г. Санкт-Петербург |
|
20 ноября 2015 г. |
Дело N А56-14077/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Кашиной Т.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Кривобоковым К.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Козлова Е.А., доверенность от 13.01.2015 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24847/2015) Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2015 г. по делу N А56-14077/2015 (судья Вареникова А.О.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Гранд" заинтересованное лицо: Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гранд" (далее - ООО "Гранд", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация) о признании ненормативного акта за N 01.17/2247 от 17.02.2015 г. недействительным, а также с требованием об обязании Администрации принять решение об условиях приватизации встроенного нежилого помещения первого этажа вх. 3 общей площадью 171.4 кв. м. в порядке Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Решением суда от 25.08.2015 г. требования Общества удовлетворены.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Администрация просит решение от 25.08.2015 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.
По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, не принял во внимание, что договор аренды был заключен сторонами 16.09.2009 г., в связи с чем по состоянию на 01.09.2012 г. Объект находился во владении и пользовании Общества менее пяти лет, что не соответствует требованиям части 2.1. статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Кроме того, податель апелляционной жалобы отмечает, что на момент включения Объекта в Перечень (28.07.2008 г.) спорное помещение не являлось объектом арендных отношений с ООО "Гранд", в связи с чем сам по себе факт включения Объекта в Перечень после опубликования Закона N 159-ФЗ о противоправном характере действий Администрации и намерении причинить вред Обществу не свидетельствует.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал апелляционную жалобу.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит решение от 25.08.2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Общество своего представителя в судебное заседание не направило, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 16.09.2009 г. N 27 (с учетом изменений, внесенных дополнительными соглашениями от 11.06.2009 г., от 11.10.2010 г., от 11.01.2011 г., от 20.06.2011 г., от 12.07.2011 г., от 02.09.2011 г. и от 26.06.2014 г.; далее - Договор), заключенного с Администрацией, Обществу предоставлено во временное пользование нежилое помещение 1-го этажа, вх. 3 (позиция по экспликации к поэтажному плану: 2, 4-12), находящееся в собственности муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области, именуемое далее Объектом, расположенное в пятиэтажном кирпичном жилом доме по адресу: г. Кириши, ул. Мира, д. 10, для использования под: общественное питание без реализации алкогольных напитков и пива - 89.7 кв. м; продовольственная торговля с реализацией алкогольных напитков и пива - 81.7 кв. м (л.д. 113).
Объект включен в Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Главы администрации муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района от 28.07.2008 г. N 60.
В соответствии с частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) 07.07.2014 г. Общество направило в адрес Администрации заявление о заключении договора купли-продажи в отношении Объекта (л.д. 58-59).
Письмом от 30.07.2014 г. N 01.17/5886 Администрация отказала Обществу в приобретении Объекта, ссылаясь на несоблюдение условий, установленных подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Ссылаясь на неполучение от Администрации ответа на заявление о заключении договора купли-продажи в отношении Объекта, Общество 05.02.2015 г. направило Администрации обращение с просьбой предоставления ответа на заявление от 07.07.2014 г.
17.02.2015 г. за N 01.17/2247 Администрация повторно отказала Обществу в приобретении Объекта, ссылаясь на несоблюдение условий, установленных подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ (л.д. 61-62).
Полагая указанный отказ необоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно пункту 5 статьи 3 названного Федерального закона особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Такие особенности установлены Законом N 159-ФЗ, вступившим в силу 05.08.2008 г.
Статьей 3 Закона N 159-ФЗ предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 1 сентября 2012 года находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение пяти и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
Таким образом, Закон N 159-ФЗ в указанной редакции предоставил право выкупить арендованное имущество как тем предпринимателем, чье имущество не включено в упомянутый перечень (в этом случае субъект малого (среднего) предпринимательства по состоянию на 1 июля 2013 г. должен арендовать указанное имущество непрерывно в течение двух и более лет); так и для включенных в перечень, если такое имущество на 1 сентября 2012 г. арендовалось непрерывно в течение пяти и более лет и находилось в перечне в течение пяти и более лет до дня подачи такого заявления.
Из содержания данной нормы права следует, что для предоставления права выкупа арендованного имущества необходимо наличие двух условий, установленных частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, в связи с чем ошибочным является вывод суда первой инстанции о том, что ссылка Администрации на необходимость одновременного соблюдения двух условий, установленных частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, основана на неверном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела, договор аренды был заключен между Обществом и Администрацией 16.09.2009 г., таким образом, по состоянию на 01.09.2012 г. объект находился во владении и пользовании Общества менее пяти лет, что свидетельствует об отсутствии у Общества права на выкуп арендуемого объекта на момент подачи заявления о выкупе от 07.07.2014 г. и отказе Администрации от 30.07.2014 г.
Таким образом, отказ Администрации является правомерным и соответствует положениям Закона N 159-ФЗ.
С учетом изложенного решение суда от 25.08.2015 г. подлежит отмене, требования Общества - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 августа 2015 года по делу N А56-14077/2015 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Гранд" отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Гранд" в доход бюджета Российской Федерации 500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14077/2015
Истец: ООО "Гранд"
Ответчик: Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области