.м. категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности. Земельный участок расположен в с. Сукко Анапского района.
Право собственности зарегистрировано на основании договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка N 0404 от 17.10.2005 (свидетельство от 04.12.2014 серия 23-АН N 253119).
Основанием регистрации права указан договор купли-продажи от 17.10.2005 земельного участка общей площадью 15 000 кв.м. с кадастровым номером 23:37:10 06 000:0011 по адресу: город-курорт Анапа, село Сукко. Разрешенное использование земельного участка согласно договору - для выращивания лекарственных растений, требующих рекультивации. Договор купли-продажи заключен комитетом по управлению муниципальным имуществом города-курорта Анапа. До заключения договора было принято постановление главы муниципального образования город-курорт Анапа от 04.10.2005 N 3188 о предоставлении в собственность обществу "Разиат" земельного участка общей площадью 15 000 кв.м. из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, с кадастровым номером 23:37:10 06 000:0011 по адресу: город-курорт Анапа, село Сукко, для выращивания лекарственных растений, требующих рекультивации. Цена выкупа земельного участка составила 75 900 рублей.
ООО Компания "Разиат" обратилось в Администрацию с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером 23:37:10 06 000:0011 с "выращивание лекарственных растений и цветов" на "деятельность по организации отдыха, спорта и туризма".
Письмом от 26.08.2014 N 17-102/1332 Администрация муниципального образования город-курорт Анапа (в лице первого заместителя главы муниципального образования) обществу Компания "Разиат" отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка. В письме указано, что земельный участок относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, использование указанных земель в целях организации отдыха, спорта и туризма не предусмотрено законодательством. В соответствии с генеральным планом городского округа город-курорт Анапа участок расположен в зоне производственного и коммунально-складского назначения. В связи с изложенным комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки МО г-к Анапа принято решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Считая незаконным отказ Администрации в изменении разрешенного вида использования земельного участка, ООО компания "Разиат" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти, местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип использования земель в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации виды использования земельного участка определяются градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей. Землепользователи могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой градостроительной зоны видом разрешенного использования.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основные виды, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования. Последние допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования, осуществляемых совместно с ними.
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу положений статей 30, 32 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекс Российской Федерации а).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа, представленными в письме управления архитектуры и градостроительства администрации г-к Анапа от 17.03.2014, земельный участок расположен во II зоне горно-санитарной охраны курорта, утвержденной постановлением Совета министров РСФСР N 45 от 30.01.1985.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничиваются в обороте.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса).
В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" земельные участки, расположенные в пределах округа горносанитарной охраны курорта, относились к землям курорта.
Земли города-курорта Анапы относятся к землям особо охраняемой природной территории - федеральному курорту, которым до вступления в силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" мог распоряжаться только федеральный собственник.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в 2005 году Комитет по управлению муниципальным имуществом города-курорта Анапа не вправе был распоряжаться земельным участком.
В соответствии с государственным актом на право постоянного (бессрочного) пользования, товариществу с ограниченной ответственностью "Разиат" постановлением главы администрации г. Анапы от 16.04.1993 N 764 было предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 1,50 гектаров земли для выращивания лекарственных растений и цветов.
Таким образом, целевым назначением земельного участка являлось его использование именно для выращивания лекарственных растений и цветов.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 18.04.2012 N 2343/12/12-217376 земельный участок с кадастровым номером 23:37:1006000:11 площадью 15 000 кв.м. относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения. Информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Согласно статье 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения.
В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
По смыслу приведенного определения данной категории земель их использование для деятельности по организации отдыха, спорта и туризма не предполагается. Земли данной категории предназначены для специальных задач, связанных с обеспечением эксплуатации объектов, не имеющих отношения к организации отдыха, спорта и туризма.
В материалах дела отсутствуют доказательства изменения категории земельного участка на категорию, позволяющую установлению вида разрешенного использования земельного участка "деятельность по организации отдыха, спорта и туризма".
При этом, в соответствии с генеральным планом городского округа город-курорт Анапа участок расположен в зоне производственного и коммунально-складского назначения.
При таких обстоятельствах, до изменения категории земельного участка, изменение вида разрешенного использования в испрашиваемом обществом варианте не отвечает требованиям законодательства применительно к целевому использованию земель.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о том, что решение об отказе в изменении вида разрешенного использования принято неуполномоченным лицом (первым заместителем главы администрации г-к Анапа); заключение Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки носит рекомендательный характер.
Обращаясь в суд с заявлением, общество не указывало на допущение Администрацией бездействия в виде нерассмотрения надлежащим образом обращения об изменении разрешенного вида использования земельного участка.
Независимо от соблюдения Администрацией порядка рассмотрения заявления, основания для признания отказа незаконным и удовлетворения требований общества отсутствуют с учетом приведенных обстоятельств (неизменения категории земельного участка).
Судом апелляционной инстанции также не принимается во внимание довод о нерассмотрении судом первой инстанции вопроса о наложении судебного штрафа на Администрацию, поскольку указанное процессуальное действие суда не влияет на законность судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления по делу.
Иным доводам общества судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, основания для пересмотра которой судом апелляционной инстанции не установлены.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Компания "Разиат".
Таким образом, решение суда от 07.08.2015 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 августа 2015 года по делу А32-32317/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32317/2014
Истец: ООО Компания " РАЗИАТ " (, ООО Компания Разиат
Ответчик: Администрация муниципального образования города-курорта Анапа
Третье лицо: Администрация МО г-к Анапа