г. Москва |
|
20 ноября 2015 г. |
Дело N А41-84490/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя Публичного акционерного общества "Мосэнергосбыт" - Гордеев С.С. представитель по доверенности от 01 июля 2015 года N 91-09-49,
от заинтересованного лица Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Щеснович А.А. представитель по доверенности от 28 сентября 2015 года N 08Исх-7732/с,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Мосэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Московской области от 18 сентября 2015 года по делу N А41-84490/14, принятое судьей Денисовым А.Э., по заявлению Публичного акционерного общества "Мосэнергосбыт" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Мосэнергосбыт" (с учетом принятого судом в порядке части 4 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменения наименования заявителя с Открытого акционерного общества "Мосэнергосбыт" на публичное акционерное общество "Мосэнергосбыт") далее - общество, ПАО "Мосэнергосбыт")) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее -управление, административный орган) о признании не подлежащим исполнению предписания от 25 марта 2014 года N 1-16-02159-12-2014.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 сентября 2015 года в удовлетворении заявленных ПАО "Мосэнергосбыт" требований отказано (л.д. 149 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований товарищества.
Представитель управления возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25 марта 2014 года управлением проведена проверка в отношении общества на предмет соблюдения жилищного законодательства.
В ходе проверки установлено, что Каширским МО ПАО "Мосэнергосбыт" жителям, как собственникам, так и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. 8 Марта, д. 24, выставляются счета на оплату электроэнергии, затраченной на общедомовые нужды (ОДН) с мая 2013 года по февраль 2014 года.
Начисление платы за ОДН по электроэнергии в указанном доме производится на основании показаний общедомового прибора учета (Меркурий 30 ART-03 CLN, заводской номер 01711098) - акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 26 марта 2013 года.
Как установлено апелляционным судом, количество потребленной на общедомовые нужды электроэнергии рассчитывается обществом как разница между количеством потребленной электроэнергии по общедомовому прибору учета и количеством электроэнергии, потребленной по приборам учета в каждой квартире.
До настоящего времени между ОАО "Мосэнергосбыт" и управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домов - ЗАО "ЕЖКХ", не заключен договор электроснабжения мест общего пользования.
По результатам проверки составлен акт от 25 марта 2014 года.
Управлением 25 марта 2014 года вынесено предписание N 1-16-02159-12-2014, согласно которому ПАО "Мосэнергосбыт" необходимо в срок до 23 мая 2014 года произвести перерасчет (возврат) неправомерно начисленной платы за общедомовые нужды по электроэнергии всем собственникам и нанимателям многоквартирного дома N 24 по ул. 8 Марта г.Кашира Московской области за период с мая 2013 года по настоящее время.
Не согласившись с указанным предписанием административного органа, ОАО "Мосэнергосбыт" обжаловало его в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 августа 2014 года по делу N А41-20350/14 заявленные ПАО "Мосэнергосбыт" требования удовлетворены, предписание от 25 марта 2014 года N 1-16- 02159-12-2014 признано незаконным и отменено (л.д. 19 т. 1).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2014 года по делу N А41-20350/14 решение Арбитражного суда Московской области от 04 августа 2014 года по делу N А41-20350/14 отменено. В удовлетворении заявления отказано (л.д. 31 т. 1).
Вместе с тем общество полагая, что предписание является неисполнимым, и в нем отсутствуют правовая определенность законности и цели его вынесения, а также нацеленности на конкретно-определенный материально-правовой результат обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание отвечает требованию исполнимости и является законным.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определены полномочия должностных лиц органов государственного жилищного надзора, которые вправе, в том числе: выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдению обязательных требований.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В силу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с частью 6.3 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа юридическому лицу и содержащий требования по устранению выявленных нарушений.
Поскольку предписание носит административно-властный характер, природа и назначение данного ненормативного акта, исходя из его названия и функций инспекции, заключается в необходимости обязательного выполнения всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу.
Также, при вынесении предписания контролирующему органу необходимо обеспечить соблюдение не только норм законодательства, но и законных интересов нарушителя, не превышая разумно необходимые меры воздействия на него. В числе прочих, подразумевается, что предписание должно быть реально исполнимым.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
Таким образом, предписание должностного лица должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, требования которого нарушены, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
При этом, лицо, обязанное исполнить указания имеющего властный характер ненормативного акта уполномоченного органа, само определяет мероприятия, связанные с его исполнением.
Вопреки апелляционной жалобы о неисполнимости оспариваемого предписания ввиду того, что предписание не содержит конкретных указаний и четких формулировок относительно действий, необходимых совершить в целях устранения нарушений, апелляционный суд пришел к выводу, что оспариваемое предписание исполнимо и у общества фактически не имеется неясности в том, что ему необходимо предпринять в целях устранения выявленных нарушений законодательства.
Заявляя требования о признании оспариваемого предписания не подлежащим исполнению, общество указало на изменение законодательства и банкротство управляющей организации ЗАО "ЕЖКХ" г. Каширы.
Суд, отклоняя доводы заявителя, отмечает, что изменения части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которые ссылается общество, вступили в силу 30 июня 2015 года. Между тем, оспариваемым ненормативным правовым актом заявителю предписано произвести перерасчёт (возврат) неправомерно начисленной платы за ОДН по электроэнергии за период с мая 2013 года по настоящее время. Указанное в рассматриваемом предписании окончание периода перерасчета "по настоящее время" суд расценивает на дату его составления, то есть 25 марта 2014 года, что подтверждено в судебном заседании представителем управления. С учетом изложенного изменения жилищного законодательства с 30 июня 2015 года не могут служить основанием для неисполнения предписания в период с мая 2013 года по 25 марта 2014 года.
Банкротство управляющей организации ЗАО "ЕЖКХ" г. Каширы также не указывает на неисполнимость предписания, поскольку данным ненормативным правовым актом обществу указано произвести перерасчёт (возврат) неправомерно начисленной платы за ОДН по электроэнергии за период с мая 2013 года по настоящее время всем собственникам и нанимателям многоквартирного дома N 24 по ул. 8 Марта в г. Кашира Московской области. Обществом не доказано, что банкротство управляющей организации ЗАО "ЕЖКХ" г. Каширы является препятствием для исполнения предписания. Сама по себе ссылка в оспариваемом предписании на ЗАО "ЕЖКХ" г. Каширы не свидетельствует о невозможности его исполнения.
Законность и обоснованность предписания от 25 марта 2014 года N 1-16-02159-12-2014 установлены судебными актами по делу N А41-20350/14.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в рамках вступившего в законную силу арбитражного дела N А41-20350/14 и получили правовую оценку.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 сентября 2015 года по делу N А41-84490/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-84490/2014
Истец: ОАО "Мосэнергосбыт"
Ответчик: Государственное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
Третье лицо: Государственное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2461/16
20.11.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13256/15
18.09.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-84490/14
23.06.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5356/15
26.03.2015 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-84490/14