г. Воронеж |
|
20 ноября 2015 г. |
Дело N А64-4592/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.11.2015.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А., Протасова А.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская Жилищная Компания-С" (ОГРН 1126829006468, ИНН 6829085416) в лице конкурсного управляющего Степунина Р.В.:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН 1026801156172, ИНН 6831001163): |
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская Жилищная Компания-С" в лице конкурсного управляющего Степунина Р.В. на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.09.2015 по делу N А64-4592/2015 (судья Игнатьев Д.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская Жилищная Компания-С", г. Тамбов (ОГРН 1126829006468, ИНН 6829085416) об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН 1026801156172, ИНН 6831001163) от 03.07.2015 о назначении административного наказания по делу NАП 4-31/15 об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовская Жилищная Компания-С", г. Тамбов (далее - заявитель, ООО "ТЖК-С") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - антимонопольный орган, Тамбовское УФАС России) об отмене постановления от 03.07.2015 о назначении административного наказания по делу N АП4-31/15 об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.09.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ТЖК-С" в лице конкурсного управляющего Степунина Р.В. обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что оспариваемое постановление принято антимонопольным органом за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Тамбовское УФАС России указывает, что Общество совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, выразившееся в совершении недобросовестной конкуренции на рынке управления многоквартирными домами г. Тамбова, частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрен годичный срок привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Тамбовское УФАС России ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Дело рассматривалось в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее:
ООО "ТЖК-С" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем 18.09.2012 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Как следует из материалов дела, в Тамбовское УФАС России поступило заявление ООО "Управдом 68" с жалобой на действия ООО "ТЖК-С" по выпуску квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг и взиманию платы по ним без заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями в отношении многоквартирного дома N 119 по ул. Советской г. Тамбова (вх. от 28.07.2014 N 6065).
В связи с наличием признаков недобросовестной конкуренции в действиях ООО "ТЖК-С" было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Как следует из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, между собственниками многоквартирного дома N 119 по ул. Советской г. Тамбова и ООО "Управляющая жилищная компания" (14.01.2014 было переименовано в ООО "Управдом 68") (далее - ООО "Управдом 68") был заключен договор управления многоквартирным домом N 362/12 от 04.04.2008.
4 февраля 2013 года собственниками данного многоквартирного дома проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, на котором было принято решение о расторжении договора управления с ООО "Управдом 68" в связи с окончанием срока действия договора (отказ от пролонгации), о выборе способа управления многоквартирным домом - управляющей организацией ООО "ТЖК-С" и об утверждении условий договора управления, предложенного к заключению ООО "ТЖК-С".
Договор на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома между собственниками указанного дома и ООО "ТЖК-С" заключен 04.04.2013.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 05.03.2014 решение вышеуказанного собрания собственников помещений многоквартирного дома N 119 по ул. Советской г. Тамбова и договор на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома от 04.04.2013 признаны недействительными. Апелляционным определением Тамбовского областного суда от 30.06.2014 решение Октябрьского районного суда г. Тамбова оставлено без изменения.
В период с апреля 2013 года и по июнь 2014 года жителям дома N 119 по ул. Советской г. Тамбова приходили квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг от двух управляющих компаний: от ООО "Управдом 68" - белого цвета, от ООО "ТЖК-С" - розового цвета.
На обращение Тамбовского УФАС России о наличии заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и др. ООО "ТЖК-С" представило договор от 01.04.2013 N 3684, заключенный между ОАО "ТОСК" и ООО "ТЖК-С", в том числе в отношении дома N 119 по ул. Советской г. Тамбова.
ОАО "ТОСК" на запрос Тамбовского УФАС России также представило договор от 01.04.2013 N 3684 с ООО "ТЖК-С", в том числе в отношении того же дома, к которому имеется подписанное сторонами дополнительное соглашение от 03.04.2013 об исключении из приложения N 3 указанного договора многоквартирного дома по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 119. Данное соглашение вступает в силу с даты его подписания.
Договор энергоснабжения от 01.04.2013 N 3684, согласно пункту 8.1 данного договора, действует с 04.04.2013.
Таким образом, из указанного договора, еще не вступившего в действие (с 04.04.2013) уже был исключен многоквартирный дом по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 119 (с 03.04.2013). Соответственно, договорные отношения между ОАО "ТОСК" и ООО "ТЖК-С" в отношении указанного дома не возникали и не могли повлечь за собой право ООО "ТЖК-С" выпускать квитанции и распространять их среди жителей, а также получать оплату по ним.
Иных заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями ООО "ТЖК-С" не представило.
Как следует из ответов ОАО "Тамбовоблгаз" (исх. от 15.05.2013 N ДП-3601/1985), ООО "Стройцентр-сервис" (исх. от 15.04.2013 N 4), ООО "Аварийно-Диспетчерская служба" (исх. от 19.07.2013 N вх-292), ООО "ТЭКО-Сервис" (исх. от 19.07.2013 N 628), ООО "ОТИС-Лифт" (исх от 19.07.2013 N 350), МУП "ТИС" (исх. от 19.07.2013 N 1462630), договоры с ООО "ТЖК-С" в отношении многоквартирного дома N 119 по ул. Советской г. Тамбова не заключались.
ООО "ТЖК-С" на запрос Тамбовского УФАС России письменно сообщило, что оказывало услуги жителям многоквартирного дома N 119 по ул. Советской г. Тамбова в период с апреля 2013 по июнь 2014 года и всего за этот период приняло оплату от населения (вх. от 12.09.2014 N 8410):
МУП "ТИС" (отопление) - 2 713 887, 30 руб.; ООО "ТКС" (водоснабжение)- 205 731, 05 руб.; МУП "ТИС" (горячая вода) - 803 325, 93 руб.; ООО "ТКС" (водоотведение) - 255 127, 54 руб.; ОАО "ТОСК" (электроэнергия) - 703 082, 38 руб.; ОАО "ТОСК" (общий свет на МОП) - 85 967, 29 руб.; ООО "ТЭКО-Сервис" (ТБО) - 252379, 32 руб.; ООО "Отис Лифт" (лифт) - 156 130, 35 руб.; Жилищный комитет (найм жилья) - 7 005, 20 руб.; ООО "Стройдизайн" (домофон) - 15 713, 44 руб.; ИТОГО: 5 198 350, 03 руб.
Денежные средства, собранные с населения за предоставление жилищно-коммунальных услуг, ООО "ТЖК-С" направляло в ресурсоснабжающие организации (ОАО "Тамбовские коммунальные системы", МУП "Тамбовинвестсервис", ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания") с пометкой в платежных документах "в том числе за жилой дом по ул. Советской, 119...". 30 июня 2014 года Общество прекратило обслуживать многоквартирный дом N 119 по ул. Советской г. Тамбова на основании решения Тамбовского Областного суда от 30.06.2014.
На обращение Тамбовского УФАС России о наличии договорных отношений с ООО "ТЖК-С", а также о том, каким образом происходило зачисление денежных (средств за поставку отопления и горячей воды, поступившие от Общества с пометкой в платежных документах "в т.ч. ул. Советская, д. 119", МУП "Тамбовинвестсервис" сообщило (вх. от 17.02.2015 N 1611), что договорных отношений на жилой дом N 119 о ул. Советской г. Тамбова с ООО "ТЖК-С" никогда не имело. Все денежные средства, поступившие от ООО "ТЖК-С" зачтены в счет начислений по договору N 1842, включенному в отношении других домов (Моршанское шоссе, д. 3, ул. Подвойского, д. 5, ул. 2-я Шацкая, д. 2А, 2-я Шацкая, д. 8, ул. Широкая, д. 7А, ул. Широкая, д. 7г, ул. Пензенская, д. 57). Объем начисленных ООО "ТЖК-С" денежных средств в период с апреля 2013 года и по июнь 2014 составил 11735 636, 16 руб., а оплаченных обществом - 6 189 115, 59 руб., что подтверждается актом сверки взаимных расчетов от 8.10.2014. Начисление платы за отопление и горячее водоснабжение в отношении дома N 119 по ул. Советской г. Тамбова, а также выставление счетов на оплату производились в адрес ООО "Управдом 68".
ОАО "Тамбовские коммунальные системы" на запрос Тамбовского УФАС России ответило (вх. от 13.02.2015 N 1419), что договорные отношения по холодному водоснабжению и водоотведению у Общества с ООО "ТЖК-С" в отношении многоквартирного дома N 119 по ул. Советской г. Тамбова отсутствуют. В период с апреля 2013 года по июнь 2014 ОАО "ТКС" производило начисления ООО "ТЖК-С" в соответствии с договором N 3344/57 от 01.04.2013 в отношении других домов (Моршанское шоссе, д. 3, ул. Подвойского, д. 5, ул. 2-я Шацкая, д. 2А, 2-я Шацкая, д. 8, ул. Широкая, д. 7А, ул. Широкая, д. 5, ул. Пензенская, д. 57). ООО "ТЖК-С" производило оплату ровно по сумме выставляемых счетов без начислений за дом N 119 по ул. Советской г. Тамбова. По состоянию на 30.06.2014 за Обществом числится долг перед ОАО "Тамбовские коммунальные системы" в сумме 156 123,93 руб., что подтверждается актом сверки взаиморасчетов от 01.07.2014 N В0046966.
По данным ОАО "ТОСК" (вх. от 23.10.2014 N 10060), ООО "ТЖК-С", перечисляя денежные средства ОАО "ТОСК" в счет оплаты за потребленную электроэнергию в отношении многоквартирного дома N 119 по ул. Советской г. Тамбова, не указывало конкретные суммы оплаты. Ввиду отсутствия заключенного с ООО "ТЖК-С" договора энергоснабжения в отношении вышеуказанного дома, поступившие денежные средства ОАО "ТОСК" засчитывало в счет оплаты потребленной электроэнергии по договору энергоснабжения N 3684 от 01.04.2013, заключенного в отношении других многоквартирных домов. Исполнителем коммунальных услуг в отношении жителей многоквартирного дома N 119 по ул. Советской г. Тамбова является ООО "Управдом 68", которое приобретает и оплачивает электрическую энергию для жителей указанного дома по договору энергоснабжения N 2528 от 01.07.2008.
Информация ООО "ТЖК-С" о перечислении денежных средств в ОАО "ТОСК", ОАО "ТКС", МУП "Тамбовинвестсервис" по платежным документам с пометкой "в т.ч. ул. Советская, д. 119" в ходе рассмотрения настоящего дела не подтвердилась, поскольку Общество оплачивало услуги вышеуказанных ресурсоснабжающих организаций только по выставленным счетам согласно заключенных договоров в отношении других многоквартирных домов.
Таким образом, ООО "ТЖК-С" не имело заключенных договоров с ресурсоснабжащими организациями и, соответственно, не могло предоставлять коммунальные услуги жителям многоквартирного дома N 119 по ул. Советской г. Тамбова.
Управляющей организацией, предоставляющей коммунальные услуги жителям многоквартирного дома N 119 по ул. Советской г. Тамбова в период с апреля 2013 года и по июнь 2014, являлось ООО "Управдом 68", что подтверждается договорами, заключенными с:
ОАО "ТКС" на поставку воды и отвод сточных вод от 01.02.2008 N 18,
ОАО "ТОСК" на энергоснабжение от 01.07.2008 N 2528,
МУП "ЕРЦ" на информационно-вычислительные услуги от 16.12.2008,
ООО "ОТИС-Лифт" на комплексное обслуживание лифтов от 01.02.2008 N 1/08 (В70РС-004122),
ООО "ТЭКО-Сервис" на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 01.07.2012 N 12/7882/Ом,
МУП "Тамбовинвестсервис" на поставку тепловой энергии в горячей воде от 01.02.2008 N 31/ТЭ-02/08,
ООО "Жилищное эксплуатационное управление 9" на техническое обслуживание, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов и придомовых территорий от 01.02.2012 N 268/12,
ООО "Аварийно-Диспетчерская Служба" на аварийное обслуживание жилищного фонда от 01.02.2013 N 13/АО-МКД-02/13.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела установлено, что по вышеуказанным договорам выставлялись счета, в том числе, и в отношении дома N 119 по ул. Советской г. Тамбова, которые оплачивались Обществом. Следовательно, исполнителем коммунальных услуг, а также организацией, осуществляющей управление домом N 119 по ул. Советской г. Тамбова в период с апреля 2013 года и по июнь 2014, являлось ООО "Управдом 68".
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N А4-27/14 от 10.03.2015 Комиссия Тамбовского УФАС России признала ООО "ТЖК-С" нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) - распространение квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг без заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов в отношении многоквартирного дома N 119 по ул. Советской г. Тамбова и получению оплаты по ним в период с апреля 2013 года по июнь 2014 и пункт 2 части 1 статьи 14 Закона N 135-ФЗ - введение в заблуждение в отношении продавца коммунальной услуги.
Факт нарушения ООО "ТЖК-С" части 1 статьи 14, а также пункта 2 части 1 статьи 14 Закона N 135-ФЗ установлен в решении Комиссии Тамбовского УФАС России N А4-27/14 от 10.03.2015 (исх. от 01.08.2014 N 58-4-09/1005).
На основании решения N А4-27/14 от 10.03.2015 Тамбовским УФАС России был составлен протокол об административном правонарушении от 18.06.2015 NАП-31/15 и вынесено постановление от 03.07.2015 N АП4-31/15 о привлечении ООО "ТЖК-С" к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ и назначении наказания в виде наложения административного штрафа в размере 250 000 руб.
Полагая постановление от 03.07.2015 N АП4-31/15 незаконным и необоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд области исходил из доказанности наличия в действиях Общества состава вменяемого правонарушения и отсутствия существенных процессуальных нарушений в ходе административного преследования заявителя.
Исследовав повторно материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему:
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Часть 1 статьи 14.33 КоАП РФ предусматривает, что недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ и частью 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из оспариваемого постановления, Обществу вменяется в вину нарушение части 1 статьи 14 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в распространении квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг без заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов в отношении многоквартирного дома N 119 по улице Советской г. Тамбова и получению оплаты по ним в период с апреля 2013 года по июнь 2014 года, а также нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Закона N 135-ФЗ - введение в заблуждение в отношении продавца коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в |многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с пунктом 14 указанных Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по оговору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Данные Правила определяют понятие "исполнитель" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнитель, в соответствии с Правилами, наделен правами и обязанностями, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям (п.п. а,б п. 31 Правил).
Антимонопольным органом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "ТЖК-С" не имело заключенных договоров с ресурсоснабжащими организациями, обязательств по оплате перед ресурсоснабжающими организациями не несло, коммунальными ресурсами не обладало, следовательно, не могло предоставлять коммунальные услуги жителям многоквартирного дома N 119 по ул. Советской г. Тамбова.
Таким образом, ООО "ТЖК-С", осуществляя выпуск квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг и принимая оплату по ним без заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями в отношении многоквартирного дома N 119 по ул. Советской г. Тамбова, действовало в нарушение вышеприведенных норм жилищного законодательства.
Общество не имело законных оснований взимать плату с собственников помещений многоквартирного дома за те услуги, которые не оказывало.
Выставляя квитанции собственникам помещений многоквартирного дома N 119 по ул. Советской г. Тамбова, в которых содержится услуга по водоснабжению, водоотведению, электроэнергии, отоплению, ООО "ТЖК-С" вводило указанных лиц в заблуждение в отношении исполнителя данной услуги, так как данную услугу не предоставляло.
В результате, ООО "ТЖК-С" получило преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку, не имея законных оснований, не предоставляя жилищно-коммунальные услуги и не неся связанных с этим затрат, Общество предъявляло собственникам помещений многоквартирного дома к оплате квитанции и принимало оплату по ним.
Указанные действия ООО "ТЖК-С" повлекли за собой уменьшение объемов полученных платежей ООО "Управдом 68", которое обязано оплачивать поставленные ресурсы в соответствии с заключенными договорами с ресурсоснабжающими организациями, а в случае неисполнения принятых на себя обязательств Общество несет гражданско-правовую ответственность.
Таким образом, данные действия ООО "ТЖК-С" причинили убытки ООО "Управдом 68".
По данным ООО "Управдом 68" (вх. от 24.02.2015 N 1799), задолженность жителей указанного дома по состоянию на 01.07.2014 составила 3 649 104, 84 руб. что, по мнению Общества, является его убытками.
По данным ООО "ТЖК-С" (вх. от 12.09.2014 N 8410) в период с апреля 2013 по июнь 2014 года приняло оплату от населения в размере 5 198 350, 03 руб.
ООО "Управдом 68" и ООО "ТЖК-С" являются конкурирующими хозяйствующими субъектами на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в г. Тамбове, то есть, оказывают одинаковые услуги, приносящие им доход.
Недобросовестная конкуренция не допускается.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона N 135-ФЗ, недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Таким образом, действия ООО "ТЖК-С" по распространению квитанций на плату жилищно-коммунальных услуг без заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов в отношении многоквартирного дома N 119 по ул. Советской г. Тамбова и получению оплаты по ним, также введению в заблуждение жителей вышеуказанного дома в отношении продавца коммунальной услуги в период с апреля 2013 года по июнь 2014 года являются актом недобросовестной конкуренции на рынке управления многоквартирными домами г. Тамбова, что запрещено частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Факт нарушения подтвержден материалами административного дела, а также решением Комиссии Тамбовского УФАС России от 10.03.2015 N А4-27/14, которым ООО "ТЖК-С" признано нарушившим часть 1 статьи 14, а также пункт 2 части 1 статьи 14 Закона N 135-ФЗ.
Данное решение антимонопольного органа обжаловано не было и вступило в законную силу.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Это прямо предусмотрено вышеуказанной частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ. Данная норма не содержит каких-либо иных поводов к возбуждению производства по делу об административном правонарушении для данных составов (ст. ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33).
Поскольку решение от 10.03.2015 N А4-27/14 комиссии Тамбовского УФАС России вступило в законную силу, следовательно, у антимонопольного органа имелись достаточные основания и повод для возбуждения дела об административном правонарушении.
В силу части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Учитывая, что факт нарушения 1 статьи 14, а также пункт 2 части 1 статьи 14 Закона N 135-ФЗ установлен Тамбовским УФАС России при рассмотрении антимонопольного дела и зафиксирован в решении от 10.03.2015 N А4-27/14, годичный срок давности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться с 11.03.2015 (см. пункт 10.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N30).
Следовательно, постановление N АП4-31/15 от 03.07.2015 принято в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм закона.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в ред. Постановления Пленума Вас РФ от 10.11.2011 N 71) разъяснено, что юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Вина ООО "ТЖК-С" состоит в том, что Общество в период с апреля 2013 года по июнь 2014 года распространяло квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг без заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов в отношении многоквартирного дома N 119 по ул. Советской г. Тамбова, а также принимало оплату по ним, чем вводило в заблуждение жителей вышеуказанного дома в отношении продавца коммунальной услуги, тем самым нанося убытки конкуренту ООО "Управдом 68".
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих Обществу в соблюдении антимонопольного законодательства в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах ООО "ТЖК-С" виновно в совершенном правонарушении.
Возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена также обязательным наличием всех элементов состава административного правонарушения.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, суд области пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "ТЖК-С" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка и процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих нарушение его прав и влияющих на законность вынесенного административным органом постановления, судом не установлено.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.09.2015 по делу N А64-4592/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская Жилищная Компания-С" в лице конкурсного управляющего Степунина Р.В. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4592/2015
Истец: ООО "Тамбовская жилищная компания-С" (ООО "ТЖК-С")
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы (Тамбовское УФАС России)