г. Самара |
|
20 ноября 2015 г. |
дело N А72-5581/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Кузнецова С.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой О.А.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу акционерного общества "Заволжское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.09.2015 по делу N А72-5581/2015 (судья Козюкова Л.Л.)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к закрытому акционерному обществу "Заволжское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (ОГРН 1027301569680, ИНН 7328039379), третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Бенчмарк - лоджистик", общество с ограниченной ответственностью "Лидер", о взыскании 45 400 руб.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к закрытому акционерному обществу "Заволжское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (далее - ответчик, ЗАО "Заволжское ППЖТ") о взыскании штрафа за задержку вагонов в сумме 45 400 руб.
Определением от 09.07.2015 удовлетворены ходатайства истца о замене наименования ответчика на акционерное общество "Заволжское предприятие промышленного железнодорожного транспорта", привлечении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Бенчмарк - лоджистик" и ООО "Лидер".
Решением от 02.09.2015 с акционерного общества "Заволжское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскан штраф в сумме 45 400 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что суд не учел его довод о том, что ОАО "РЖД" не представило суду доказательств передачи полномочий от собственников вагонов за пользование и владение данными вагонами, а также наличие договорных отношений с собственниками вагонов. Кроме того, не представило доказательств наличия требований собственников вагонов о взыскании каких-либо штрафных санкций или факта передачи денежных средств, взысканных в соответствии со статьей 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав).
Основанием для применения статьи 62 Устава являются правомочия, предусмотренные статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ).
Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от20.03.2012 N 15028/11 наличие прав владельца на грузовые вагоны является непременным условием для применения статьи 62 Устава. В данном случае истец не является собственником вагонов.
Ответственность за совершение действий, осуществляющих погрузку и выгрузку вагонов, то есть грузополучатели, грузотправители данных вагонов. Такими субъектами являются третьи лица ООО "Бечмарк-лолжистикс" и ООО " Лидер", в адрес которых прибыли вышеуказанные грузовые вагоны.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
01.07.2009 между ОАО "РЖД" (Дорога) и ЗАО "Заволжское ППЖТ" " (в настоящее время акционерное общество "Заволжское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (Владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Заволжское ППЖТ" при станции Верхняя Терраса Куйбышевской железной дороги (с протоколом разногласий, протоколом согласования, в редакции решения арбитражного суда Ульяновской области от 28.01.2010 по делу N А72-15938/2009), в соответствии с которым осуществляется эксплуатация принадлежащего Владельцу железнодорожного пути необщего пользования локомотивом Владельца, примыкающего стрелочным переводом N1/3 в нечетной горловине станции Верхняя Терраса (пункт 1 договора).
В соответствии с пунктом 19 договора за задержку вагонов, принадлежащих Дороге, под погрузкой-выгрузкой на железнодорожном пути необщего пользования, Владелец в соответствии со статьёй 62 Устава несёт имущественную ответственность, предусмотренную статьями 99 и 100 Устава.
В пункте 17.4 договора Владелец обязуется своевременно и полностью оплачивать Перевозчику штрафы, предусмотренные Уставом в соответствии с правилами оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (договор в редакции дополнительного соглашения от 21.09.2010).
Пунктом 6 договора предусмотрено, что подача вагонов, контейнеров на приёмо-отправочные железнодорожные пути необщего пользования 1,2,3,4 станции Промышленная и их уборка на станцию Верхняя Терраса производится как локомотивом Владельца серии ТЭМ-2, имеющего право выезда на пути ОАО "РЖД", так и локомотивом серии ТЭМ-2 ОАО "РЖД".
Согласно пункту 8 договора готовые вагоны, контейнеры Дорога убирает не позднее 6,6 часа с момента передачи Владельцем Дороге уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке с выставочного пути, но не менее чем через два часа после его приёма. В случае, если вагоны, контейнеры с выставочных железнодорожных путей убирает "Владелец" своим локомотивом, то он уведомляет Дорогу не менее, чем за два часа о предстоящей уборке вагонов, контейнеров с выставочных железнодорожных путей.
В адрес ответчика по железнодорожной накладной N 08918184 прибыли из Республики Беларусь два вагона N N 43941244, N 42099812.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 113177 за период с 11.11.2014 по 11.11.2014, памятки приёмосдатчика N 2595 на подачу вагонов, N 2605 на уборку вагонов, ответчику был подан 09.11.2014 в 04 час. 00 мин. под выгрузку вагон N 42099812 и убран 11.11.2014, в 02 час. 00 мин.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 114190 за период с 13.11.2014 по 13.11.2014, памятки приёмосдатчика на подачу вагонов N 2595, N 2626 на уборку вагонов, ответчику был подан 09.11.2014 г. в 04 час. 00 мин. под выгрузку вагон N 43241244 и убран вагон 13.11.2014 в 03 час. 00 мин.
Из ведомости подачи и уборки вагонов N 116205, памятки приёмосдатчика N 2699 на подачу вагонов за период 26.11.2014, памятки приёмосдатчика N 2716 на уборку вагонов усматривается, что ответчику 24.11.2014, в 01 час. 15 мин. поданы вагоны под выгрузку N 39310685, N 39311246, убраны вагоны- 26.11.2014 в 06 час. 00 мин.
В соответствии со статьями 62, 99 Устава за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на 24 часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штраф, установленный статьей 100 Устава.
Статьей 100 Устава установлен штраф в размере 0,2% минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона.
Согласно пунктам 12, 13 договора (в редакции решения Арбитражного суда Ульяновской области от 28.01.2010) "неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки контрагентов и уборкой вагонов с этих мест локомотивом Владельца составляет 1,37 часа на вагон" ( или 1 час. 20 мин., так как в 1 часе -60 мин., 60 мин. * 0,37 = 22,2 мин.), на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 5,4 часа (или 5 час. 24 мин, так как в 1 часе - 60 мин., 60 мин * 0,4 час = 24 мин.).
В соответствии с условиями договора, истец начислил ответчику штраф по ведомости подачи и уборки вагонов N 113177 (вагон N 42099812) в размере 3400 руб.
По ведомости подачи и уборки вагонов N 114190 (вагон N 43941244) в размере 13 200 руб.
По ведомости подачи и уборки вагонов N 116205 (вагоны N 39310685, N 39311246 в размере 28 800 руб.
Для добровольной оплате указанных сумм истец направил в адрес ответчика уведомления и претензию, которые были оставлены ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
По железнодорожной накладной N 08918184, по которой были отправлены вагоны N N 43941244, 42099812 со станции отправления Светлогорск-на-Березине Республики Беларусь Унитарным предприятием "Торговый Дом "Светлогорский завод ЖБИИК", получателем груза является - ЗАО "Заволжское ППЖТ".
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указал, что вагоны не принадлежат перевозчику и договором N 5/98 от 01.07.2009 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и действующим законодательством не предусмотрена ответственность за задержку вагонов, не принадлежащих перевозчику.
Указанный довод судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Право использовать вагоны, принадлежащие железнодорожным администрациям стран СНГ предусмотрено нормативными правовыми актами, принятыми на совещаниях и заседаниях государств-участников СНГ. В частности, Правилами эксплуатации, пономерного учёта и расчётов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, утверждёнными на совещании уполномоченных представителей ж.д.администрации 24.05.1996 ( пункты 1.1, 1.2, 1.12, 4.1) (далее - Правила эксплуатации), Соглашением о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении, утверждённым на 5-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 19-20.10.1992, доведенным до сведения указанием МПС РФ от 10.11.1992. N 200у ( пункты 1, 2).
Указанные вагоны государств-участников СНГ относятся к инвентарному парку, в связи с этим штраф начисляется как по вагонам, принадлежащим перевозчику.
В соответствии со статьей 3 Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами -участниками содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании (Минск, 22.01.1993), перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется на основе совместного использования грузов и контейнеров, являющихся собственностью государств - участников соглашения.
Пунктом 1.2 Соглашения о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении предусмотрено, что все вагоны совместного пользования должны иметь обозначения государства-собственника.
К перевозкам, как внутри железнодорожной администрации, так и между железнодорожными администрациями допускаются собственные грузовые вагоны, зарегистрированные в автоматизированном банке данных парка грузовых вагонов (пункт 1.12 Правил эксплуатации), пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств.
При этом пунктом 4.1 названных Правил эксплуатации предусмотрено, что железнодорожная администрация - пользовательница оплачивает железнодорожной администрации - собственнице вагонов за пользование грузовыми вагонами ее инвентарного парка (Правила комплексных расчётов между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества независимых государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утверждёнными на 12-м заседании Совета по железнодорожному транспорту 10.12.1994 (в редакции от 19.11.2013.).
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и в силу пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Суд правильно указал, что анализ названных международных соглашений позволяет сделать вывод, что в период нахождения грузовых вагонов, являющихся собственностью стран СНГ, на территории Российской Федерации, их использование железнодорожной администрацией осуществляется на праве возмездного пользования.
Согласно разделу 3 Регламента взаимодействия между Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным агентством железнодорожного транспорта и открытым акционерным обществом"Российские железные дороги" по вопросам участия в работе Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, подписанному 27.10.2008 г. Минтрансом РФ, Росжелдор, ОАО "РЖД" и утверждённому распоряжением ОАО "РЖД" N 2504р от 26.11.2008, полномочным представителем железнодорожной администрации Российской Федерации назначен президент ОАО "РЖД".
В соответствии с пунктом 1.3 указанного Регламента взаимодействия к компетенции ОАО "РЖД" относятся вопросы обеспечения железнодорожного транспорта, в том числе в области функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и осуществления перевозочного процесса, хозяйственных взаимоотношений с железнодорожными администрациями и организациями железнодорожного транспорта других государств.
ОАО "РЖД", как представитель железнодорожной администрации Российской Федерации, обоснованно применяет Соглашение о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств-участников Содружества, Соглашение о разделении инвентарного парка грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР,
Правила эксплуатации, пономерного учёта и расчётов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, утверждёнными на совещании уполномоченных представителей ж.д.администраций 24.05.1996, Правила комплексных расчётов между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества независимых государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.
Статья 62 Устава предусматривает ответственность за задержку вагонов принадлежащих перевозчику. В указанной статье не содержится положений о том, что перевозчик должен являться собственником (либо титульным владельцем) грузовых вагонов.
Следовательно, сам факт нахождения вагонов, собственником которых являются страны СНГ, в возмездном пользовании ОАО "РЖД", не исключает право последнего требовать штрафа за их задержку от неисправного контрагента.
Проверив представленный расчет, суд первой инстанции признал его правильным и на основании статьи 309 ГК РФ правомерно удовлетворил заявленные требования.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ отнесены на ответчика.
Доводы изложенные в апелляционной жалобе отклоняются как необоснованные.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не противоречат сложившейся судебной практике по спорному вопросу, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.09.2015 по делу N А72-5581/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Заволжское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5581/2015
Истец: ОАО "РЖД", ОАО Российские железные дороги (ОАО РЖД )
Ответчик: АО "Заволжское предприятие промышленного железнодорожного транспорта", ЗАО "Заволжское ППЖТ", ЗАО "Заволжское предприятие промышленного железнодорожного транспорта"