Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 февраля 2016 г. N Ф03-6186/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
20 ноября 2015 г. |
Дело N А51-16210/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Владивостока
апелляционное производство N 05АП-9769/2015
на решение от 21.09.2015
судьи Д.А. Самофал
по делу N А51-16210/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Гудимовой Екатерины Валентиновны (ИНН 253610842265, ОГРНИП 308253621300010, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 31.07.2008)
об оспаривании решения Администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002) от 13.07.2015 N 14155/20У об отказе в выдаче разрешения на строительство;
при участии:
от администрации города Владивостока: представитель Морошкин А.Н. по доверенности от 02.10.2015 N 1-3/3425, сроком по 31.12.2016, водительское удостоверение;
от ИП Гудимовой Е.В.: представитель Соседко Н.А. по доверенности от 26.06.2015 25 АА 1512245, сроком на восемь лет, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гудимова Екатерина Валентиновна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Е.В. Гудимова) обратилась с арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока (далее - ответчик, администрация) от 13.07.2015 N 14155/20У об отказе в выдаче разрешения на строительство "Проект здания станции технического обслуживания, расположенного в г. Владивостоке, в 160 м от ориентира ул. Героев Варяга, д. 10", и о понуждении администрации выдать разрешение на строительство.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.09.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, администрация г. Владивосток обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает, что градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 25:28:040013:1657 предусматривает минимальные отступы в размере 5 метров от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений. Необходимость соблюдения указанных отступов обусловлена наличием противопожарных правил.
Со ссылкой на пункт 8.8 СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденным приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, указывает, что расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быт для зданий высотой до 28 метров включительно - 5-8 метров. Учитывая содержание вышеуказанных требований относительно пожарных проездов и подъездов, расстояние от внутреннего края проезда до стены планируемого к строительству здания или сооружения должно составлять не менее 5 метров.
Вместе с тем, проектной документацией, предоставленной предпринимателем, здание станции технического обслуживания запроектировано вплотную к красным линиям и границам земельного участка с кадастровым номером 25:28:040013:1657 без соблюдения вышеуказанных отступов, в связи с чем отказ администрации в выдаче разрешения на строительство является законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель администрации города Владивостока доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель предпринимателя на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что на основании распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) от 28.04.2014 N 1047-рз между Департаментом (арендодатель) и предпринимателем Е.В. Гудимовой (арендатор) заключен договор аренды от 20.05.2014 N 04-Ю-18910, в соответствии с которым предпринимателю предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:28:040013:1657, площадью 780 кв.м, из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Героев Варяга, 10 (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находиться примерно в 160 м от ориентира по направлению на юго-восток), разрешенное использование: станции технического обслуживания автомобилей, авторемонтные предприятия, в целях строительства станции технического обслуживания автомобилей.
В 2014 году по заказу предпринимателю Е.В. Гудимовой ООО "Консалтинговая Компания "Арктур Эксперт" разработана проектная документация: "Проект здания станции технического обслуживания, расположенного в г. Владивостоке, в 160 метрах от ориентира ул. Героев Варяга, д. 10".
07.07.2015 (вх. N 14155/20у) предприниматель обратилась в администрацию г. Владивостока с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Проект здания станции технического обслуживания, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Героев Варяга, 10".
По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных документов, администрация г. Владивостока пришла к выводу о невозможности выдачи разрешения на строительство, сославшись на то, что в соответствии с градостроительным планом земельного участка N RU25304000-1807201400000205 рекомендуемые минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений составляют 5 метров. Однако объект запроектирован вплотную к красным линиям и границам земельного участка с кадастровым номером 25:28:040013:1657.
Отказ оформлен письмом от 13.07.2015 N 14155/20у.
Не согласившись с отказом ответчика, посчитав, что он не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последняя обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрация не представила доказательств, объективно свидетельствующих о нарушении предпринимателем требований градостроительного плана земельного участка, а также нормативного обоснования невозможности совпадения минимальных отступов, принятых нулю (нулевые отступы) с границами земельного участка.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит указанный вывод суда первой инстанции ошибочным с силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", разрешение на строительство определяется как основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Порядок выдачи разрешения на строительство предусмотрен статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ).
В силу части 1 данной статьи разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 ГрК РФ).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы с приложением соответствующих документов, предусмотренных данной нормой (в частности, градостроительного плана земельного участка, материалов проектной документации и разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства).
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
На основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 этой статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Такие же основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, предусмотрены Административным регламентом предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство", утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1606.
Из изложенных норм следует, что уполномоченный орган проверяет как наличие всех документов, так и их содержание, после чего принимает решение по вопросу выдачи разрешения на строительство.
Частью 14 статьи 51 ГрК РФ установлено, что отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, в обоснование оспариваемого отказа администрация города Владивостока указала на несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка N RU25304000-1807201400000205 в части несоблюдения рекомендуемых минимальных отступов от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 40 ЗК РФ право пользователя земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Частью 2 статьи 85 ЗК РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (часть 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно части 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Исходя из содержания части 1 статьи 30 ГрК РФ, правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
На территории Владивостокского городского округа действуют Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее по тексту - Правила землепользования и застройки).
В соответствии со статьей 5 Правил землепользования и застройки использование и застройка земельных участков на территории Владивостокского городского округа, на которые распространяется действие градостроительных регламентов, могут осуществляться правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства с соблюдением их разрешенного использования, установленного настоящими Правилами.
Для каждого земельного участка и объекта капитального строительства разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам, установленным указанными Правилами.
В силу части 4 статьи 85 ЗК РФ реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:040013:1657 находится взоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4).
Градостроительный регламент территориальной зона П-4 установлен статьей 36 Правил землепользования и застройки.
Согласно указанной статье минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, не установлены, рекомендуемый минимальный отступ - 5 м.
Согласно статье 44 ЗК РФ подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется применительно к предназначенному для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельному участку. В силу части 3 статьи 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются в том числе границы земельного участка, информация о градостроительном регламенте, а также информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на таком земельном участке.
По смыслу статей 41-46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 25:28:040013:1657 также предусматривает минимальные отступы в размере 5 метров от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Поскольку пунктом 36 Правил землепользования и застройки и градостроительным планом предусмотрено соблюдение минимального отступа в размере 5 метров от границ земельного участка, такой отступ не должен быть менее 5 метров.
Как отмечалось выше, согласно пункту 2 части 1 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованиям с соблюдением, в том числе, противопожарных правил и нормативов.
Пунктом 6 статьи 63 Федерального закона РФ N 123-ФЗ (далее - Закон N 123-ФЗ) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Согласно статьи 90 Закона N 123-ФЗ для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
В соответствии со статьей 60 Закона N 123-ФЗ обеспечение беспрепятственного проезда техники к месту пожара относится к первичным мерам пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 утвержден свод правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130).
Настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара (пункт 1.1 СП 4.13130).
Следовательно, указанный свод правил, по существу относится к градостроительному регламенту.
Согласно пункту 8.1 СП 4.13130 подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:
- с двух продольных сторон - к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, ФЗ, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;
- со всех сторон - к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.
Пунктом 8.2 СП 4.13130 установлено, что к зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:
- с одной стороны - при ширине здания или сооружения не более 18 метров;
- с двух сторон - при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:
- меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;
- двусторонней ориентации квартир или помещений;
- устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий (пункт 8.3 СП 4.13130).
В соответствии с пунктом 8.8 СП 4.13130 Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:
для зданий высотой до 28 метров включительно - 5 - 8 метров;
для зданий высотой более 28 метров - 8 - 10 метров.
Учитывая вышеприведенные нормативные положения, принимая во внимание, что высота предполагаемого к строительству здания составляет 5,220 м., расстояние от внутреннего края проезда до стены планируемого здания должно составлять не менее 5 метров.
Таким образом, в рассматриваемом случае необходимость соблюдения минимальных отступов в размере 5 метров от границ участка обусловлена требованиями противопожарных норм и правил.
Вместе с тем, как следует из представленной в материалы дела проектной документации объекта "здание станции технического обслуживания, расположенного в г. Владивостоке, в 160 метрах от ориентира ул. Героев Варяга, д. 10", данный объект запроектирован вплотную к красным линиям и границам земельного участка с кадастровым номером 25:28:040013:1657 без соблюдения вышеуказанных отступов.
Указание заявителя на то обстоятельство, что предполагаемый к строительству объект вплотную примыкает к дороге, по которой может быть обеспечен беспрепятственный проезд пожарных автомобилей, коллегий во внимание не принимается, поскольку минимальные отступы установлены от границ участка, на котором предполагается строительство объекта.
При изложенных обстоятельствах коллегия суда апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого отказа администрации г. Владивостока.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ отменить, как принятое с нарушением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя.
С учетом результатов рассмотрения спора, судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ коллегия относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.09.2015 по делу N А51-16210/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-16210/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 февраля 2016 г. N Ф03-6186/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Гудимова Екатерина Валентиновна
Ответчик: Администрация города Владивостока
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6186/15
26.01.2016 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9769/15
20.11.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9769/15
21.09.2015 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-16210/15