г. Санкт-Петербург |
|
20 ноября 2015 г. |
Дело N А56-49013/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Черемошкиной В.В., Шестаковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Жарковым Р.П.
при участии:
от истца: Булейко Д.Н., доверенность от 15.10.2015
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23998/2015) товарищества собственников жилья "Художников-5" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 августа 2015 года по делу N А56-49013/2014 (судья Герасимова Е.А.), принятое
по иску товарищества собственников жилья "Художников-5"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга"
о взыскании
установил:
Товарищество собственников жилья "Художников-5 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - суд) с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Агентство), о взыскании 1 405 935 руб. 34 коп. расходов на капитальный ремонт общедомового имущества многоквартирных домов.
Решением от 23.09.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015, иск удовлетворен.
Постановлением от 15.05.2015 суда кассационной инстанции указанные судебные акты отменены в части взыскания 533 796 руб. 42 коп. стоимости замены деревянных оконных рам на металлопластиковые, в указанной части дело направленно на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении решением суда от 14.08.2015 в удовлетворении иска в указанной части отказано.
Истец, обжаловав в апелляционном порядке решение, просит с учетом дополнений к апелляционной жалобе, полученных ответчиком и представляющим более подробные пояснения относительно работ пояснений по относимости работ по замене деревянных оконных рам на металлопластиковые к текущему или к капитальному ремонту, просит его отменить ввиду неполного выяснения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменения норм материального права, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя апелляционной жалобы, судом в части отнесения указанных работ к категории работ по текущему ремонту сделаны неверные выводы.
Товарищество не согласно с выводами суда, о том, что в приложении N 7 к Правилам N 170 приведен перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в том числе в отношении оконных и дверных заполнений, а именно смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений, и в примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение N 8 к Правилам N 170) какие-либо работы по замене оконных заполнений не включены, считает, что фактически были выполнены работы по полной замене оконных блоков во всех МКД, входящих состав Товарищества, что исключает в соответствии с подпунками 4.7.2, 4.7.7 пункта 4.7 раздела 4 Правил N 170, не относятся к работам по устранению неисправностей оконных проемов: неплотностям по периметру оконных и дверных коробок, зазоров повышенной ширины в притворах переплетов, дверей, разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития; заполнения оконных и дверных проемов, подвергшиеся значительному износу (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.), должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами. Все поверхности, соприкасающиеся с каменными стенами, должны быть изолированы.
В соответствии с предоставленными суду документами: протоколами ОСС ТСЖ, договорами и актами приемки выполненных работ, по факту выполнены работы по полной замене оконных блоков во всех МКД, входящих в состав ТСЖ "Художников-5" "путем демонтажа деревянных оконных блоков и установки новых металлопластиковых оконных блоков", что в соответствии в вышеизложенным и фактическими обстоятельствами исключает отнесение указанных выполненных работ к смене и восстановлению отдельных элементов (приборов) и заполнений, а следовательно и к текущему ремонту.
Несостоятельны и ссылка на Приложение N 7 Приказа N 312, так как: ни смены, ни восстановления отдельных элементов, ни частичной замены оконных заполнений (деревянных, металлических и др.); ни постановке доводчиков, пружин, упоров и пр.; ни смены оконных приборов; ни замены разбитых стекол, стеклоблоков; ни врезки форточек произведено не было: была произведена полная замена деревянных блоков на металлопластиковые оконные блоки, расположенные на лестничных площадках и чердачно - подвальных помещениях, которые относятся к общему имуществу собственников МКД, входящих в состав ТСЖ "Художн и ков-5".
Также несостоятельна ссылка на "Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004", утв. Госстроем России 01.01.2004, которой выполненные ТСЖ капитальные работы, суд отнес к смене, восстановлению отдельных элементов, частичной замене оконных заполнений; установке доводчиков пружин, упоров и пр.; смены оконных приборов, так как на основании фактически выполненных работ, предоставленных документов, вышеизложенного и в соответствии с Постановлением N 41 и Правилами N 170, перечисленных действий осуществлено не было: была произведена полная замена деревянных блоков на металлопластиковые оконные блоки, расположенные на лестничных площадках и чердачно - подвальных помещениях, которые относятся к общему имуществу собственников МКД, входящих в состав ТСЖ "Художников-5".
Помимо этого, в соответствии с подп. 3.6. п. 3 Таблицы 2 Раздела 3 Распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 29.01.2015 N 44-р "Об утверждении Методических рекомендаций по расчету размеров предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Санкт-Петербурга", к видам услуг и(или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в частности, отнесены замена оконных и балконных заполнений, относящихся к общему имуществу МКД, в том числе на энергоэффективные шумоизоляционные.
Полагая, что в силу статьи 210 ГК РФ именно собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, податель апелляционной жалобы считает, что именно Агентство должно возмещать указанные средства Товариществу.
В судебном заседании представителем истца поддержаны доводы жалобы.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времен и месте судебного заседания, представителей не направил, отзыва на апелляционную жалобу не представил, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно договору от 10.02.2010 N 50/10-Т (далее - Договор) Агентство (заказчик) поручает, а Товарищество (исполнитель) обязуется осуществлять содержание и ремонту общего имущества многоквартирных домов: дома 3, корпуса 1 и 2; дома 5, корпуса 1 и 3; дома 9, корпус 1 на проспекте Художников, (далее - многоквартирные дома), в которых расположены жилые и нежилые помещения, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга. Заказчик в свою очередь обязуется возмещать расходы исполнителя на выполнение данного поручения.
Государственная жилищная инспекция выдала Товариществу предписания от 12.05.2011 N 05/155 и 05/155-1 о включении в план работ на 2011 год и выполнении в срок до 15.09.2011 работ капитального характера.
Товарищество, ссылаясь на выполнение работ по капитальному ремонту домов (ремонт аварийных элементов общедомового центрального отопления, замену лифтовых кабин и ремонт лифтового оборудования, капитальный ремонт общедомового имущества - замену аварийных деревянных оконных рам на лестничных площадках и в подвально-чердачных помещениях на металлопластиковые), потребовало у Агентства оплатить его долю, которая по расчетам Товарищества составила 1 405 935 руб. 34 коп.
Поскольку Агентство требование об оплате не удовлетворило, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. В соответствии с положениями статей 9 и 65 АПК РФ Товарищество представило в материалы дела решения собственников жилья о расходовании денежных средств на капитальный ремонт, договоры на выполнение работ и акты принятых работ, а также платежные поручения, свидетельствующие об оплате указанных работ.
Агентство возражало против удовлетворения исковых требований, полагая, что не должно возмещать 533 796 руб. 42 коп. стоимости замены деревянных оконных рам на металлопластиковые, поскольку указанные работы в соответствии с решением общего собрания членов Товарищества, проведенного в заочной форме в период с 27.12.2010 по 07.01.2011, должны были производиться за счет доходов от финансово-хозяйственной деятельности Товарищества (средств от сдачи в аренду элементов зданий).
При направлении дела на новое рассмотрение судом кассационной инстанции судом кассационной инстанции указано, что при этом суды не оценивали ни правомерность отнесения Товариществом спорных работ к капитальному ремонту, ни возможность расходования на эти работы средств фонда капитального ремонта (о чем было принято решение общего собрания членов Товарищества, проведенного в заочной форме в период с 01.02.2011 по 20.02.2011), не устанавливали, все ли принадлежащие Санкт-Петербургу помещения в этих домах являются жилыми и занятыми нанимателями - лицами, в силу части 1 статьи 154 ЖК РФ обязанными оплачивать текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, и именно данные обстоятельства поручено проверить данные обстоятельства.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд указал в решении, что указанные работы не относятся к категории работ по капитальному ремонту, подлежащими оплате собственником помещений, суд указал в решении, что требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые изданы с целью обеспечить выполнение установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В приложении N 7 к Правилам N 170 приведен перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в том числе в отношении оконных и дверных заполнений, а именно смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений. В примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение N 8 к Правилам N 170) какие-либо работы по замене оконных заполнений не включены.
Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденным Госстроем России 01.01.2004, ведомственными строительными нормами и положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденными приказом Госкомархитектуры России от 23.11.1998 N 312, работы по смене оконных заполнений и восстановлению их отдельных элементов (приборов) также отнесены к текущему ремонту. В указанных документах в перечень работ по капитальному ремонту также не включены какие-либо виды работ в отношении оконных заполнений.
Кроме того, истец в судебном заседании пояснил, что все жилые помещения, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, заняты нанимателями, которые в силу части 1 статьи 154 ЖК РФ обязаны оплачивать текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Также судом учтено, что согласно протоколу общего собрания членов ТСЖ от 27.12.2010 замена оконных блоков производится за счет доходов от финансово-хозяйственной деятельности товарищества (средств от сдачи в аренду элементов здания крыш, подвалов, чердаков интернет провайдерам, операторам связи и телекоммуникационных услуг). Протоколом N 1 общего собрания собственников ТСЖ от 25.02.2011 установлено, что работы будут произведены за счет средств капитального ремонта. В судебном заседании истец не смог пояснить, за счет каких средств произведена замена оконных блоков.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными доводы жалобы в части отнесения указанных работ к категории работ по капитальному ремонту.
Для определения работ по текущему ремонту необходимо руководствоваться следующим.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 15 февраля 2008 г. N 39 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 1 "Опросный лист для обследования бюджетов домашних хозяйств" к работам по текущему ремонту жилого помещения отнесены работы, которые:
1) должны регулярно производиться для поддержания жилья в хорошем рабочем состоянии;
2) не изменяют эксплуатационные качества жилых помещений, их характеристики или предполагаемый срок службы. К таким работам относятся: оштукатуривание, покраска и оклейка обоями стен и потолков, ремонт крыши, циклевка и покраска полов, кладка плитки, ремонт встроенного сантехнического и отопительного оборудования.
Проведение капитального ремонта предполагает проведение работ по замене оконных блоков, дверей, сантехнического оборудования, радиаторов отопления, труб водоснабжения и т.п.
Основное отличие текущего ремонта от капитального заключается в виде и характере выполняемых работ.
Для разграничения текущего и капитального ремонта можно руководствоваться, во-первых, Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, которое было утверждено Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N 279.
Во-вторых, перечень основных работ, проводимых в ходе текущего и капитального ремонта, приведен для объектов социально-культурной сферы в Ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р), утвержденных Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, а для объектов производственной сферы - в Методических указаниях МДС 13-14.2000, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279.
Для жилых помещений отличия текущего ремонта от капитального содержатся в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170.
Анализируя вышеупомянутые документы в области строительства, можно сказать, что к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели. К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д.
Законодательное определение понятия "капитальный ремонт" применительно к многоквартирному дому дано в ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". В соответствии с данным определением, капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Текущий (предупредительный) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей [107].
Для целей проведения капитального ремонта следует также руководствоваться нормативными сроками службы тех или иных конструкций.
Кроме того, неким ориентиром в этом вопросе может служить Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Так, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
- ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Капитальный ремонт проводится, как правило, на основании дефектных ведомостей, составленных по результатам технических осмотров и текущих ремонтов.
При капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.
В обоснование исковых требований Товарищество сослалось на несение затрат по капитальному ремонту общедомового имущества - замену аварийных деревянных оконных блоков на металлопластиковые окна на лестничных площадках и подвально - чердачных помещениях на основании, в том числе, Предписаний ГЖ И СПб от 12.05. 2011 N 05/155 и N 05/122-1, Протокола общего собрания от 25.02.2011 N 1.
В материалы дела представлен протокол общего собрания членов ТСЖ от 27.12.2010 указано, что принято решение провести капитальные работы по замене старых аварийных деревянных оконных блоков в подвальных и чердачных помещениях домов за счет доходов от финансово-хозяйственной деятельности Товарищества (средств от сдачи в аренду элементов здания крыш, подвалов, чердаков интернет провайдерам, операторам связи и телекоммуникационных услуг).
При этом необходимо учитывать, что в постановлении суда кассационной инстанции не содержится категоричных выводов об отнесении спорных работ по замене оконных блоков на новые к работам по ткущему ремонту, подлежащих возмещению за счет нанимателей, а было поручено суду оценить как правомерность отнесения Товариществом спорных работ к капитальному ремонту, так и возможность расходования на эти работы средств фонда капитального ремонта.
Однако указанные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неправильного решения, поскольку истцом не было представлено доказательств исполнения решения собственников согласно протоколу общего собрания членов ТСЖ от 27.12.2010 о замене оконных блоков за счет доходов от финансово-хозяйственной деятельности Товарищества (средств от сдачи в аренду элементов здания крыш, подвалов, чердаков интернет провайдерам, операторам связи и телекоммуникационных услуг).
Протоколом N 1 общего собрания собственников ТСЖ от 25.02.2011 установлено, что работы будут произведены за счет средств капитального ремонта. В судебном заседании как в суде первой, так в суде апелляционной инстанции истец не смог пояснить, за счет каких средств произведена замена оконных блоков, факт исполнения решения собственников согласно протоколу общего собрания членов ТСЖ от 27.12.2010 о замене оконных блоков за счет доходов от финансово-хозяйственной деятельности Товарищества.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2015 по делу N А56-49013/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
В.В. Черемошкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-49013/2014
Истец: ТСЖ "Художников-5"
Ответчик: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агенство Выборгского района Санкт-Петербурга"
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4151/15
20.11.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23998/15
14.08.2015 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-49013/14
15.05.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2244/15
20.01.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26467/14
23.09.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-49013/14