г. Санкт-Петербург |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А26-5618/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Горбик В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещён,
от ответчика: не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23394/2015) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.08.2015 по делу N А26-5618/2015 (судья Левичева Е.И.), принятое
по заявлению ООО "Олонец-древ"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
о признании незаконными отказов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Олонец-древ" (ОГРН: 1116324002520, адрес места нахождения: 186000, Республика Карелия, г. Олонец, ул. Урицкого, д. 12, оф. 20; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН: 1071001000828, адрес места нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24; далее - Министерство) о признании незаконным отказа Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в выделении Обществу с ограниченной ответственностью "Олонец-древ" дополнительного объема древесины на 2015 год за счет недоиспользованного объема древесины в 2012 - 2014 годах, выраженный в письме от 03.06.2015 N 2.2.-21/5131, а также отказа в приеме лесной декларации от 08.05.2015 году на дополнительный объем древесины, выраженный в письме от 18.05.2015 N 1263 как несоответствующих требованиям Лесного кодекса Российской Федерации, Правилам заготовки древесины, утвержденным Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337, Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме".
Решением суда от 20.08.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. По мнению Министерства, у заявителя отсутствуют основания для получения дополнительного объема древесины за счет неполного освоения за предыдущие годы в связи с наличием задолженности за неиспользованный объем древесины; Министерство обязано действовать в соответствии с разъяснениями Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза), изложенными в письме от 05.04.2013 N АЖ-10-27/3847Ю согласно которым к декларации на выделяемый дополнительный объем древесины должно быть приложено решение уполномоченного органа.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители сторон не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (правопреемником которого является Министерство, далее - арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (правопреемником которого является Общество с ограниченной ответственностью "Олонец-древ", далее - арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 12.12.2007 в редакции Дополнительного соглашения от 02.09.2011 года, целью которого является заготовка древесины. Срок действия договора согласно пункту 7.1 установлен с 03.03.2006 года по 31.12.2029 года (л.д. 14 - 27).
Общество обращалось в Министерство с заявлением о предоставлении недоиспользованного объема древесины за 2012-2014 годы по данному договору аренды лесного участка в связи с полным освоением объема за 2015 год (л.д. 30 - 31).
Письмом от 03.06.2015 года N 2.2-21/5131 Министерство отказало в удовлетворении данного заявления по тем основаниям, что условием выделения дополнительного объема древесины является внесение в предыдущие годы арендной платы в полном объеме, предусмотренном договором аренды, исходя из установленного договором аренды и проектом освоения лесов годового объема изъятия древесины, а Общество имеет задолженность за недоиспользованную расчетную лесосеку 2012-2014 годов по данному договору аренды лесного участка (л.д.12 - 13).
08.05.2015 Обществом в ГКУ Республики Карелия "Пряжинское центральное лесничество" была подана лесная декларация (л.д. 32).
Письмом от 18.05.2015 года N 1263 ГКУ Республики Карелия "Пряжинское центральное лесничество" отказало в приеме данной лесной декларации в связи с превышением установленного ежегодного объема использования лесов (л.д. 11).
Полагая данные отказы незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 1, 8, 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила заготовки древесины устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил заготовки древесины, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила) заготовка древесины осуществляется в соответствии с Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1 статьи 26 ЛК РФ).
Как указано в пункте 12 Правил, рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.
Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (часть 4 статьи 29 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 10 Правил заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам. На лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку, при условии, если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству.
Таким образом, условием выделения дополнительного объема древесины является полное использование установленного на текущий год объема древесины проектом освоения лесов и непревышение суммарного объема древесины, заготовленной за последние 3 года, установленной расчетной лесосеки.
В материалах дела отсутствуют доказательства превышения суммарного объема древесины, заготовленной Обществом за последние 3 года, установленной расчетной лесосеки.
Полагая правомерным отказ в выделении дополнительного объема древесины и принятии лесной декларации на дополнительный объем древесины, Министерство ссылается на письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 05.04.2013 N АЖ-10-27/3847Ю, согласно которому к декларации на выделяемый дополнительный объем древесины должно быть приложено решение уполномоченного органа, и письмо от 06.10.2014 N НК-10-27/12001, согласно которому условием выделения дополнительного объема древесины является внесение в предыдущие годы арендной платы в полном объеме. Как указывает Министерство, у Общества имеется задолженность за неиспользованный объем древесины.
Вместе с тем, в силу статьи 2 ЛК РФ и статьи 13 АПК РФ указанные письма не являются нормативными правовыми актами, прошедшими в установленном порядке регистрацию и опубликование, а следовательно, не подлежат применению при рассмотрении судом настоящего дела.
В спорном периоде требование о полной уплате арендных платежей за предыдущие периоды в качестве условия предоставления дополнительного объема древесины нормативными правовыми актами, регулирующими лесные отношения, не установлено (пункт 11 Порядка). Министерство не подтвердило основания для отказа в приеме лесной декларации применительно к пункту 11 Порядка. Общество не требует выделения дополнительного объема древесины на безвозмездной основе.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учётом изложенного, судебная коллегия полагает, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.08.2015 по делу N А26-5618/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5618/2015
Истец: ООО "Олонец-древ"
Ответчик: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия