Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 1 апреля 2016 г. N Ф06-6406/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
20 ноября 2015 г. |
Дело N А06-3630/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" ноября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 31 августа 2015 года N А06-3630/2015 (судья Блажнов Д.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" (414000, г. Астрахань, ул. Ленина/ул. Бабушкина 30/33, ИНН 3006006420 ОГРН 1023001538460)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Никольская, д. 9, ИНН 3015067349 ОГРН 1043000718200)
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, выраженного в письме от 13.02.2015 N 30-30-01/010/2014-910;
об обязании произвести государственную регистрацию прав на объект "Теплоснабжение", назначение - нежилое, протяженностью 70 м,
при участии в судебном заседании представителей: от общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" - представитель Соколова А.В., по доверенности N 105 от 01.04.2015 (паспорт),
без участия в судебном заседании представителей: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (почтовое уведомление N 96178 приобщено к материалам дела),
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, выраженного в письме от 13.02.2015 N 30-30-01/010/2014-910; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области произвести государственную регистрацию прав на объект "Теплоснабжение", назначение - нежилое, протяженностью 70 м.
Решением от 31 августа 2015 года по делу N А06-3630/2015 признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области в государственной регистрации права собственности, выраженный в письме от 13.02.2015 N 30-30-01/010/2014-910.
На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области возложена обязанность произвести государственную регистрацию права собственности общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" на объект "Теплоснабжение", протяженностью 70 м.
С Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обществом с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель по настоящему делу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности N 30-АА 826476 от 10.12.2012 обществу с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" принадлежит земельный участок, кадастровый номер 30:12:020292:435, категория земель: земли населенных пунктов - офисы, конторы различных организаций, компаний, площадь 999 кв.м., по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, ул. Савушкина, д. 6 (т. 1, л.д. 20).
Кроме того, из свидетельства о государственной регистрации права 30-АБ 024125 от 25.04.2014 следует, что общество также является собственником объекта недвижимого имущества - здания, назначение: нежилое здание, общая площадь 1 512 кв.м., этажность 3, адрес: Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, ул. Савушкина, д. 6, кадастровый (условный) номер: 30:12:020307:317 (т. 1, л.д. 21).
17 ноября 2014 года ООО "Газпром добыча Астрахань" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на вспомогательный по отношении к вышеуказанному зданию объект недвижимого имущества "Теплоснабжение", протяженностью 70 м (т. 2, л.д. 124).
Общество представило в регистрирующий орган следующие документы: кадастровый паспорт от 19.08.2014 на объект "Теплоснабжение"; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 25.12.2013; акт приемки законченного реконструкцией объекта приемочной комиссии N 528 от 19.12.2013; разрешение на строительство от 28.06.2012; доверенность от 16.09.2014; разрешение на производство работ от 03.12.2012; письмо N 5266 от 09.06.2012; письмо N 1525/192 от 16.04.2012; разрешение на производство работ N 721 от 16.11.2011 (т. 1, л.д. 46).
Однако, 10.12.2014 регистрирующий орган уведомил о приостановлении государственной регистрации на указанный объект, на том основании, что заявителем не была уплачена госпошлина в размере 15 000 рублей, не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности, а также объект не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Обществу было предложено устранить обстоятельства, послужившие основаниями для приостановления государственной регистрации, в срок до 30.12.2014 (т. 1, л.д. 51).
Уведомлением регистрирующего органа от 30.12.2014 государственная регистрация также была приостановлена на основании заявления представителя общества (т. 2, л.д. 105 - 106, 126).
15 января 2015 года и 29 января 2015 года обществом представлены в регистрирующий орган: декларация об объекте недвижимого имущества от 15.01.2015; заявление о возобновлении государственной регистрации; платежное поручение от 01.12.2014 (т. 2, л.д 97, 98, 99,101, 104).
В свою очередь Управление приняло решение в виде сообщения об отказе в государственной регистрации от 13.02.2015 N 30-30-01/010/2014-910, которым отказало ООО "Газпром добыча Астрахань" в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.
Отказ мотивирован тем, что в нарушение пункта 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ в представленной декларации об объекте недвижимого имущества от 15.01.2015 не указан кадастровый номер земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, не указаны полностью адрес (местоположение) объекта (указаны только район и город); в нарушение статьи 25.3 Закона не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, кадастровый номер земельного участка в декларации также не указан; в нарушение статьи 185 Гражданского кодекса РФ в представленной доверенности от 16.09.2014 отсутствуют полномочия на подписание от имени общества декларации об объекте недвижимого имущества (т. 1, л.д. 49).
ООО "Газпром добыча Астрахань", не согласившись с указанными решениями регистрирующего органа, обратился в суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд Астраханской области счел требования подлежащими удовлетворению, указав, что решение регистрирующего органа противоречит нормам Закона о государственной регистрации прав и нарушает права заявителя в его экономической сфере деятельности.
Поскольку из материалов дела судом не установлено наличие каких-либо иных препятствий для государственной регистрации права собственности заявителя на спорный объект недвижимости, то на регистрирующий орган в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ возложена обязанность произвести государственную регистрацию права собственности ООО "Газпром добыча Астрахань" на объект "Теплоснабжение", протяженностью 70 м.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу статьи 4 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя при представлении заявителем необходимых для ее проведения документов.
Основания для государственной регистрации и требования к документам, предъявляемым на государственную регистрацию прав, содержатся в статьях 17, 18 указанного Закона.
Так, в силу пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным статьями 9 и 13 Закона о регистрации, осуществляет правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверку юридической силы правоустанавливающих и других представленных на регистрацию документов.
Статья 20 Закона о регистрации содержит основания для отказа в совершении регистрационных действий.
ООО "Газпром добыча Астрахань" представило в регистрирующий орган следующие документы: кадастровый паспорт от 19.08.2014 на объект "Теплоснабжение"; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 25.12.2013; акт приемки законченного реконструкцией объекта приемочной комиссии N 528 от 19.12.2013; разрешение на строительство от 28.06.2012; доверенность от 16.09.2014; разрешение на производство работ от 03.12.2012; письмо N 5266 от 09.06.2012; письмо N 1525/192 от 16.04.2012; разрешение на производство работ N 721 от 16.11.2011 (т. 1, л.д. 46).
15 января 2015 года и 29 января 2015 года ООО "Газпром добыча Астрахань" представлены в регистрирующий орган: декларация об объекте недвижимого имущества от 15.01.2015; заявление о возобновлении государственной регистрации; платежное поручение от 01.12.2014 (т. 2, л.д 97, 98, 99,101, 104).
Правоустанавливающие документы на все земельные участки, на которых расположен объект недвижимого имущества - тепловые сети, в рассматриваемом случае Обществом представлены не были.
Абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, государственная регистрация удостоверяет вещные права на недвижимость, не являясь основанием их возникновения (прекращения).
Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном данным Федеральным законом порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Следовательно, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется при предоставлении следующих документов:
- правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества;
- разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Вместе с тем, необходимо принимать во внимание, что положения пункта 1 статьи 25 Закона о регистрации о том, что право регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, не учитывают специфику регистрации линейных сооружений, в том числе инженерных коммуникаций.
В силу пунктов 1, 2 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном данным Федеральным законом порядке.
Не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство.
Как следует из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с данным Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Положениями Земельного кодекса РФ, в том числе статей 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса РФ, предусмотрено, что нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках, не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
В соответствии с пунктом 8 статьи 90 Земельного кодекса РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.
При этом после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется.
У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Принимая во внимание положения статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, а также то, что инженерные коммуникации могут располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких - либо договорных отношений с ними, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области не имело право требовать от заявителя предоставления правоустанавливающих документов на земельный участок, по которому проходят инженерные коммуникации.
При этом, согласно разрешению N 721 от 16.11.2011, выданному начальником Управления благоустройства и озеленения администрации г. Астрахани, было разрешено производство работ, связанных со вскрытием асфальтобетонного покрытия в целях прокладки теплосети в лотках от ул. Савушкина, 4 до ул. Савушкина, 6 корп. 2, т.е. около вышеуказанного нежилого здания общества, принадлежащего ему на праве собственности, расположенного по адресу: ул. Савушкина, 6.
Довод Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области о том, что в декларации об объекте недвижимого имущества не указан точный адрес спорного сооружения и номер земельного участка, что является нарушением приказа Министерства экономического развития РФ от 03.112009 N 447 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества", суд обоснованно отклонил в силу следующего.
В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к вопросам местного значения городского округа относятся присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, а также установление нумерации домов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
По смыслу Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления услуги.
Положения о запрете истребовать у заявителя документы и информацию, не предусмотренную в качестве обязательной специальными правовыми нормами, подлежат применению в отношении всех видов документов и информации независимо от ее обладателя.
Согласно пункту 27 части 1 статьи 12 Устава муниципального образования "Город Астрахань" к вопросам местного значения города Астрахани относятся: присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городе Астрахани, установление нумерации домов.
Согласно пункту 1.1. Положения о порядке присвоения почтовых адресов объектам недвижимого имущества, расположенным на территории муниципального образования "Город Астрахань" (утв. Постановлением администрации города Астрахани от 26 сентября 2013 года N 8920) настоящее Положение определяет порядок адресации земельных участков, жилых и нежилых зданий, имущественных комплексов, занимающих территорию, на которой размещены несколько объектов недвижимого имущества (предприятия, владения). Действия, производимые по адресации земельных участков, жилых и нежилых зданий, имущественных комплексов (далее - объекты), являются основанием для внесения изменений в Адресный реестр города Астрахани (далее - Адресный реестр).
Пунктом 1.3 Положения определено управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани в качестве структурного подразделения администрации города Астрахани, уполномоченного на выполнение функций по присвоению адресов объектам недвижимости и регистрации их в Адресном реестре города Астрахани, ведению Адресного реестра, предоставлению информации об адресах объектов недвижимости на территории муниципального образования "Город Астрахань".
Постановлением администрации города Астрахани от 02.04.2015 N 1817 "Об утверждении Положения о порядке присвоения, изменения и аннулирования адресов объектам адресации, расположенным на территории муниципального образования "Город Астрахань" утверждено новое Положение о порядке присвоения, изменения и аннулирования адресов объектам адресации, расположенным на территории муниципального образования "Город Астрахань".
Полномочия на выполнение функций по присвоению, изменению и аннулированию адресов объектам адресации, а также по размещению, изменению, аннулированию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра делегированы управлению по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные данным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном названным Законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство), и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 названного Закона).
Форма такой декларации утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.11.2009 N 447 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества" (далее - Приказ N 447).
В представленной обществом в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области декларации об объекте спорного недвижимого имущества в качестве адреса (местоположения) объекта указан: Астраханская область, Ленинский район, город Астрахань. Такой же адрес объекта содержится и в кадастровом паспорте данного объекта.
Декларация, поданная обществом при заявлении к государственной регистрации права собственности на объект, соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447 и содержит надлежащее описание о заявленном к регистрации объекте недвижимости, о чем имеется соответствующее указание в представленной Декларации.
В представленной обществом для государственной регистрации объекта недвижимого имущества декларации отсутствовал кадастровый номер земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, что предусмотрено пунктом 4 Декларации.
Однако, незаполнение отдельных сведений в указанной Декларации, которые следуют из других документов, представленных на государственную регистрацию, не может являться законным для отказа в государственной регистрации права по формальным основаниям, поскольку в силу пункта 1 статьи 19 Закона о государственной регистрации прав в компетенции Управления разъяснить заявителю о заполнения декларации.
Довод Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области о том, что в нарушение требований ст. 185 Гражданского кодекса РФ в представленной на государственную регистрацию доверенности от 16.09.2014 N 3д-2034 отсутствовали полномочия на подписание от имени Общества правоустанавливающего документа - Декларации, получил надлежащую оценку в судебном акте как несостоятельный в силу следующего.
В силу п. 1 ст. 182 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель.
Согласно пункту 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
При этом, закон не устанавливает требований о том, что в доверенности специально должны быть оговорены полномочия представителя на подписание от имени юридического либо физического лица декларации об объекте недвижимого имущества.
В доверенности представителя ООО "Газпром добыча Астрахань" от 16.09.2014, который обращался в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права, содержатся полномочия по представлению интересов общества в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней на территории Астраханской области и других субъектов Российской Федерации.
Данное положение доверенности соответствует статье 185 ГК РФ, и включает в себя право подписания документов от имени общества, связанных с государственной регистрацией прав, в том числе, и право подписания вышеуказанной Декларации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях.
Согласно пункту 2 названной статьи не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 5 статьи 25.2 настоящего Федерального закона.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
Таким образом, по смыслу приведенной нормы закона, государственный регистратор обязан принять меры по получению, в том числе от заявителя, документов, необходимых для государственной регистрации прав.
В настоящем случае, как указывалось выше, государственный регистратор, приостановив государственную регистрацию, предложил обществу оплатить госпошлину в размере 15 000 руб. и представить правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности.
Указаний на необходимость представления каких-либо иных документов, требуемых для государственной регистрации, решение о приостановлении не содержит.
Таким образом, в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права недействительным.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Астраханской области от 31.08.2015 по делу N А06-3630/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с апелляционной жалобой, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 31 августа 2015 года по делу N А06-3630/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-3630/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 1 апреля 2016 г. N Ф06-6406/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Газпром добыча Астрахань"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области