г. Киров |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А82-9978/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.08.2015 по делу N А82-9978/2015, принятое судом в составе судьи Кокуриной Н.О.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Яринвест Медикал" (ИНН: 7604045624, ОГРН: 1027600689115)
к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
(ИНН: 7604006689, ОГРН: 1027600676344),
о признании недействительным решения от 11.06.2015 N 2276,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Яринвест Медикал" (далее - Истец, ООО "Яринвест Медикал", Общество, страхователь) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд) о признании недействительным решения от 11.06.2015 N 2276.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 31.08.2015 требования Общества удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции не учтено, что у Общества не имелось оснований для применения пониженных тарифов при исчислении страховых взносов, установленные пунктом 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Учреждение полагает, что для применения такого тарифа в данном случае нужно исходить из того, что спорные выплаты были произведены в адрес работников аптечной организации, которые не имеют сертификата на право осуществления фармацевтической деятельности, поэтому такие выплаты должны облагаться страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Таким образом, заявитель апелляционной жалобы считает решение суда подлежащим отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неверно оценил обстоятельства дела и неправильно применил нормы материального права.
ООО "Яринвест Медикал" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 31.08.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом в отношении ООО "Яринвест Медикал" проведена выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 18.05.2015 N 207-ОСС.
11.06.2015 Учреждением принято решение N 2276 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, согласно которому Обществу начислены:
- страховые взносы в общей сумме 114 753,78 руб.,
- соответствующие суммы пени,
- штраф на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате их неправильного исчисления.
Общество с решением Фонда не согласилось и обратилось с заявлением в суд.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", требования страхователя признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Общество в соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В статье 58 Закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N61-ФЗ) и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
В соответствии с частью 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение 2012-2013 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, применяются следующие тарифы страховых взносов, в том числе, в 2012 году в Пенсионный фонд Российской Федерации - 20 процентов; в Федеральный фонд социального страхования - 0,0 процента; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,0 процента.
Согласно пункту 33 статьи 4 Закона N 61-ФЗ под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов.
В силу пункта 35 статьи 4 Закона N 61-ФЗ аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Фармацевтическая деятельность на основании пункта 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ осуществляется, в том числе, аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе, аптечными организациями (далее - "Положение...").
Согласно пункту 2 "Положения_" фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к "Положению..."), в том числе, хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Таким образом, согласно приведенному выше определению, фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование и лицензию, участвуют и иные работники аптечной организации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество осуществляет фармацевтическую деятельность через сеть принадлежащих ему аптек, имеет лицензию на фармацевтическую деятельность, является аптечной организацией и плательщиком ЕНВД в отношении деятельности по розничной торговле лекарственными препаратами.
Поскольку Общество имеет статус аптечной организации, осуществляющей фармацевтическую деятельность на основании лицензии, следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, оно относится к категории плательщиков, имеющих право применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пункта 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Апелляционный суд признает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что положения пункта 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ устанавливают пониженные тарифы для страхователя (в данном случае для ООО "Яринвест Медикал"), а не для конкретных работников, работающих у страхователя. Поскольку именно Общество осуществляет фармацевтическую деятельность и является плательщиком страховых взносов, следовательно, имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех работников, участвующих в фармацевтической деятельности Общества.
Довод Фонда о том, что пониженный тариф страховых взносов не применяется в отношении работников Общества, не имеющих фармацевтического образования и сертификата специалиста, признается апелляционным судом несостоятельным в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В силу пункта 2 статьи 52 Закона N 61-ФЗ физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в части 1 настоящей статьи.
Из положений пунктов 1 и 2 статьи 52 Закона N 61-ФЗ следует, что работники аптеки (как отдельные физические лица) самостоятельно не осуществляют фармацевтическую деятельность: согласно пункту 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ такую деятельность осуществляет аптечная организация.
Ссылка Фонда на письмо Минздравсоцразвития N 19-6/3023271-2288 от 13.04.2012 признает апелляционным судом несостоятельной, поскольку данный документ не является правовой нормой и не может применяться при рассмотрении споров в судебном порядке.
Несостоятелен довод заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки всем его доводам, поскольку заявитель жалобы не указал, что именно, по его мнению, не оценил или оценил неверно суд первой инстанции.
В данном случае, апелляционный суд считает, что, исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для доначисления Обществу страховых взносов, пеней и штрафов, что было произведено Фондом по результатам выездной проверки страхователя.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в жалобе не приведено.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.08.2015 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы ФСС России освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.08.2015 по делу N А82-9978/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 7604006689, ОГРН: 1027600676344) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-9978/2015
Истец: ООО "ЯРИНВЕСТ МЕДИКАЛ"
Ответчик: ГУ Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации