г. Самара |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А72-10101/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 ноября 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Парк"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 сентября 2015 года по делу N А72-10101/2015 (судья Корастелев В.А.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Парк" (ОГРН 1097327001507, ИНН 7327050940) г.Ульяновск,
к Министерству экономического развития Ульяновской области (ОГРН 1047301019776, ИНН 7325050230) г.Ульяновск,
об отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Парк" (далее - заявитель, общество, ООО "УК ПАРК") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству экономического развития Ульяновской области (далее - Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 25.06.2015 N 44-ц о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб., ограничиться устным замечанием (т.1 л.д.4-5).
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства (т1. л.д.1).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.09.2015 по делу N А72-10101/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.2 л.д.23-25).
В апелляционной жалобе заявитель просит изменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, признать совершенное правонарушение малозначительным (т.2 л.д.30-32).
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Департаментом по регулированию цен и тарифов Министерства экономического развития Ульяновской области на личном приёме рассмотрено обращение гражданки Хрипуновой Т.А., проживающей по адресу: г. Ульяновск, ул. Промышленная, д. 93, кв. 5, по вопросу применения тарифов на коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
В ходе рассмотрения вышеуказанного обращения выявлены нарушения обязательных требований, установленных законодательством об электроэнергетике.
18.06.2015 Министерством экономического развития Ульяновской области в отношении ООО "УК "ПАРК" составлен протокол N 44/2015-пр об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ (т.1 л.д.108-111).
Рассмотрев материалы административного дела, Министерством экономического развития Ульяновской области 25.06.2015 вынесено постановление N 44-ц о привлечении к административной ответственности, которым ООО "УК "ПАРК" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и наложен административный штраф в размере 50 000 руб. (т.1 л.д.12-18, 116-122).
Общество не согласилось с постановлением административного органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования предусмотрено привлечение к административной ответственности в виде штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, исходил из следующего.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Промышленная, д. 93, оборудован коллективным прибором учёта электроэнергии, дифференцированным по двум зонам суток.
Согласно договору от 01.05.2014 N 4571/1 ОАО "Ульяновскэнерго" обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлечённых третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а ООО "УК "Парк" обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Таким образом, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, ООО "УК "Парк" является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно приложению N 1 от 01.10.2014 к договору энергосбережения N 4571 от 01.01.2013 ОАО "Ульяновскэнерго" поставляет ООО "УК "ПАРК" электрическую энергию по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Ульяновск, ул. Промышленная, д. 93, по тарифу, дифференцированному по двум зонам суток.
В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии со статьями 23.1, 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пп. 3, 4, 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, п. 4 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).
Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 21.11.2014 N 06-457 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к населению категориям потребителей в Ульяновской области на 2015 год" (в ред. приказов Министерства от 26..12.2014 N 06-1016, от 26.03.2015 N 06-68, от 14.04.2015 N 06-72) установлены тарифы на электрическую энергию для населения на 2015 год.
Для категории "Население, проживающее в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками" установлены одноставочные тарифы на электрическую энергию, дифференцированные по двум зонам суток на первое полугодие 2015 года:
1) Дневная зона (пиковая и полупиковая) - 2,08 руб./кВт.ч (с учётом НДС);
2) Ночная зона - 1,04 руб./кВт.ч (с учётом НДС).
Согласно счетам-фактурам от 31.01.2015 N 000000551, от 28.02.2015 N 000004659, от 31.03.2015 N 000007754, от 30.04.2015 N 000011248 выставленным ОАО "Ульяновскэнерго", ООО "УК "ПАРК" оплачивает электрическую энергию по многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: г. Ульяновск, ул. Промышленная, д. 93, по одноставочному тарифу, дифференцированному по двум зонам суток.
Однако, согласно счетам квитанциям для внесения коммунальных платежей за февраль-апрель 2015 года по квартирам N N 5, 13, расположенном в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ульяновск, ул. Промышленная, д. 93, прослеживается, что в феврале-апреле 2015 года применялся тариф в размере 2,08 руб./кВт.ч (с учётом НДС) (согласно квитанциям), а при расчёте тарифа Министерством - в размере 2,07 руб./кВт.ч (с учётом НДС), вместо тарифа для населения, проживающего в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками дифференцированного по двум зонам суток, установленного приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 21.11.2014 N 06-457 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к населению категориям потребителей в Ульяновской области на 2015 год" (в ред. приказов Министерства от 26.12.2014 N06-1016, от 26.03.2015 N 06-68, от 14.04.2015 N 06-72) в размерах:
- Дневная зона (пиковая и полупиковая) - 2,08 руб./кВт.ч (с учётом НДС);
- Ночная зона - 1,04 руб./кВт.ч (с учётом НДС).
Согласно счетам-квитанциям для внесения коммунальных платежей за май 2015 года по квартирам N N 5, 13, расположенным в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ульяновск, ул. Промышленная, д. 93, ООО "УК "Парк" сделал перерасчёт платы за электроэнергию.
Таким образом, ООО "УК "ПАРК" был нарушен порядок ценообразования при взимании платы за электроэнергию с граждан, проживающих по адресу: г. Ульяновск, ул. Промышленная, д. 93, в феврале-апреле 2015 года, тем самым совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ - занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Нарушение требований закона о ценообразовании имеет широкую социальную значимость и находится под постоянным особым контролем государства. Совершенное административное правонарушение создаёт существенную угрозу охраняемым обществом отношениям, которая заключается в непроявлении должной осмотрительности, нарушении механизма государственного регулирования цен и причинении вреда интересам граждан.
Материалы дела не содержат сведений о наличии объективных препятствий для надлежащего исполнения обществом требований закона, ввиду чего вину общества в совершении вменяемого ему правонарушения следует считать установленной.
Факт допущенного нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ подтверждается протоколом об административном правонарушении и ООО "УК "Парк" не оспаривает.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о принятии обществом всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства, каких-либо обстоятельств, препятствующих обществу исполнить нарушенные им требования законодательства, в рассматриваемом случае не установлено.
Суд первой инстанции правомерно не установил оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Согласно статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из разъяснений пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Материалы дела не содержат доказательств, указывающих на исключительный характер допущенного университетом правонарушения.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью.
Выполняя требования законодательства о государственном регулировании цен и тарифов общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск, осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства. ООО "УК "Парк" при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен и тарифов, а также прав и интересов третьих лиц, имело возможность принять меры для соблюдения требований указанного законодательства.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
ООО "УК "Парк" ранее было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Постановление Министерства от 29.05.2014 N 21-ц вступило в законную силу согласно решению Арбитражного суда Ульяновской области по делу NА72-7753/2014 от 12.12.2014 о снижении штрафа по постановлению до 15 000 руб. по истечении срока на обжалование решения.
Кроме того, постановлением от 10.06.2014 N 22-ц ООО "УК "ПАРК" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, которое решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.01.2015 по делу N А72-12431/2014 отменено в части суммы штрафа, превышающей 50 000 руб.
Вышеизложенное свидетельствует о повторности совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в связи с чем суд первой инстанции правомерно не установил наличия обстоятельств смягчающих административную ответственность, а также указывающих на возможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.2. КоАП РФ добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 такое обстоятельство не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности правонарушения, а в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания в качестве смягчающих обстоятельств.
То обстоятельство, что ООО "УК "Парк" добровольно, до вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, устранило нарушения, является смягчающим обстоятельством, которое, в порядке ч. 1 статьи 4.2 КоАП РФ, было учтено должностным лицом при вынесении оспариваемого постановления.
При назначении наказания административным органом приняло во внимание имущественное положение общества, несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения, и в соответствии с положениями пунктов 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ уменьшило размер подлежащего взысканию административного штрафа до 50 000 руб. - то есть ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи.
Законных оснований к дополнительному уменьшению размера штрафа не имеется.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание, являющееся установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Освобождение нарушителя от административной ответственности по малозначительности в данном случае не будет способствовать достижению цели неотвратимости наказания и цели предупреждения совершения в дальнейшем ООО "УК "Парк" нарушений законодательства о тарифах.
Материалами дела доказан факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, которое выражается в нарушении установленного порядка ценообразования.
Процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не установлено.
Суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
При подаче апелляционной жалобы ООО "УК "Парк" ошибочно уплачена в доход федерального бюджета по платежному поручению от 30.09.2015 N 359 государственная пошлина в размере 3000 руб., которая подлежит возврату заявителю.
По правилам, установленным в абзаце 2 части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 сентября 2015 года по делу N А72-10101/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Парк" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Парк" (ОГРН 1097327001507, ИНН 7327050940) из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 30 сентября 2015 года N 359 государственную пошлину в размере 3000 (Три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, установленным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10101/2015
Истец: ООО "Управляющая компания "Парк", ООО Управляющая компания Парк
Ответчик: Министерство экономического развития Ульяновской области